Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 135 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 27 августа 2009 года

Курсант рулит

   «Я обучаюсь вождению. Езжу по правилам. Скорость не превышаю, но и не медленно, показываю поворот, перестраиваюсь, не лечу на красный свет светофора, никого не подрезаю. Рядом сидит опытный инструктор. Водители, вы хоть чуть-чуть смотрите на дорогу! Ну зачем лететь на красный, обруливая всех, как будто на авторалли, к чему надо подрезать, для чего обгонять и перед самой машиной поворачивать? Я ведь могу и не успеть затормозить: всего пятый раз за рулем. Лучше подождите, пропустите. неужели вы настолько торопитесь? Уважайте обучающихся!».

   Эот призыв человека, решившего научиться вождению, я прочитал на миасском сайте Интернета. Он и натолкнул меня на мысль поговорить с инструктором курсов подготовки водителей. Нет, я не стал выискивать в автошколах города самого лучшего, а пришел к бывшему соседу по улице и, думаю, не ошибся.

   Грман Чернышов — водитель-инструктор в третьем поколении. Дед его после войны обучал сельских ребят шоферскому делу. Были раньше при сельсоветах курсы водителей-механизаторов. Отец Геры лет 20 проработал водителем-инструктором в пассажирском автопредприятии. Про себя Герман говорит: «сел за руль, как только ноги стали педали доставать». В 15 лет на автодроме он уже выполнял за рулем автобуса все упражнения наравне со взрослыми. Служил в автобате, позже работал водителем на мебельной фабрике. А когда в городе стали появляться автошколы, его пригласили работать инструктором на курсах подготовки автолюбителей. Бывало, увольнялся, менял место работы. Сейчас он опять инструктор автошколы и учит курсантов.

   — Сегодня с нами пассажир, едем обычным маршрутом на автодром. — Гера занял свое рабочее место рядом с девушкой-курсантом. — Начинаем движение. Отжимаем сцепление, первая, плавненько отпускаем педаль, разгон, вторая, третья... едем в общем потоке.

   до автодрома несколько минут, но почему-то моя спина стала мокрой. Не подавая виду, я сидел в постоянном напряжении, готовый в любой момент «катапультироваться».

   — Давайте на горку. Потом заезд в бокс, параллельная парковка, змейка...

   Закомые каждому водителю упражнения на автодроме не всем даются легко и с первого раза.

   Пдползаем к горке, въезжаем на подъем, останавливаемся в положенном месте. Приготовившись, начинаем трогаться… И тут вдруг двигатель глохнет.

   — Ну зачем резко отпустили сцепление? — Качает головой инструктор. — Давайте снова.

   Н неожиданно машина скатывается назад.

   — Сзади «мерседес».

   Крсантка резко жмет на тормоз, я в страхе оглядываюсь назад. Никого. Понимаю: это и есть тот способ инструктора научить держать ситуацию под контролем.

   — Повторим. Почувствуйте машину. Отпускаем плавно сцепление, добавляем газ. Не забудьте про ручник.

   «Девятка» чуть приседает. Нужный момент пойман, а дальше — дело техники и наши «жигули» натужно лезут на подъем.

   — М-да, тяжеловато. Чуть-чуть газку, и ей было бы легче. Не нужно бояться: машина не взлетит.

   — В прошлый раз все сразу получилось. — И девушка смотрит на меня — пассажира в сто килограммов груза на заднем сиденье.

   Входим из машины вместе с инструктором, предоставив курсанту возможность самостоятельно пройти все упражнения по кругу.

   — Гера, говорят, получить права и уметь ездить по городу — две большие разницы. Трудно ли научить человека уверенно чувствовать себя в потоке машин?

