Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 102 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 18 июня 2009 года

Правенгрия

   Жители придунайской страны имеют полное право называть наши края своей исторической родиной

   Как известно, в годы Великой Отечественной войны Венгрия была союзником гитлеровской Германии. Особого стремления воевать в венгерском обществе тогда не наблюдалось, но солдаты и офицеры этой страны все-таки отправлялись на фронт. Немало их попало в советский плен. Сдавшихся воинов неприятельской армии везли на Урал и в Западную Сибирь. Часто в охрану попадали представители наших коренных народностей: ханты, манси, удмурты… Охранники общались между собой на родном языке, и пленные поражались. Это же надо до чего Советская Россия дошла! Простых деревенских парней заставила выучить венгерский. Знать, давно комиссары воевать готовились. Невдомек было тем мадьярам, что Советы тут ни при чем, и что пленники просто попали на родину своих далеких предков.

   

   Мжно сказать, что начало формирования венгерской народности уходит корнями в iii век до нашей эры. Тогда на территории современной Монголии сложился племенной союз хунну. Они же гунны. Когда читаешь об этих племенах, то убеждаешься, что они были типичными кочевниками-степняками. Жили по законам военной демократии, разоряли соседний Китай. Иногда меняли там продукты скотоводства на продукты земледелия. Жили в кибитках, одевались примерно так, как сегодня выглядит национальный костюм северных казахов: тело прикрыто теплым кафтаном, на голове шапка-малахай, отороченная мехом. Женщины носили поясные украшения в виде цветка лотоса.

   Ге-то в начале нашей эры большая часть гуннов собралась и ушла, оставив брошенную степь соседям —монголоязычным племенам.

   «Поход гуннов на запад историки называют Великим переселением народов. Предполагают, что именно они в V веке нашей эры создали государство на Дунае во главе с Аттилой, после смерти которого в 453 году оно распалось», — пишет этнограф Ирина Потемкина.

   Гнны исчезли, но не совсем. Они растворились в других этносах. И оставили немало следов, говорящих о своем существовании.

   Взле села Малково Чебаркульского района, близ восточного берега озера Чебаркуль, лежит голая степь. Она холмистая, но опытный глаз может распознать там и рукотворные курганы. На вершинах естественных холмов видны скалистые выходы, а на этих возвышениях — аккуратно сложенные валуны. Летом 1993 года там велись раскопки. Археологи определили около двух десятков захоронений и четыре кургана. Кроме того, были раскопаны могилы женщины, двух мужчин и ребенка. По бесспорным признакам, обнаруженным среди останков, ученым стало ясно, это гунны. Таким образом, Малковское захоронение пролило свет на картину передвижения гуннских племен. Конечно, их путь лежал через Южный Урал.

   Н ученым стало ясно и другое — гунны активно смешивались здесь с местным населением. В захоронении обнаружилась керамика, колчан со стрелами и прочие предметы коренных жителей Южного Урала — «лесников», как называют их археологи. Это и есть финно-угры.

   Угры

   Ее древние греки писали о Рифейских горах и неведомых людях — гипербореях. Возможно, и имелся в виду наш Урал-батюшка. Да только вряд ли какой-нибудь земляк и ровесник Архимеда добрался до наших краев. По античным меркам это находилось слишком далеко, да и климат очень суров, а раньше, говорят, был еще холоднее. Поэтому наши родные места являлисьтруднодоступными и, вероятно, редконаселенными.

   Тт было бы впору усомниться, вспомнить об Аркаиме и других древних городах степной зоны. Но на сей раз речь не об этом. Наша территория издавна была «коридором» для передвижения многих народов, а далеко не только для упомянутых гуннов. Если начать перечислять, то читатель только запутается во всех этих кочующих ариях, сарматах и печенегах. Обратим свой взор к лесной и горно-лесной зоне нашего края. Население на заре Средневековья там было, очевидно более стабильным и оседлым. Коренным жителям Урала, финно-уграм, тайга служила пусть и слабым, но все же щитом от появляющихся чужаков. Жили угорские народы в хижинах на берегах речек и озер, охотились, ловили рыбу, собирали грибы. Знали зерновые культуры и секрет плавления металлов. Наготы не стыдились, но умели делать летнюю одежду из крапивных волокон и зимнюю из шкур. Чуть опасность — скрывались в чащах или пещерах, нередко превращенных в языческие храмы. В общем, напоминали кетов, хантов, манси, удмуртов, которых позднее открыли для себя русские первопоселенцы и всех вместе назвали общим термином «чудь».

   Ко же теперь скажет, как блеснула та заветная искорка между гуннами и уграми, после которой началось сближение двух разных этнических групп? Но это зафиксировано даже лингвистически: «гунн» плюс «угр» равняется «хунгр» — венгр.

