свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
64 | ||||
Пятница, 17 апреля 2009 года | ||||
Семья и школа: работа на успех Так назывался семинар для директоров, прошедший в лицее № 6 «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми», — говорил Оскар Уайльд. В лицее № 6 считают: дети счастливы тогда, когда они крепко дружат с родителями и учителями. Дружбе крепнуть Поблема взаимодействия школы и семьи остро стоит во многих учебных заведениях. К сожалению, многие родители занимают в этом вопросе позицию стороннего наблюдателя или, точнее, потребителя, считая, что их дело — привести ребенка в школу, а все остальное (имеется в виду воспитание, обучение, физическое, интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие) должен делать педагог. Завлечь таких пап и мам на родительское собрание почти нереально, потому что, во-первых, они, по их словам, слишком заняты, а во-вторых, у них абсолютно нет желания услышать негативную информацию о своем чаде. Мжду тем семья и школа в интересах ребенка обязаны не просто дружить, а тесно сотрудничать, помогать друг другу, искать и находить точки соприкосновения. Только в этом случае они добьются поставленной цели: из стен среднего учебного заведения выйдет в жизнь успешный, образованный, самостоятельный, трезво мыслящий, творчески одаренный, подготовленный к жизни молодой человек. Тройственный союз Пдагогический коллектив лицея № 6 вместе с директором Маратом Курамшиным давно понял: взаимодействие с семьей должно стать приоритетным направлением в многообразной деятельности школы. А потому с присущей ему энергией и творческим огоньком взялся за поиски способов создания и укрепления тройственного союза учитель — родитель — ученик. Не один десяток лет шла напряженная работа, одни методы отвергались, другие, наоборот, получали дальнейшее развитие, становились традиционными. И пришел момент, когда захотелось поделиться накопленным опытом с коллегами из других школ, показать свои наработки, услышать их отзывы и взглянуть на собственное творчество другими глазами. Мроприятие получилось насыщенное, яркое, креативное. В программу семинара вошли мастер-классы учителей начального и среднего звена, а также целый спектр открытых уроков, каждый из которых по-своему, но четко и конкретно раскрывал заявленную тему — сотрудничество семьи и школы. Зместитель директора по научной работе Елизавета Полякова: — Мы стараемся всячески разнообразить формы общения с родителями, не ограничиваясь только собраниями. Хотя при желании и собрания можно провести так увлекательно, что в следующий раз папы и мамы придут на него безо всякого принуждения, просто потому, что им интересно. Сделай то, чего не ждут Соими секретами о том, как сделать родительские собрания нетяжкой обузой для взрослых, поделилась учитель информатики в начальной школе призер Всероссийского конкурса «Учитель года — 2008» Наталья Каменкова: — Каким образом привлечь в школу родителей? Например, так: сделай то, чего от тебя не ждут, — проведи собрание в форме любой телевизионной игры. Родители хоть и взрослые, но в душе все равно остаются детьми. В другой раз можно усадить всех за накрытый стол и за чашкой чая побеседовать о чем-то хорошем. А третье собрание пусть превратится в… творческую мастерскую, где мамы и папы будут делать сувениры для своих малышей. Когда руки заняты, общаться гораздо проще. И, может быть, в ходе такого неформального общения учитель узнает о своих учениках что-то новое, неожиданное… Еть еще простой способ наладить контакт с родителями, психологи назвали бы его специфическим термином «разорви программу». Представьте себе: приходит в школу мама проблемного ребенка, робко заглядывает в класс («опять ругать будут!»), а учитель вдруг начинает рассказывать о ее сыне что-то хорошее, ведь положительное есть в каждом человеке. Пока растерявшаяся мама приходит в себя от неожиданности, умный педагог мягко добавляет: «Но он мог бы быть еще лучше, если бы…» И дальше идет разговор о проблемах и том, как их можно преодолеть. Урок ведут родители Уачный способ превратить родителей в своих друзей и единомышленников школа видит в совместной деятельности, формы которой тоже могут быть разнообразными: классные часы, праздничные вечера, экскурсии в лес, поездки в театры и музеи, игровые программы, научно-исследовательские проекты, походы по родному краю, театральные постановки и даже уроки коллективного творчества. Пимером последнего может служить инициатива супругов Бронниковых, самобытных художников, которые ведут уроки изобразительного искусства с детьми и родителями класса, где учится их дочь. Рбота над научно-исследовательскими проектами особенно распространена в начальной школе: там малышам без помощи родителей просто не справиться. Взрослые не на шутку увлекаются исследованиями, помогают ребенку (или целой группе) найти нужный материал, провести опыты, оформить наглядные пособия, принимают участие в защите проектов. Семьи вместе — так чудесно! Упреподавателя начальных классов Елены Буториной свой подход к теме сотрудничества школы и семьи: — Я считаю школу вторым домом, так как здесь работала моя мама, училась я и мои дочери. И отношения в классе должны