   — Есть люди, которые считают, что они никогда не научатся ездить: мол, не дано. Это ошибочно. С полной уверенностью заявляю, что научиться управлять автомобилем — это такое же ремесло, как и любое другое. Однако нормально ездить на машине может не каждый. Потому что есть люди осторожные, есть безголовые, есть как адекватные, так и непредсказуемые. Но, сдав экзамены, все они становятся водителями, то есть участниками дорожного движения. По марке автомобиля не определить, что за человек сидит за рулем. Вот почему мы учим не только управлять автомобилем, но и предвидеть ситуацию на дороге.

   — Одно дело — научиться самому, другое — обучить вождению кого-то. Легко ли?

   — Хорошо помню свою первую группу февраля 1998 года. Из шести человек не сдал лишь один. Зимой обучаться практическому вождению намного тяжелее. Но чем сложнее условия, тем более подготовленным станет водитель. Летом легче: и видимость лучше, и гололеда нет. Зато зимой курсант привыкает к аккуратному вождению. Но самое сложное и зимой и летом — это вождение в часы пик. Сейчас тем более: кризис, люди на дорогах спешат, нервные...

   — Кому легче дается обучение?

   — Как это ни странно, но деревенские, поселковские и из старого города прекрасно ездят. Им не приходится объяснять, где педаль сцепления, тормоза или газа. Бывают даже курсанты, которые уже знакомы с регулировкой систем автомобиля. Среди молодежи трудно даются навыки тем, кто много времени проводит за компьютерными играми. Там, в виртуальном мире, у них несколько жизней. В реальности — одна. Они недооценивают опасность. Бухгалтеры, педагоги школ и люди старше 35 сложнее усваивают уроки вождения. Тут надо терпение и характер проявить. Все зависит от человека, от его качеств.

   Лт семь назад у меня училась вождению женщина в 63 года. Вижу ее на дорогах, хорошо ездит. Сдала и правила, и вождение с первого раза. Вот такая настойчивая была ученица. Я ей объяснил, что в ее годы реакция у человека замедленная. Она, все это прекрасно понимая, сменила рацион питания, пошла в группу здоровья, занялась шейпингом.

   Уил как-то вождению священника, прилежный был ученик. У светофора мы с ним встали. Сзади BMW весь тонированный. Даже лобовое стекло. Загорелся зеленый. Мы потихонечку трогаемся, а те, что сзади, сильно торопятся и сигналят, фарами мигают... Но батюшка за рулем невозмутим и спокойно едет 40 километров в час. BMW на обгон пошел, а священник и говорит: «Не все люди братья, есть еще в миру и браточки».

   — Гера, а по национальному признаку люди в овладении навыками управления автомобилем существенно отличаются?

   — Сразу скажу про цыган. У них в крови все задатки грамотной езды. Они на машины с лошадей пересели. Но им очень тяжело дается сам текст правил дорожного движения. Читают с трудом, порой по слогам, но по картинкам в дорожной ситуации ориентируются быстро.

   Азербайджанец у меня учился, говорил по-русски плохо. Однако за рулем комфортно себя чувствовал, когда разговаривал. Едем с ним, запутался он в передачах и спрашивает: «Гера, я правильно передатку включил?». Я сквозь смех включаю нужную передачу. Едем дальше, кто-то сзади сигналит на светофоре, мы дернулись, а пешеходов пропустить надо. Он испугался. Резко остановились. Оборачивается и говорит: «Плохой человек. Надо взять автомат и в его машине дырка делать. Я из-за него чуть бабушку не задавил».

   Был случай: машина у курсанта заглохла на оживленном перекрестке. Он никак не может тронуться с места. Сзади машины сигналят, а у него руки трясутся, покраснел. А тут еще милицейская машина останавливается, милиционер направляется к нам:

   — Что, молодой человек, с места тронуться не можете? Не волнуйтесь, заводите и спокойно продолжайте движение. Вы под контролем МВД.

   Струдники милиции, инкассаторы и многие другие профессиональные водители к начинающим относятся с пониманием. Хорошему шоферу учебные машины не мешают.

   — Наверное, в твоем деле, как и в любом другом, есть свои секреты?

