свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
66 | ||||
Вторник, 21 апреля 2009 года | ||||
Остался верен КБ и машгородку Виктор Петрович Макеев успевал строить и ракеты, и дворцы спорта Продолжая публикацию отрывков из книги «Почетные граждане города», «МР» представляет своим читателям рассказ о генеральном конструкторе баллистических ракет, создателе отечественного морского ракетостроения, докторе технических наук, академике АН СССР, дважды Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и трех Государственных премий, кавалере пяти орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции Викторе Петровиче МАКЕЕВЕ (1924-1985 гг.). Вктор Петрович Макеев родился в 1924 году в деревне Протопопово Коломенского района Московской области в семье потомственного рабочего. Окончив семь классов, устроился учеником чертежника на авиационный завод № 22, экстерном получил среднее образование. С 1941 года работал техником, конструктором в Казани, куда был эвакуирован завод. Уже здесь проявил умение решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолета Пе-2, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Совмещая работу с учебой, с 1942 года учился на вечернем, а затем на дневном отделении Казанского авиационного института. Через два года его перевели в Московский институт, который он окончил в 1948 году. Еще два года спустя Макеев окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. Впериод дипломного проектирования Виктор Петрович трудился в Особом конструкторском бюро С. П. Королева (ОКБ-1). Вся его дальнейшая работа, кроме двух лет инструкторской деятельности в отделе рабочей молодежи, связана с проектированием и отработкой ракетной техники. Основоположник практической космонавтики С. П. Королев стал для него не только учителем, но и образцом поведения, отношения к людям. В июне 1955 года по предложению Королева 30-летнего ведущего конструктора ракеты Р-11 В. П. Макеева направляют на Урал главным конструктором Специального конструкторского бюро № 385 (СКБ-385), позже переименованного в КБМ, в которое передали работы по ракетам Р-1, Р-11М и Р-11ФМ. Все последующие годы он руководит коллективом, отдавая свой талант конструктора, ученого, организатора новому направлению отечественного ракетостроения. За это время КБМ превращается в ведущую научно-конструкторскую организацию страны. Сздавая уникальную в отрасли и, пожалуй, в стране экспериментальную базу, Макеев ставил задачу сделать так, чтобы летные испытания на полигоне были бы подтверждением правильности и достаточности экспериментальной отработки на земле. Не ограничиваясь только постановкой задач, Виктор Петрович принимал самое активное участие в их реализации. Пд его руководством сформировалась разветвленная кооперация научно-исследовательских институтов, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая и решающая нынче новые задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов в интересах Военно-морского флота. По его инициативе Златоустовский и Красноярский машиностроительный заводы превратились в высокомобильные совершенные предприятия по производству морских ракет. Иогом деятельности Макеева явилось создание отечественной школы морского ракетостроения. Три поколения морских ракетных комплексов, оперативно-тактическая сухопутная ракета «Скад», все современные баллистические ракеты подводных лодок — результат творчества Макеева, плоды труда руководимого им КБ. Под его началом постоянно совершенствовалась работа Кб, организовывались подразделения по собственной разработке как конструкции ракеты, так и пусковых установок, систем управления ракетой и корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания, приборостроения, энергоустановок, средств измерения и контроля, по математическому обеспечению и автоматизации проектирования. Создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет, решающая задачи отраслевого уровня. В П. Макеев был инициатором организации сотрудничества академии наук СССР, отраслей промышленности, высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Он не только создал, но и руководил работой научного совета АН СССР по этой теме, объединившего усилия крупнейших ученых страны и ведущих конструкторских и технологических организаций в деле создания новых материалов и эффективных конструкций. Вктор Петрович воспитал замечательный коллектив КБ. Здесь проявилась еще одна грань его таланта: он растил руководителей и сам постоянно учился у них, аккумулируя все то ценное, что могли дать его подопечные. Ршающий вклад внес Макеев в дело воспитания и становления молодых специалистов высокого научно-технического уровня. Именно он организовал целенаправленное обучение студентов на кафедрах МФТИ, ЧПИ, ЧелГУ и других вузов страны. С этой же целью специалисты КБ изучали опыт проведения исследований в лучших НИИ страны, в КБ А. Н. Туполева, О. К. Антонова, М. К. Янгеля и многих других. Сам В. П. Макеев в 1960-1981 гг. по совместительству работал доцентом, заведующим кафедрой, профессором кафедры летательных аппаратов ЧПИ, а с 1981 года — заведующим кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Ве это способствовало формированию сплоченного коллектива соратников-единомышленников, вооруженных передовой технической мыслью. За время руководства В. П. Макеева КБ машиностроения получено 5945 авторских свидетельств на изобретения, из них 32 принадлежат Макееву. Это изобретения, связанные с совершенствованием конструкции корпуса ракеты и технологии его изготовления, способов обеспечения высоких точностных и эксплуатационных характеристик, оригинального стендового оборудования и комплексных моделирующих стендов лабораторно-экспериментальной базы, и, наконец, изобретения, касающиеся создания более совершенных комплексов ракетного оружия в целом. Пд руководством Макеева вырос настоящий городок машиностроителей. В записных книжках Виктора Петровича, выставленных в его кабинете-музее, — планы развития машгородка, всех его микрорайонов, многочисленных объектов, строительство которых многие считали нереальным. Сопоставляя его планы и реализованную действительность, практически соответствующую планам, можно представить, чего стоило Макееву создание современного северного микрорайона. Виктор Петрович широко использовал высокий авторитет коллектива КБМ, внимание руководства страны и министерств к развитию морской тематики для ускорения решения вопросов финансирования и строительства в социальной сфере. Не без помощи высоких инстанций были построены ДК «Прометей», Дворец спорта «Заря» с плавательным бассейном и гостиница «Нептун», ДК «Юность», торговый центр. Зачителен вклад Макеева и в развитие города в целом. При его содействии решались вопросы строительства и финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища, промышленных водоводов, проектирование и строительство троллейбусного сообщения «Вокзал — машгородок», телевизионного ретранслятора, строительство нового железнодорожного вокзала и т. п. Вктор Петрович до конца оставался верен своему КБ и машгородку. Когда ему предложили пост министра общего машиностроения, он отказался от него. Последний роковой приступ его затянувшейся болезни случился на работе, у одного из испытательных стендов. |
назад |