Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 151 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 3 октября 2009 года

Полвека с детьми

   Педагог-дефектолог Людмила Панфилова из школы-интерната для неслышащих и слабослышащих детей отметила 50-летие трудовой деятельности.

   Лдмила Панфилова родом из Ленинграда, дитя войны. Ее отец, записавшись в добровольцы, защищал город на Неве, погиб на фронте в 1944 году. Мать с маленькими детьми едва не попала в блокаду, но успела выбраться из осажденного города последним эшелоном. Военные годы Людмила провела в эвакуации с мамой и сестрой в родных маминых местах — в городе Кулебаки Горьковской области. После разгрома фашистов семья вернулась в Ленинград, где Людмила окончила сначала школу, а затем пединститут имени Герцена. Училась на дефектологическом факультете и получила специальность учителя русского языка и литературы.

   Нвоиспеченного дипломированного педагога вместе с подругой-однокурсницей в 1959 году распределили на Урал, в Магнитогорск. Да вот беда: для молодых специалистов в городе не нашлось жилья. Девушкам дали крошечную комнату, где им предстояло жить впятером.

   — Спали мы с подругами на детских кроватках, разместившись кое-как, — вспоминает Людмила Николаевна. — Под свешивающиеся ноги подставляли табуретки. О таких безобразных условиях пришлось написать в «Комсомольскую правду». После публикации нашего материала нас наконец-то расселили.

   Всемь лет Людмила Панфилова проработала в магнитогорской школе-интернате для глухих детей. За это время стала завучем. А потом переехала в Челябинск, где также устроилась по специальности. В столице Южного Урала ее отыскал друг семьи Юрий Буйняков. Будущий почетный гражданин нашего города пригласил Людмилу в Миасс, помог с квартирой. Так Миасс стал ее второй родиной.

   Знятия педагогу-дефектологу приходилось вести сначала и со взрослыми, и с детьми. Обучала глухих от рождения или оглохших в результате травмы либо болезни специалистов в консультационном пункте, который существовал как миасский филиал челябинской школы глухих. Одновременно преподавала в школе-интернате для глухих детей, который раньше имел статус детдома и располагался в поселке Тургояк. В 1981 году Людмила Николаевна приняла решение полностью перейти работать в школу-интернат.

   — Трудно работать с детьми, у которых поражен слух, — призналась она. — Но так получилось, что делу обучения глухих ребят я посвятила всю свою жизнь. Ко мне попадают малыши, которые в результате патологии слуха не научились говорить. И вот когда они спустя какое-то время после наших занятий бегут к приехавшим родителям с криками: «Папа! Мама!», тут-то и понимаешь, что наш скорбный труд не пропал.

   Сачала Людмилу Панфилову в образовательное учреждение взяли на должность сурдопедагога, затем она стала старшим воспитателем, наконец, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Эта должность позволяет ей наблюдать за судьбой выпускников, отслеживать педагогические инновации и анализировать особенности разных поколений. Грустная черта нового времени — появление все большего количества детей, у которых поражен не только слух, но и психика. Иной раз поступает такой ребенок, который не то что говорить — ходить не умеет, хотя ему уже более трех лет. Во многом это можно объяснить не только наследственностью, но и нездоровым образом жизни родителей.

    Школа-интернат в Миассе специфическая. Ее посещают только дошколята и младшие школьники. Затем дети поступают в специальные коррекционные школы, находящиеся в Челябинске и Магнитогорске. Людмила Николаевна то и дело навещает своих бывших питомцев, интересуется их успехами, тем, как они адаптируются. Новости, как правило, радостные: ребята начинают активно развиваться, входить в новую жизнь. Возвращаясь из гостей, педагог увозит в Миасс фотографии своих воспитанников, иногда и их письма. «Учитель нас проводит до угла и вновь назад, и вновь ему с утра: встречай, учи и снова расставайся…» Такие они и есть, школьные будни. Контроль за учебно-воспитательным процессом, командировки, занятия, работа с учителями по повышению их квалификации — все это отнимает массу времени.

   — Большой текучки, несмотря на трудности, в нашем коллективе нет, — говорит учитель о своих коллегах. — Это учитывая, что дел невпроворот, а зарплата, увы… Трудятся у нас в педагогике, как и в годы моей молодости, энтузиасты, потому что другие не задерживаются.

   Чсто приходится брать работу на дом. Именно по вечерам и в выходные Людмила Панфилова совершенствует методику занятий, сочиняет загадки, придумывает головоломки, составляет правила игр. В оформлении наглядного материала ей помогает даже директор школы-интерната Михаил Серов, который умеет хорошо рисовать. Методическая тема, над которой работает Людмила Николаевна, называется «Развитие воображения и мыслительных операций у детей с нарушенным слухом».

   Н выдаются у учителя и свободные минутки, когда можно посидеть за книгой, благо библиотека собрана богатая. Либо просто помечтать, переносясь мыслями в родной Ленинград, а ныне Санкт-Петербург, где живет и работает один из ее сыновей и куда она хочет опять приехать. Когда-нибудь...

   


Марк КОРЮКОВ



назад


Яндекс.Метрика