   — Невозмутимых учеников не бывает. Волнуются все. Тут главное — как человека настроишь, к каждому надо ключик подобрать. Был у меня один парень в учениках. Крепкий, здоровый, а как за руль сядет — мандраж. Передачи путает, тормозит резко, сцепление не улавливает — все признаки волнения. Остановились, вышли из машины, закурили: «Где служил?» — «В спецназе». И тут в разговоре я от него услышал фразу: «Спецназ не паникует». Я за нее зацепился. И все у нас стало идеально получаться.

   — Женщин обучать тоже приходится? О водителях-блондинках столько анекдотов сочинили. Уж такие они... За это и вам, инструкторам, в зачет минус.

   — Женщина-адвокат у меня училась. Очень сильно во всем сомневалась, всего боялась. Не одно занятие прошло, пока я додумался, на чем акцент сделать. Начинаем вождение, я говорю: «Ты же законы знаешь?» — «Знаю». — «Вот мы сейчас все делаем по правилам, мы никому не мешаем, пусть сигналят, из-за того что мы тихо едем. Маленькая скорость — это нарушение? Нет. Мы по своей полосе движемся? Да. Мы не нарушаем? Нет. По закону мы правы? Правы». На следующем занятии уже в шутку даю ей установку: «Ты добропорядочный гражданин, ты налоги платишь и все делаешь по закону. А ездить мы будем по правилам». Такой подход к курсантам дает лучший результат, нежели ругать их, кричать и топать ногами, хотя, что отрицать, случается.

   — В учебных машинах двойное управление педалями. Есть сцепление, тормоз. Ответственность за дорожные происшествия в большей степени лежит на инструкторе?

   — В нашей работе раза в полтора риска больше, чем у обычного шофера. Чаще всего на нас налетают сзади. В этих случаях я всегда говорю ученику: «Если нас стукнули в зад — это к деньгам». Вина не наша. Ну а то, что в кювет заехать или забор зацепить, что поделаешь, учимся. Вот тут хочу привести случай из своей практики. Когда учебная машина на дороге, другим участникам движения надо быть более внимательными. С учеником раз заехали под прицеп-роспуск. Вот тогда я напугался. На повороте мы встречаемся с трубовозом. Надо притормозить, а ученик путает педали. Давит на газ, и мы летим под полуприцеп. Жму на свой тормоз, а рукой хватаю чудика за воротник и тяну на заднее сиденье. Роспуск раз — и остановился, метра два осталось до его колес. Вылезает из кабины дедок лет под шестьдесят и спокойно так: «Ну что, ребята, давайте отъезжайте, отъезжайте, пробка вон собралась». Он, видимо, контролировал поворот полуприцепа в зеркало и вовремя заметил нас.

   Уебная «девятка» делает последний круг. Второй час занятий на исходе, время возвращаться в автошколу. Садимся в машину и выезжаем на дорогу.

   — Ради интереса, — продолжает разговор Герман, — взял и подсчитал, сколько за минуту курсанту надо принять решений. При каждом бросал спичку на пол. Потом сосчитал. Вышло 50. Почти каждую секунду — одно решение. Учитывал, правда, и мелкие: глянуть в зеркало, бросить взгляд направо, посмотреть на пешеходов.

   — Гера, а ночное вождение курсант осваивает сам?

   — Сам, но уже имея права в кармане. Случай был в автошколе. Давненько, правда. Похохотали от души. Идет вечернее занятие, вдруг распахивается дверь, входит мужик — и сурово:

   — Петрова в классе?

   — Сегодня нет...

   Мжик грозно:

   — Т-а-к... Спасибо...

   Вя группа хохочет. Преподаватель:

   — Что смеетесь? У меня два случая было: жены курсантов приходили спрашивали, действительно ли есть ночное вождение.

   Яно, что анекдот, но ехать назад было уже не так боязно.



назад


Яндекс.Метрика