Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 120 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 23 июля 2009 года

Отступление воды

   Местные пруды и озера начали интенсивно мелеть. Корреспондент «МР» постарался разобраться, опасна или нет малая вода.

   Ннешнее лето в целом засушливое. Осадков было немного и зимой, и весной. В связи с этим уровень южноуральских водоемов существенно понизился, а некоторые из них даже пересохли. К примеру, совершенно высохла протока Еловка, соединяющая озера Еловое и Чебаркуль.

   Клебание уровня воды в южноуральских озерах — явление загадочное. Гидролог Юрий Антошенков, подробно изучавший эти колебания, писал об их цикличности. К сожалению, основательных научных сведений об этих циклах практически нет, поскольку серьезные исследования в данной области начали проводиться только в прошлом веке, и то не в самом его начале. Но, во всяком случае, сохранились воспоминания старожилов о появлении в отдельные годы на разных озерах Южного Урала новых кос, островов, полуостровов и отмелей.

   Впервые годы нынешнего века уровень воды в южноуральских водоемах заметно повысился. Больше стал Тургояк. Озеро Чебаркуль затопило пляжи, подтопило прибрежные рощи. Озеро Синеглазово под Челябинском залило территории окрестных садоводческих товариществ. Но особенно «размахнулось» озеро Треустан в Красноармейском районе. Оно не просто подошло к селам Берсеневка и Калуга-Соловьевка, отстоящим от него на 30 километров, но и грозило уничтожить их. Пришлось там спешно строить дамбу. А теперь наблюдается обратный процесс: вода отступает. В течение этого лета высота уреза одного только Иремельского водохранилища упала на 90 сантиметров.

   Хрошо это или плохо? С обывательской точки зрения, плюсы налицо. Появляются пляжи. Там, где раньше к воде люди подходили, продираясь сквозь кусты, теперь можно пройти свободно вдоль береговой полосы.

   А вот ученые такой радости не разделяют. И причин для этого несколько. Во-первых, с падением уровня водоема в нем увеличивается концентрация солей и других неорганических соединений, что неизбежно ведет к снижению потребительского качества воды. Да и ихтиофауне это не сулит ничего хорошего. Во-вторых, повышается концентрация органики как природного, так и антропогенного происхождения. И это уже гораздо серьезнее, так как с ростом органики интенсивнее происходит процесс гниения, в воде появляется больше микроорганизмов.

   Т, что мы называем цветением воды, чаще всего вызывается цианобактериями или сине-зелеными водорослями, низкоорганизованными формами жизни, очень устойчивыми к воздействию внешней среды.

   Смыми цветущими окрестными озерами, очевидно, следует назвать Малый Теренкуль и Табанкуль. Очень интенсивно цветут также отдельные заливы озер Большой Кисегач и Чебаркуль. Более или менее держатся Ильменское и Еловое. И пока радует Тургояк. Но при этом вызывает вопросы искусственный сброс верхних вод из этого озера, проводимый в настоящее время. Однако это официально разрешено областным Министерством радиационной и экологической безопасности.

   — Понижение уровня озера Тургояк по руслу ручья Безымянного проводится с учетом требований проекта по отсыпке городского пляжа до уреза, соответствующего 319,45 метра над уровнем моря по балтийской шкале высот, — сообщил начальник горнозаводской зоны ОГУ «Особоохраняемые природные территории» Николай Петров.

   — При этом тургоякская вода стала чище, — уверяет сотрудник яхт-клуба «Заря» Евгений Петров. — Раньше, когда уровень озера постепенно рос, на воде наблюдалась грязная пленка. В ее существовании можно было убедиться, вытащив яхты на берег. Смотришь на ватерлинию, а на ней — темная полоса. В прошлые годы берег был подтоплен, в озеро попало немало земли, грязи… Сейчас, после сброса воды, этого стало намного меньше.

    — Вызванный нами лесопатолог провел исследование и рекомендовал избавиться от сушняка, чтобы стволы не вызывали в озере гниения и не являлись источниками заражения здоровых деревьев и цветения воды, — рассказал Николай Петров. — Мы запланировали вырубить 700 кубометров сухого леса вдоль берегов. Из-за нехватки финансирования убрали только около 200. Но работа будет продолжена. Причем раньше мы спиливали деревья по уровню льда, теперь постараемся уровень снизить, то есть работать в воде.

   Рководитель «Особоохраняемых территорий» также уверен: сбросить воду из Тургояка было необходимо. От гниения сушняка могла пострадать уникальная прозрачность озера, мог нарушиться кислородный баланс.

   Ине следует забывать о том, что подъем уровня Тургояка в прошлые годы привел к подтоплению огородов и домов в поселке Тургояк. Впрочем, правильным или нет было решение об искусственном снижении озера Тургояк, окончательно могут показать только грядущие годы. Ведь в случае будущих засух начнется уже естественное понижение уровня водоема.

    Жизнь любого озера, даже кристально чистого, не вечна. С годами происходит накопление донных отложений, развитие водной растительности, необратимое усложнение химического состава воды. В результате зарастания озеро превращается в болото и далее во влажный луг. Правда, этот процесс очень длительный, занимающий десятки тысяч лет, а то и более. Но деятельность человека часто является катализатором, ускоряющим гибель водоема. В этой связи важно понимать язык природы, цикличность естественных явлений, чтоб не навредить ни окружающей среде, ни себе лично.

   


Марк КОРЮКОВ.



назад


Яндекс.Метрика