![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
43 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Вторник, 9 апреля 2002 года | |||
![]() |
ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЫХ — ПОД УГРОЗОЙ Внедавнем докладе аналитического управления аппарата Госдумы Федеральному собранию сказано, что состояние физического и психического здоровья молодых людей России является государственной проблемой. Специалисты утверждают, что сегодня снижение уровня здоровья молодежи необходимо рассматривать как одну из причин, подрывающих безопасность страны. Становится очевидным, что даже разумно поставленное нравственное, умственное и физическое воспитание, правильно организованное общее и профессиональное образование достигают результатов только тогда, когда обучающиеся физически и психически здоровы. Вт почему по заказу Центра медицинской профилактики городская социологическая служба обратилась к представителям молодого поколения Миасса (школьники 10-11-х классов, учащиеся училищ, техникумов и вузов, работающая и безработная молодежь) с вопросами об их здоровье. Центральное место в анкете, которую в марте заполнили 435 юношей и девушек, занимала шкала самооценки социального и психофизиологического самочувствия. Городской молодежи был задан вопрос: «Насколько часто ты испытываешь те или иные недомогания?». Оказалось, что уровень жалоб наших юных респондентов неожиданно высок. Многие нередко испытывают усталость (70%), сонливое состояние (54%), пониженное настроение (54%), эмоциональное напряжение (46%), раздражительность (51%), тревожность (43%), невозможность сосредоточиться (38%), головную боль (33%), агрессию (25%), боли в желудке (24%), страх (18%), боли в сердце (14%). Вы, уважаемый читатель, можете возразить, что такое неблагополучие вызвано массовой весенней влюбленностью и авитаминозом, но на прямой вопрос: «Как бы ты в целом оценил состояние своего здоровья?», — только 38% юных миасцев поставили собственному здоровью оценку «хорошо», тогда как каждый второй (50%) назвал его удовлетворительным, а каждый седьмой (6%) — плохим. Удручает, что это оценки тех, кто находится в самом начале своего жизненного и профессионального пути. Сгодня в ходу новый термин — «самосохранительное поведение», «культура самосохранения». Эта культура ставит здоровье на высочайший уровень в структуре жизненных ценностей человека, определяет его активность в отношении к здоровью, исключение из жизни факторов риска, позволяет нейтрализовать генетическую предрасположенность к заболеваниям и снабжает человека навыками поддержания здоровья. Активность в отношении своего здоровья как раз весьма наглядно характеризует уровень культуры самосохранения миасской молодежи. На вопрос: «Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье?», — 57% опрошенных нами юных респондентов ответили утвердительно, тогда как более-менее (?) регулярно занимаются различными формами поддержания и укрепления здоровья (секции, спортивные клубы, уроки физкультуры в учебном заведении и самостоятельные занятия) — не более 50%. А между тем, результаты нашего исследования свидетельствуют, что уровень недомогания молодежи возрастает по мере того, как убывает активность молодых людей в заботе о здоровье. При переходе от постоянной заботы о здоровье к заботе «время от времени» уровень недомоганий поднимается, но у тех, кто никогда не заботится — он самый низкий. Сециалисты утверждают, что около половины всех потерь здоровья связаны с низким уровнем жизни (например, длительное отсутствие в рационе питания необходимых для организма веществ, невозможности полноценно отдохнуть и т. д.), и с этим трудно не согласиться. Но очевидно, что вторая распространенная причина негативных сдвигов в состоянии здоровья молодежи (и населения города — об этом мы уже писали) — нерациональное, зачастую просто халатное отношение к своему здоровью самих людей. А культура здоровья закладывается, как известно, в детстве. Пэтому представляется, что назрела необходимость становления и развития образовательных учреждений как центров здоровья молодежи, обучающейся в них. Результаты нашего и многих других подобных исследований подводят к идее того, что индивидуальное здоровье учеников, их физическое и психологическое развитие должны стать одним из главных направлений образовательной деятельности любых типов и видов образовательных учреждений, потому что одна семья с этой проблемой не справляется. Практическое сотрудничество врачей, педагогов и родителей — это вопрос сегодняшнего дня.
Л. КОРШУНОВА, социолог городской администрации.
|
назад |