Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 141 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 10 сентября 2009 года

Ночные бабочки

   Уже предвижу, что многие, прочитав заголовок сегодняшней статьи, стали выискивать глазами, ну где же там о... И, ничего не найдя в тексте о женщинах легкого поведения, с удивлением принялись рассматривать фотографии настоящих ночных бабочек. Как  ни печально, но послеперестроечная пресса все чаще настраивает читателей именно на такой вот половой потребительский интерес, оставляя в тени интерес интеллектуальный. А где-то там, на периферии раскрученных телеканалами и печатными СМИ подобных дешевых массовых пристрастий, есть люди, увлеченные искусством, техникой, естествознанием.

   — Степанычу — доброго здоровья!

   — О, сколько лет, сколько зим! — наш старый знакомый, отложив огородные дела, идет к калитке. — Какими судьбами в наши края?

   С Степанычем мы не виделись больше года. Это он водил нас по этажам особняка на берегу Миассово, помогая собирать материал о Тимофееве-Ресовском, о биостанции.

   — Вот надумал о тебе написать.

   — А начальство на это добро дало?

   — Меня, собственно, интересуют не столько твои должностные обязанности, сколько увлечения. А именно слабость к ночным бабочкам.

   — Иж куда замахнул! — Степаныч, как заправский артист, удивленно округлил глаза, чем рассмешил нас до слез. Он уже догадался, что цель нашего приезда — его небольшая коллекция насекомых.

   Пра рассказать читателю, кто же такой Степаныч. В прошлом он профессиональный военный. Срочную нес в ракетных частях, на гражданке поработал кузнецом, но из-за жилья вновь стал военным. Служил в Германии, в Еланских лагерях под Свердловском, два с половиной года был в Афгане. Отслужил 25 лет, последние три года перед пенсией — в Чебаркульской дивизии. Еще в детстве отец зародил в нем огромную любовь к лесу. И как ни странно, любовь эта пришла через охотничью страсть. В восемь лет он взял в руки отцовское ружье и, как заправский сибиряк, ходил с ним на охоту. Но еще в Германии в начале службы появилась у него мечта: выйдя на пенсию, поселиться в домике на горке, чтобы метрах в ста от него плескалось озеро. По сути, так оно и случилось. На Аргазях был егерем, старшим егерем, потом начальником Сунукульского охотхозяйства.

   Вт уже одиннадцатый год Юрий Степанович Кущенко государственный инспектор особоохраняемых территорий. Работает он в Ильменском государственном заповеднике, вместе с супругой Валентиной живет на кордоне Миассово и, помимо охраны вверенной ему территории, ведет фенологические наблюдения. Его как натуралиста-любителя по достоинству оценили ученые-биологи заповедника. Любовь к ночным бабочкам — новое пристрастие Степаныча.

   — Первые мои увлечения: охота, рыбалка, фотодело — были от отца. Со школьных лет занимался я спортивным ориентированием, радиотехникой, приемнички собирал. Когда дочь родилась, с радио пришлось расстаться. Но и сейчас от запаха канифоли на паяльнике голова идет кругом. А бабочки, эти красавицы, уже здесь, на кордоне, очень здорово меня завлекли. Вы не поверите, но ни одно живое существо на свете не заслужило такого восхищения, как бабочка. С бабочками связано множество легенд. Древние греки считали их душами умерших. У нас в старину крестьяне, увидев мотылька, порхающего возле свечи, считали, что это чья-то душа прилетела на свет, чтобы напомнить о себе живым. Бабочкам и сейчас посвящают стихи, картины, книги. А я отдаю им редкие часы свободного времени.

   — Удалось ли еще чем-нибудь пополнить коллекцию?

   — Нынешнее лето для ночных бабочек оказалось неблагоприятным. Даже дневных видел не так уж много. Махаонов было всего ничего, аполлона вообще не видел. Сейчас должна вот-вот полететь ночная бабочка голубая орденская лента. Но полнолуние. У ночных бабочек спектр сдвинут в сторону ультрафиолета. Для них луна как солнце для нас. Вылетев на свет, бабочки раз — и тут же садятся. Вот это свойство энтомонологи используют для их ловли.

   — А разве не с сачком за ними гоняются?

   — Сачком ловят дневок. А ночные сами на свет летят. Есть у меня старая немецкая лампа (мне ее друзья подарили), «горное солнце» называется. С вечера вот эту лампу в огороде установлю, белую простыню растяну над ней — и на ночное дежурство. Обычно с двенадцати до трех ночи. У меня даже дочка с зятем загорелись такой вот охотой.

   — А им-то зачем?

