![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
53 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Вторник, 30 апреля 2002 года | |||
![]() |
МОТОРОСТРОИТЕЛИ Ровно 60 лет назад в Миассе был запущен моторный цех. С него начался Уральский автомобильный завод На апрель приходится много важных событий в жизни моторостроителей: выпуск первой детали — поршневого кольца, сборка первой коробки скоростей, и, наконец, 30 апреля 1942 года был собран первый уральский мотор. Но самым главным был, конечно же, пуск моторного цеха. Это событие произошло 25 апреля 1942 года. Ровно 60 лет тому назад. Внеимоверно трудных условиях обживали приехавшие москвичи новые площади на уральской земле. Монтаж оборудования производился, когда и крыши-то над головой не было, а морозы в тот год стояли лютые. Руки пристывали к холодному металлу станков. Чтобы хоть как-то поддерживать тепло в строящемся корпусе, в моторном цехе с западной стороны здания поставили паровоз. Конечно, он не мог обеспечивать теплом в полной мере, но температура в здании была чуть повыше, чем на улице. Ивот свершилось! Цель, которая стояла перед эвакуированными москвичами и коренными жителями, была достигнута: 30 апреля 1942 года собран первый уральский автомотор! Это уже потом будут и дальнейшее развитие завода, и выпуск первого автомобиля, и улучшения в социальной сфере. Маленькие и большие победы. Но первым будет он — уральский автомотор, созданный в кратчайшие сроки и очень нужный фронту и народному хозяйству страны. Вего же до конца 1942 года моторостроителями будет собрано 9430 автомобильных моторов и 15375 коробок скоростей! Новенькие, они тут же будут отправляться без задержки в Ульяновск и в Москву, чтобы стать сердцем будущего автомобиля. Кстати, в Ульяновске первый автомобиль участвовал в первомайской демонстрации 1942 года, а в Москве серийный выпуск автомобилей «ЗИС-5» был возобновлен уже в июне 1942 года. А всего за военные годы заводом имени Сталина было выпущено 77813 моторов, и их мощность была значительно выше аналогов. Трудовой подвиг моторостроителей был отмечен правительством: орденом Красной Звезды был награжден начальник цеха коробки скоростей Леонид Яковлевич Шаргородский, парторг цеха Иван Михайлович Аверьянов — орденом «Знак Почета», а мастера Михаил Яковлевич Белков и Борис Прохорович Плешаков — медалью «За трудовую доблесть». Борьба за качество и бережное отношение к оборудованию и инструменту всегда была неотъемлемой чертой автостроителей. Вот как рассказывал об инициативе комсомолки Нины Назаровой начальник техчасти цеха коробки скоростей А. С. Дрыгалов на страницах газеты «Миасский рабочий» в июле 1949 года: — На участке, обслуживаемом Ниной Назаровой, переставлено пять станков, вследствие чего ее путь при обслуживании станков сократился с 14-ти до 9 метров. Производительность труда поднялась на 30 процентов... Н не одни только производственные дела были главными как в военные, так и особенно в послевоенные годы. Зачинателями многих событий на заводе были молодые моторостроители. По рекомендации горкома комсомола Нина Тряскина была избрана комсоргом моторного цеха. Вот что она вспоминает о том времени: — В комсомольской организации было всего человек 35-40, хотя цех наполовину был молодежным. Вот мы и решили для начала охватить членством человек сто и заняться обучением неграмотных (и такие были), организовать самодеятельность, в том числе хоровой кружок, драматический и танцевальный коллективы, осуществить обмен опытом кадровиков с молодежью, чтобы среди последних не было не только невыполняющих норму выработки, но и чтобы они сумели освоить смежные операции. По месту жительства решили организовать советы общежития и обследовать жилищные условия молодежи. Оним словом, планов было громадье. И за все брались с энтузиазмом и задором. Сегодня, к сожалению, даже слова эти ушли из нашего обихода. Но моторостроителей по-прежнему на заводе считают одним из самых дружных коллективов, не утратившим своих традиций. — Вперед мы идем уверенно, — утверждает Николай Александрович Суханов, директор механосборочного производства. — Сейчас осваиваем новые виды техники, совершенно новые типы двигателей, изготавливаем узлы и детали с повышенной грузоподъемностью. Коллектив наш, как и прежде, отличается стабильностью и слаженностью. Самой большой своей ценностью мы считаем наших ветеранов. Огромное им спасибо за труд! И здоровья на долгие годы! К юбилею готовится торжество, где мы сможем от души поздравить наш «золотой фонд». ...В самом центре заводского музея сегодня стоит, сверкая, обновленный первый уральский мотор. Смиренно выслушивает все похвалы и слова восхищения, которые высказывают посетители. Он это заслужил по праву. И кажется, что он помнит и знает каждого, кто в тяжелейших условиях создавал завод и выпускал первую его историческую продукцию.
Нина СУСЛОВА.
|
назад |