свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
52 | ||||
Среда, 1 апреля 2009 года | ||||
Человек на своем месте Борис Григорьевич Чагин всегда был неординарной личностью Очередной отрывок из книги «Почетные граждане города» рассказывает о заслуженном работнике культуры РФ, композиторе, дирижере, педагоге Борисе Григорьевиче ЧАГИНЕ (1936-2000 гг.). Борис Григорьевич Чагин родился в 1936 году в Барнауле в рабочей семье. Отец его любил петь, обладал неплохими вокальными данными, но профессиональным певцом не стал. С удовольствием пел под аккомпанемент Бориса, которого уже тогда завораживали русские народные песни. Псле окончания Барнаульского музыкального училища и Новосибирской государственной консерватории Чагин работал хормейстером в только что созданном театре музкомедии. Довольно быстро стал дирижером. Рководивший театром режиссер сформировал настоящий творческий коллектив, который успешно гастролировал в Москве и Ленинграде. Псле этих гастролей режиссера пригласили в Ленинград, прежний коллектив распался, и Б. Г. Чагину пришлось подыскивать себе другую работу. Он уехал в закрытый город под Красноярском, где стал главным дирижером в театре оперетты. В1979 году по семейным обстоятельствам Борис Григорьевич переехал в Миасс и стал преподавать дирижирование на народном отделении Миасского училища искусства и культуры. Пдагогическая работа таит в себе опасность творческого застоя. С Чагиным этого не произошло. Он всегда противился шаблону и скуке в системе музыкального образования, заряжая других неравнодушием и новаторским подходом. Соими неожиданными идеями и личным примером Борис Григорьевич разнообразил жизнь училища. Он стремился сам и подталкивал коллег к более полной самоотдаче в работе, к повышению профессионализма. Рмки преподавательской деятельности для одержимой натуры оказались тесными. Чагин решил создать симфонический оркестр. Н для такого небольшого городка, как Миасс, это была слишком дерзкая мечта. Понимая это, он пытался организовать камерный оркестр. Какое-то время такой оркестр существовал, но, увы, голый энтузиазм — не лучший стимул для коллектива. В итоге выжить удалось лишь ансамблю скрипачей «Вдохновение», которым Чагин руководил не один год. Ивот у талантливого музыканта рождается новая идея — создание оркестра русских народных инструментов. В кратчайшее время муниципальный оркестр сформировался, подготовил программу и успешно дебютировал. А дальше, словно на одном дыхании, — концерт за концертом. Своим успехом оркестр во многом был обязан творческой незаурядности и огромной трудоспособности Чагина. Он не только подбирал репертуар, аранжировал, но и выполнял всю черновую работу, расписывая партитуры по инструментам. Сздав оркестр, Чагин не успокоился и охотно откликнулся на предложение организовать в городе детскую филармонию. Вместе с педагогом Л. Вебер готовил одно занятие за другим. Н филармонических концертах полный зал разновозрастной ребятни с нескрываемым восторгом слушал оркестр, исполняющий отрывки из произведений по тщательно продуманному сценарию. В паузах между ними опытный педагог учил юных слушателей понимать и любить классическую музыку. Н если есть детская филармония, то почему бы не быть и взрослой? И снова Чагин пробивает идею, не дающую ему покоя, в результате чего в 1993 году в Миассе открывается городская филармония. Борис Григорьевич был композитором, оставившим более 300 аранжировок и обработок народных песен и произведений классиков. Среди музыкально-сценических сочинений Чагина — оперы, произведения для симфонического и народного оркестров, камерная музыка, фортепианные и скрипичные концерты, романсы и песни. Могое из того, что вышло из-под пера Бориса Григорьевича, исполнялось в городе, но громкого слова «композитор» по отношению к себе Чагин не любил. Говорил, что пишет на досуге, под настроение. Борис Григорьевич был яркой личностью и талантливым человеком. Но талант не обязательно должен быть громким. Важно, чтобы он был на своем месте. Чагин был на своем. |
назад |