   Мадьярские переселенцы

   Сешение гуннов и угров в наших краях происходило где-то примерно до V века нашей эры. Упоминая о более поздних веках, историки уже пишут о сложившихся венгерских племенах. Венгры вели кочевой или полукочевой образ жизни. Вначале были сосредоточены на Южном Урале, но затем постепенно стали двигаться в сторону Поволжья, вступая в контакты с другими народностями. А примерно в IX веке ушли по следу своих предков (не ассимилировавшихся на Урале гуннов) на Дунай.

   — Вероятно, некая угорская группа в ходе противостояния была вытеснена из лесной или лесостепной зоны своего обитания в степные районы Урало-Казахстанского региона, — предполагает доцент кафедры археологии и этнографии исторического факультета ЧелГУ Илья Любчанский. — И у этих людей был выбор: либо адаптироваться к окружающей среде, либо искать новую родину.

   Сгласно данным летописных источников, перед походом семь венгерских племен объединились и принесли в жертву богам престарелого вождя большого и сильного племени, которое называлось мадьяры. Племенной союз возглавил сын умерщвленного правителя Арпад. Под его властью мадьярами стали называться все те, кто принял участие в этом исходе. Общая численность мадьярских племен, как полагают историки, была от 200 до 400 тысяч человек.

   Длее начинается венгерская история, с Южным Уралом никак не связанная. Уместно лишь сообщить, что в русской летописи IX века зафиксировано, как мимо Киева шли на запад потоки мадьярских переселенцев искать в Европе свою землю обетованную. Далее мадьяры потеснили с берегов Дуная славян и кельтов, от соседних народов приняли католичество. Но вот что пишет ученый Дмитрий Марков: «На территории современной Башкирии в 1235 году францисканский монах Юлиан обнаружил оставшихся на востоке и сохранивших язычество венгров. Однако жившее на этой территории объединение венгерских племен просуществовало недолго. Через несколько лет после его открытия францисканцем оно было сметено нашествием монголо-татарских орд».

   Венгерское прошлое в названиях

   «Что же нам эта старина? — спросит иной читатель. — От нее ничего не осталось, кроме старых курганов». А вот и нет. Остались географические названия. Ученые склоняются к мнению, что слово Миасс именно финно-угорского происхождения. В прошлых и настоящих местах проживания угорских народов встречаются реки Мензас, Мейзас, Мейасс. Это можно перевести приблизительно как «мать родниковых вод». Аналогия с именем нашего города и реки напрашивается открыто. К тому же не секрет, что главная водная артерия севера Челябинской области очень богата ключами и источниками.Особенно много их в истоках реки Миасс, вблизи хребта Нурали и Иремельского водохранилища.

   Нзвание Ильмень — вероятнее всего, тоже венгерское наследие. Это слово ученые переводят как «торфянище». А если поехать по железной дороге в сторону Златоуста, то на границе города мастеров булатной стали встретится станция Уржумка. Именно там сходят туристы, желающие подняться на Александровскую сопку. Так вот «уржум» в переводе со многих финно-угорских языков означает «вижу белку». Лично наблюдал, как гости из республики Марий Эл, проезжая Уржумку, удивлялись, откуда в наших краях их родное слово. Но марийцы ведь тоже финно-угры.

    Разумеется, теперь на Южном Урале преобладают все-таки башкирские и русские топонимы. Но не следует забывать, что тюркские племена, предки башкир, проникли на Южный Урал тоже очень давно. И в отличие от венгров башкиры никуда с этой земли уходить не собирались, растворяя в своем формирующемся этносе как монгольские, так и финно-угорские элементы.

   Ивот еще одна особенность. В венгерских музыкальных композициях иногда звучит курай. Да-да, тот самый, который мы привыкли считать башкирским инструментом. А не говорит ли этот факт о давней и тесной связи культурных традиций бывших народов-соседей?

   Эпилог

   Првые русские поселенцы появились на Южном Урале лишь в конце XVII — начале XVIII веков. Поэтому лозунги типа «Урал — для русских!» говорят лишь о невежестве писавшего или о попытке стереть тот, культурный пласт, который формировался на нашей земле веками.

   А факты таковы, что давным-давно по берегам речки Миасс возле Ильменских гор наверное бродили предки поэта Шандора Петефи, актрисы Сандры Баллок, композитора Белы Бартока, певицы Марички Вереш и других венгерских знаменитостей. Именно здесь зарождался тот национальный дух и удивительная живучесть мадьярской культуры в инородной среде, которыми по сей день удивляются и восхищаются европейские исследователи.

   


Страницу подготовил Марк КОРЮКОВ.



назад


Яндекс.Метрика