свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
96 | ||||
Суббота, 6 июня 2009 года | ||||
Помогите сориентироваться Найдут ли выпускники 2009 года работу по выбранной специальности? Помощь учащимся в профессиональном самоопределении всегда была одним из приоритетных направлений работы школ. В нынешних экономических условиях важно не только предоставить школьникам возможность выбрать дело жизни по душе, но и дать максимально полную информацию о перспективах специальности, ее востребованности на рынке труда. Ообенно остро вопрос о занятости встал в последние шесть месяцев, по оценкам большинства специалистов, напряженная ситуация на рынке труда может затянуться на годы. Уже сегодня на учете в центре занятости населения Миасса стоят около 500 граждан, имеющих высшее образование. А это около 15 процентов от общего числа безработных. Вгороде, по словам начальника отдела профориентации и дополнительного образования Дмитрия Синько, работа по ознакомлению школьников с теми возможностями и перспективами, которые предлагают образовательные учреждения и рынок труда, ведется очень активно. Ежегодно перед окончанием учебного года организуется ярмарка для старшеклассников, где с будущими выпускниками работают представители службы занятости, учебных заведений, предприятий. Каждая школа имеет обязательную программу начальной, средне-специальной и довузовской подготовки. Там, где есть психологическая служба, обязательно проводятся беседы с учащимися, тестирования. Шола № 16 и гимназия № 19 работают по программе «Школа — колледж — вуз», которая состоит из блока среднего и блока высшего профессионального образования. Общеобразовательные предметы изучаются в своей или базовой школе, дисциплины общепрофессиональной деятельности — в колледже. Данные образовательные программы способствуют сокращению сроков обучения и затрат на подготовку специалиста, а в процессе обучения формируют комплексный, целостный подход к знаниям. Преимуществом обучения по данной программе является то, что у учащихся уже на раннем уровне формируется профессиональный интерес и в дальнейшем они осознанно могут выбрать профессию, заранее имея о ней представление. Кк рассказывает директор школы № 44 Надежда Федорова, у них традиционные и крепкие связи с шефами — автосборочным производством завода «Урал». Совместно с ними ведется работа по профессиональной ориентации в рамках программы «Рабочий нового поколения». Шефы школы организуют экскурсии для учеников начиная с восьмого и до выпускного класса. Дети приходят на производство, видят весь процесс сборки «Уралов» своими глазами. У ребят есть возможность пообщаться с рабочими цеха, которые могут дать конкретный профессиональный совет, как непосредственные участники процесса рассказать о работе на заводе. Экскурсию для школьников проводит директор производства Г. Прохоров, который также предоставляет заинтересовавшимся полную информацию о востребованных профессиях и способах получить специальность. Коме того, школа сотрудничает с ПЛ № 38 и ПУ № 49, куда идут после 9 или 11 класса выпускники. Не забывают школу и в высших учебных заведениях: в этом году ученики 10-11 классов побывали на дне открытых дверей ЮУрГУ, ознакомились с факультетами, на которых обучают наиболее востребованным специальностям. Кроме того, в связи с изменениями в условиях поступления в вузы в этом году представители ЮУрГУ сами приходили в школу с разъяснениями, касающимися этих изменений. В лицее № 6 традиционная работа по профессиональной ориентации направлена на учащихся среднего звена. Ребята бывают на экскурсиях в ГРЦ, автозаводе «Урал». Беседы о профессиях, востребованных на рынке труда, проводят здесь работники службы занятости населения. К восьмому классу лицеисты (самостоятельно или с помощью родителей) должны определиться с профилем будущей специальности. Дифференцированное обучение ведется по трем основным направлениям: физико-математическому, естественно-научному, информационно-математическому. В нынешнем году из лицея выпускаются 56 учеников, из которых 15 сдают ЕГЭ по физике. Большинство ребят выбирают технические специальности, многие поступают в сильнейшие вузы страны: МФТИ, университет имени Баумана, МИФИ, университеты Северной столицы. Сотрудничает лицей и с местными вузами. Заключен договор с ЧелГУ, по которому преподаватели университета читают лекции, показывают мастер-классы, привлекают выпускников для обучения в своем вузе. Кк видно из слов педагогов и чиновников от образования, учащимся школ города предлагается широкая поддержка в поисках специальности, которая может стать делом их жизни. Однако программы профориентации в школах города пока не скорректированы с учетом новых экономических условий, в которых неминуемо окажутся нынешние выпускники. Остается только надеяться, что за время, которое они проведут в вузовских аудиториях или учебных мастерских техникумов и профессиональных лицеев, ситуация на рынке труда нормализуется, дипломированные специалисты найдут работу, соответствующую их квалификации.
Анастасия СКРИПНИЧЕНКО
|
назад |