   — Как это зачем? Это же интересно. Не просидев полночи в огороде, разве представишь себе, какая красота в темноте порхает. Я вот чем сразу был поражен? Расцветкой крыльев. Для чего бабочкам такая красотища? Ночью все кошки серые. А тут такие узоры, такие цвета! Для чего? А вот природа так сделала! Разве не загадка? Стоишь над экраном, на нем десятка два бабочек. Тут и мотыльки, и бражники, и пяденицы, и медведицы... Сердце замирает от красоты, а взглядом выискиваешь ту, что интересна будет для коллекции. Выбрал, и тут уж дело техники: тихонечко подношу баночку с эфиром, крышку открываю — и в склянку ее. Там она засыпает. Руками ни в коем разе.

   Нчные бабочки — чешуекрылые. Каждый оттенок цвета — это отдельная чешуйка, и все вместе они создают неповторимый рисунок, который присущ только каждому виду, семейству. Для одних это маскировка, для других — опознавательный брачный сигнал, а для третьих даже средство устрашения. Аккуратно поймать бабочку, не испортив крыльев, лишь полдела. Потом ее с расправленными крыльями нужно сушить недели две. В коллекции попадает ничтожно малое количество бабочек, гораздо больше их погибает на дорогах: летят бедняжки на свет фар.

   Ели не знаю, что за бабочка, определяю по книгам, записываю. Их только в нашей области насчитывается до полутора тысяч. К примеру, в семействе медведицы есть и медведица-хозяйка, или матрона (ее еще так называют), и медведица городская. А бражников сколько! И глазники, и слепой, и подмаренник, и липовый, и подосиновый... перечислять можно долго. Названа она так неслучайно: ловить ее можно на… бражку. Не шучу. Наука о бабочках называется лепидоптерология. Есть у меня замечательное издание 1913 года. По нему определяю и гусениц, и куколок, и бабочек, что из них появляются.

   Цлую лекцию прочитал нам Юрий Степанович из жизни удивительного создания на земле — порхающих цветов — бабочек. Не знаю, что там написано в этой толстой старинной книге, но, сидя за деревянным столиком на берегу Миассово и любуясь осенним закатом, мы с женой узнали очень много интересного. Приведу лишь несколько научно доказанных фактов: бабочка бражник никогда не садится на цветок, а зависает над ним, добывая нектар с помощью длинного хоботка. У бражника моргана хоботок обычно скручен спиралью, но, когда бабочка питается нектаром, вытягивает его до 28 сантиметров. Бабочки могут развивать в полете скорость до 50 километров в час. Рекорд перелета принадлежит бабочке монарху — 3432 километра (от канадского Онтарио до Мексики). Эти бабочки, как птицы, каждый год улетают на зимовку и возвращаются назад. Монарх различает вкусы в 12 тысяч раз лучше человека. А самец ночного павлиньего глаза способен ощутить запах феромона самки за 12 километров.

   Смая вонючая бабочка — геликония, она является национальным символом Кубы. Бабочку махаона маака с размахом крыльев 14 сантиметров подстрелил из ружья казак из отряда путешественника по Уссурийской тайге В. Арсеньева. Эту бабочку с одной дробинкой в грудке положили в жестяную коробку вместе с отчетами и спрятали в дупле дерева, чтобы потом ее забрал специальный отряд. Она до сих пор хранится в фондах Зоологического музея РАН. Британская экспедиция похожим образом добыла 23-сантиметровую викторию на Соломоновых островах. Кстати, бабочки, пойманные в далеких заморских странах, бывают очень дороги: цена иной раз доходит до 10-15 тысяч долларов. А вот за поимку бабочки омеруса на Ямайке положена смертная казнь.

   Оень много бабочек занесено в Красную книгу. Эффективной мерой охраны насекомых от исчезновения ученые считают организацию энтомологических микрозаповедников. При их создании на небольших площадях всякая хозяйственная деятельность прекращается. Сейчас на территории России их более 30. Инициатором создания таких заповедников в нашей стране стал энтомолог художник-анималист Виктор Степанович Гребенников, который одно время жил в Миассе.

   — Юрий Степанович, вот хочу задать последний вопрос, — и вновь включаю диктофон. — Жизнь сейчас суетная, ну не располагает она к созерцанию, к познанию природы. Времени у всех в обрез. Все стараются побольше заработать, крутую иномарку купить, хоромы отгрохать, а ты вот время свое на всяких насекомых транжиришь, и никакой выгоды.

   — В истории человечества было несчетное количество войн, эпидемий. Но на протяжении тысячелетий люди любили бабочек и сегодня не перестают ими восхищаться. Любят просто потому, что они есть. Благодаря им видим, как красив и добр мир. Жизнь бабочки — всего лишь миг. Я бы сравнил ее с жизнью человека. Быстротечна она. Красота бабочки — крылья. А человека? — Степаныч на секунду сделал паузу. — Правильно! Душа.

   


Страницу подготовили Виктор и Ольга СУРОДИНЫ



назад


Яндекс.Метрика