Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 68 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 23 апреля 2009 года

Не сошлись в наценках

   Руководителей торговых сетей призвали вспомнить о совести

   Углубление кризиса и резкое падение покупательского спроса заставляют южноуральских производителей мяса и молока усилить давление на торговые сети.

   Пхоже, кризис до предела обострил нервы южноуральских производителей молока и мяса птицы, которые дружно и открыто выступили против крупных торговых сетей, обвинив их в необоснованном завышении цены на продукты массового потребления.

   Кк показывает статистика, население уже начинает экономить на продуктах первой необходимости. Резко снизилось потребление молока, на треть упала реализация куриного мяса. При этом склады птицефабрик заполнены под завязку: если раньше на складах ЗАО «Уралбройлер», одного из крупнейших региональных производителей, находилось 200-300 тонн продукции, готовой к реализации, то сейчас на них скопилось мяса почти в десять раз больше.

   Пимерно такая же ситуация и у другого крупного производителя — птицефабрики «Равис». Аналогично обстоят дела и на молокозаводах. Но если Челябинский молокозавод не скрывает, что работает с рентабельностью 15-20 процентов (якобы почти вся эта сумма идет на модернизацию производства), то птицеводы говорят о том, что уже работают на нулевой рентабельности и дальше им ужиматься некуда.

   Отом, что все (от производителя до торговца) при продаже социально значимых продуктов должны работать с нулевой рентабельностью, заявил на днях и первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин. В Госдуме даже подготовили поправки в закон «О торговле», устанавливающие максимально возможные наценки в торговой сети. Другое дело, что пока рассмотрят эту инициативу о фактическом введении госрегулирования, еще немало воды утечет. Да и совсем не факт, что после этого торговые сети не найдут возможность для того, чтобы все осталось по-старому. В крайнем случае перейдут на другие, более выгодные категории товаров: не нравятся кому-то дорогие куриные окорочка — возьмите взамен не менее сытные и относительно недорогие морепродукты.

   Вэтой ситуации производители решили, что иного выхода, кроме как воззвать к совести руководителей крупнейших торговых сетей, у них нет. Гендиректор ЗАО «Уралбройлер» Евгений Наруков недоумевает: «Отпускная цена килограмма курицы у производителя составляет 69 рублей, в магазинах тот же килограмм стоит уже не меньше 110-115 рублей». Производители фактически прямым текстом заявили о том, что торговцам надо поумерить аппетиты и подумать об общей задаче — выживании. Ведь рост цен неизбежно приводит к падению спроса, что достаточно сильно скажется в том числе и на крупных сетях.

   Пислушаются ли к этому совету, выраженному в ультимативной форме, руководители сетей и начнется ли снижение цен, большой вопрос. С одной стороны, демарш производителей произошел вскоре после оглашения результатов проверки Федеральной антимонопольной службы, однозначно признавшей, что многие крупные торговые сети используют недобросовестные приемы, которые ведут к существенному росту цен. С другой — Ассоциация компаний розничной торговли оспаривает эти выводы и пытается доказать, что торговые сети ни в чем не виноваты и страдают не меньше, чем производители.

   Н делает резких заявлений и региональное отделение антимонопольной службы, которую прямым приказом из Москвы обязали отслеживать динамику изменения цен и обратить особое внимание на выявление случаев недобросовестной конкуренции. Да и у самих производителей рыло, как говорится, в пуху: крупнейшие молокозаводы области принадлежат фактически одному собственнику.

   Вэтой ситуации сколь угодно громкие призывы к совести и социальной ответственности вряд ли обернутся падением цен. Другие предлагаемые варианты (от введения предельных надбавок до возвращения к распределительно-талонной системе) тоже являются весьма сомнительными с точки зрения обычной экономической логики.

   Мжет быть, производителям лучше вспомнить о том, что лучше конкуренции ничего не придумано, и обратить свой взор на небольшие торговые сети в городах области? Наверняка с ними можно будет договориться о разумных торговых наценках. С ними, конечно, хлопотнее работать, чем с крупными сетями, но кому сейчас легко? Хочешь жить — умей вертеться!

   P. S. Местные мелкие торговые сети между тем держат цены, что называется, в узде и уверяют, что кризис не повод для того, чтобы увеличивать розничную цену на товары первой необходимости.

   Нпример, представители одной торговой сети Миасса сообщили «МР» о том, что им пришлось снизить цены на молоко Чебаркульского молокозавода в среднем на 40-70 копеек, но только потому, что сам завод 17 апреля этого года снизил стоимость своей продукции.

   Бухгалтер сети магазинов «Исток» Светлана Козлова:

   — Цены на товары первой необходимости (хлеб, молоко, крупы и т. д.) мы не повышаем и, скорее всего, не будем. Нами уже снижены цены на молоко, но только по нашей инициативе, а не по принуждению. Могу с уверенностью сказать, что из-за сегодняшней ситуации в стране и в мире количество покупателей осталось прежним, а товарооборот заметно снизился.

   Депутат Собрания МГО Вячеслав Лукьянов:

   — Считаю, что утверждение о том, что розница самовольно завышает цены, не совсем корректно. Мне известна ситуация, о которой говорят, в частности, производители молочной продукции. Они стараются снизить закупочные цены на сырое молоко с 9-10 рублей до 7 рублей и требуют того же от магазинов. Зная местный рынок изнутри, могу сказать, что каждый продавец заинтересован в том, чтобы реализовать свой товар как можно быстрее, но не думаю, что между крупными торговыми сетями существует какая-либо договоренность о ценах, так как все-таки они конкурируют друг с другом.

   Между тем

   Н момент подготовки материала «МР» не удалось получить комментарии ни одной региональной или федеральной торговой сети, имеющей филиалы в Миассе. Представители этих сетей в Миассе и Челябинске ссылались на то, что информацию могут предоставить (или не предоставить) только главные центры, которые находятся в других регионах.

   


Константин НЕДОПЕКИН, Мария СТАРИКОВА



назад


Яндекс.Метрика