Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 43 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 9 апреля 2002 года

ЭКСПЕРИМЕНТ «МЕДУЗА»: КАК ЭТО БЫЛО

   История освоения ракетно-космической тематики Государственным ракетным центром ведет свой отсчет с начала 90-х — периода, характерного разрушительными тенденциями для оборонного промышленного комплекса. Именно в это время Государственный ракетный центр начинает активно заниматься новым для себя направлением и совместно с Военно-Морским флотом проводит серию экспериментально-демонстрационных пусков переоборудованной ракеты РСМ-25 («Зыбь») со спасаемыми блоками — пусков, заложивших основу дальнейшего использования переоборудованных баллистических ракет подводных лодок в интересах освоения мирного космоса.

   Эа новейшая история уже успела вобрать в себя и многие по- настоящему красивые технические победы, и научила извлекать горькие уроки поражений. Но при этом она всегда давала объективную оценку происходящему.

   Сгодня, накануне Дня космонавтики, мы расскажем об одной из первых работ ГРЦ по проведению экспериментальных пусков.

   9 декабря 1992 года был проведен экспериментальный пуск ракеты РСМ-25, оснащенный вместо боеголовки спасаемым баллистическим модулем с аппаратурой «Медуза» для получения высокоактивных лекарственных препаратов. Этот факт не остался незамеченным средствами массовой информации. Комментарии были самыми различными: от предельно лаконичного и выверенного до последней буквы сообщения информационной службы РИА до самого вольного изложения событий и результатов с различными ошибками и фантазиями.

   Сми же авторы и участники эксперимента от скоропалительных выводов воздержались, потому что ставили объективность оценок выше сенсации, хотя соблазн был, безусловно, велик — это был уже второй пуск для отработки технологий, использующих кратковременную невесомость, которые стремились освоить КБ, занимавшиеся созданием стратегических ракет.

   Ораниченный объем финансирования, который смог выделить департамент общего машиностроения для выполнения этого полета (меньше рыночной стоимости средней «иномарки»), предполагал запуск ракеты с одной из подводных лодок Северного флота.

   Была изготовлена и смонтирована вся аппаратура модуля, заготовлен и доставлен к месту пуска исходный биопрепарат, подготовлена, проверена и загружена в пусковую шахту ракета, приведены в готовность полигоны и поисковые средства. Но в самый последний момент, перед выходом подводной лодки в море, появилась неисправность одной из ее систем. Уйти в море она не смогла. Других подводных лодок этого типа, способных проводить пуск ракет, на Северном флоте уже не было — все они были выведены из боевого состава как подлежащие уничтожению.

   Подолжить эксперимент можно было только на Тихоокеанском флоте, но переброска на Дальний Восток необходимого оборудования, изготовленных блоков и людей никакими сметами не предусматривалась. Только благодаря поддержке департамента общего машиностроения, энергии и настойчивости ведущих специалистов КБ машиностроения имени академика В.П. Макеева да еще проверенной десятилетиями солидарности морских ракетчиков и подводников удалось сделать невозможное: в кратчайший срок (чтобы не откладывать пуск до весны) экспериментальный блок, исходный биопродукт, аппаратуру, специалистов-экспериментаторов перебросили на Камчатку. Удалось решить вопрос сочетания интересов эксперимента с планами боевой подготовки и даже избежать пуска в «запретный» для моряков день — понедельник.

   Пск прошел без замечаний: по заданной программе был отключен двигатель, отделен спасаемый модуль, выдана команда на задействование аппаратуры «Медуза», получена необходимая для анализа телеметрическая информация. Система спасения сработала нормально, служба поиска обнаружила блок и доставила его на базу. Однако программа по получению сверхчистых биопрепаратов оказалась выполненной не до конца. Пришлось доставлять аппаратуру для разборки и анализа в Санкт-Петербург. Снова поиск средств, подходящего самолета, керосина...

   О этого полета ожидали готовых результатов в биотехнологии, ведь полупроводниковые кристаллы уже были получены при первом успешном пуске такой же ракеты в 1991 году. Тем не менее, результаты экспериментов позволили получить ответы на многие вопросы, без решения которых не может быть речи о переходе к широкому применению новых технологий. Подтверждена правильность технических решений, обеспечивших необходимые условия для работы аппаратуры «Медуза» и сохранения ее при спуске, отработано взаимодействие ракетчиков, береговых служб, подводников. Накопленный опыт позволил начать подготовку к проведению новых пусков, которых (теперь уже более чем за десятилетний период) было проведено немало, и которые позволили предприятию войти в рынок ракетно-космических услуг и получить международное признание.

   


Материал подготовлен при содействии группы по связям с общественностью ГРЦ.

   Н снимке: Спасаемый аппарат с технологической установкой «Медуза» после приземления.

   



назад


Яндекс.Метрика