строиться как в семье. Да, никакая семья не обходится без конфликтов, но мы уступаем друг другу, стараемся понять и принять ценности другого человека, считаемся с его принципами. На первом родительском собрании я рассказываю мамам и папам своих учеников о себе, о семье, о своих увлечениях, о семейных традициях, настраивая их таким образом на откровенный разговор, после чего предлагаю заполнить анкеты. Родители подробно пишут о своих увлечениях, о нравственных ценностях семьи. Составляя план мероприятий внеклассной работы, основываюсь на полученной информации, и выходит, что на любом мероприятии у меня есть помощники: одни готовят концертные номера, другие организуют экскурсию, папы-туристы ведут класс в поход. Каждый занят делом, которое ему самому очень нравится, нет никакого принуждения, а потому удовольствие получают все. Онажды я не смогла поучаствовать в осенней прогулке, родители делали все сами и такое придумали!.. Вспомнив свое детство, организовали игру в индейцев — разбились на племена, выбрали вождей, раскрасили детей гримом, соорудили головные уборы из перьев… Ребята были в восторге! Кстати, родители помогают мне и в учебной деятельности. Перед собранием вкладываю в детские дневнички записки взрослым с просьбой указать, какие вопросы их интересуют. И уж если они пишут «тема разбора задач на движение», то я обязательно объясняю эту тему на собрании, провожу своего рода мини-урок. Результат всей этой деятельности: мои ученики любят учиться, потому что помимо занятий в их жизни есть интересная внеклассная работа. Сть мнения Е. Буториной по вопросу школа — вторая семья отразил в своем стихотворении ее ученик, третьеклассник Андрей Чернышев: Уменя есть две семьи, Ое для меня нужны. Мя первая семья — Мма, папа, брат и я. …А семья вторая — школа, Эо правда, без прикола. …И когда в поход идем Склассом, мы семью берем. Састлив я тогда, конечно, Смьи вместе — так чудесно! Ое дружат — это классно, Жзнь поэтому прекрасна! У каждого своя партия Псни — еще один удивительный, надежный и, главное, несложный способ объединения отцов и детей. Что для него нужно? Да ничего особенного: гитара, негромко потрескивающий костер или свечи на столе в классной комнате, дружная компания. А что, если гитару заменит скрипка, а песни будут перемежаться стихами Ахматовой, Гумилева, Цветаевой в поочередном исполнении мам, пап, ребят?.. Иенно так используют волшебную силу искусства лицейские педагоги. И если младшие пока занимаются совместным с родителями хоровым пением, то в старших классах все гораздо интереснее. Пеподаватель английского языка Екатерина Павлова: — Наша основная задача — формирование детской души, а достучаться до нее можно только на каких-то творческих мероприятиях. Песня — самый короткий путь к ребенку. Старшее поколение хранит в памяти песни своей молодости и не подозревает, что хиты из «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады» могут быть интересны и их детям. На этой струнке общих интересов можно сыграть удивительную мелодию содружества и взаимопонимания. На классных часах папы под гитару поют любимые песни из репертуара Beatles и ABBA, а дети подпевают им, потому что мы разучили эти песни на уроках. Ребята рассказывают о музыкантах, переводят их песни на русский язык — это огромное поле для раскрытия творческих способностей современного ребенка. 14 февраля каждый ребенок читает наизусть стихотворение о любви, а в классе в это время звучит скрипка (играют родители). Снекоторых пор я стала просить родителей принять участие в чтении стихов, они не отказались. Их волнение заметно детям, которым мама с папой в такие моменты открываются совсем с другой стороны. Считаю, что родитель, ученик и учитель — это один большой оркестр, в котором у каждого своя партия, только надо играть в одной тональности. Тогда в 11 классе мы получим ученика, успешного во всех отношениях. Театр как средство воспитания Ухорошего учителя средством воспитания может стать все, даже театральные постановки. Рассказывает преподаватель информатики Ольга Сушкова: — Есть такое выражение: «Если не знаешь, что делать с классом, поставь с ним спектакль». Несколько лет назад мне достался очень слабый класс, мы везде и во всем проигрывали, самооценка у детей была низкая. Психологи посоветовали создать маленький театрик — сделали. Замечательно выступили, и все тут же стали говорить: «Пусть они не блещут в учебе и поведении, но зато какие артисты!..» Нынче у меня снова пятиклассники, на этот раз активные, успешные, креативные. Сценарий к Новому году сочинили сами, костюмы, реквизит — с помощью родителей. Когда я увидела, как горят глаза у пап и мам, предложила: «А не хотите и сами?..» Те с радостью согласились. Выбрали мы «Синюю птицу» М. Метерлинка, там много детских и взрослых ролей. Одна из мам, филолог по специальности, уже пишет сценарий… Яабсолютно уверена: родители обязательно должны делать что-то вместе с детьми — вязать, рисовать, музицировать, мастерить воздушного змея, пускать голубей. Единственное исключение — не смотреть по три часа телевизор, потому что в это время они находятся вместе с телевизором, а не с ребенком.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |