свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
50 | ||||
Суббота, 28 марта 2009 года | ||||
Работать родителем В городе действует служба социально-психологической помощи приемным семьям В МОУ «Детский дом» состоялся день открытых дверей в школе приемных родителей «Росток». Это мероприятие стало первым среди запланированных в текущем году отделом опеки совместно с детским домом в рамках защиты семьи и детства. Н собрании школы приемных родителей присутствовали начальник управления социальной защиты населения Геннадий Васьков, начальник отдела опеки управления Ольга Мурдасова. В своем обращении Геннадий Анатольевич выразил благодарность собравшимся, подчеркнув, что устройство детей в семью — одна из приоритетных задач, которую социальным службам необходимо решать совместно с приемными семьями, а проведение занятий в школе «Росток» должно стать регулярным. Ольга Мурдасова рассказала, что в последние годы количество детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в детских домах, домах ребенка и социальных приютах, уменьшилось. Это произошло благодаря тому, что многих из этих ребят удалось передать в приемные или вернуть в родные семьи. С этого года, по словам начальника отдела опеки, будет активно развиваться такая форма устройства сирот, как приемная семья. Гавной целью проведения дня открытых дверей можно назвать просветительскую. Перед пришедшими на встречу будущими приемными родителями выступили ведущие специалисты управления соцзащиты и детского дома. Они рассказали о формах устройства детей в семью, этапах их адаптации в детском доме и в новой семье, необходимой психолого-педагогической работе по реабилитации, воспитанию и развитию. Объединила все выступления мысль о том, что усыновление или взятие под опеку «государственного» ребенка — это крайне ответственный шаг, а воспитание приемного чада — большая работа, в которой родителям, какими бы опытными они ни были, обязательно потребуется помощь специалистов: психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов. Кк правило, у детей, попадающих в детдом, нет никакого положительного опыта жизни в семье. Асоциальное поведение их родителей и окружения становится нормой. Также у ребят, оказавшихся в государственных учреждениях, бывают не имеющие ничего общего с действительностью представления о жизни «домашних» детей. Она кажется детдомовским чередой сплошных праздников и удовольствий. Перед усыновлением или передачей под опеку каждый подобный ребенок нуждается в целом комплексе мер по подготовке к жизни в приемной семье. С другой стороны, взрослые, растящие своих детей, нередко не подозревают, что в воспитании приемных им придется столкнуться с совершенно неожиданными трудностями и опыт может оказаться бесполезным. Лдям, которые решились взять на воспитание ребенка, важно помнить, что в любой семье неизбежны трудности. Преодолеть их поможет служба социально-психологической помощи, а также занятия в школе приемных родителей «Росток». Ведь основной своей задачей работники этой службы считают подготовку ребенка к устройству в замещающую семью. Работа по сопровождению воспитанников детского дома, принятых в семьи, ведется его сотрудниками с 2007 года. В этом году занятия школы проходят в последнюю пятницу каждого месяца с 10 до 14 часов. Кстати В2007 году из детского дома было отдано под опеку 25 детей, 2 возвращены в семью. В2008 году 8 взяты под опеку, 2 вернулись в семью. З два месяца 2009 года опеку оформили на 8 детей. И 45 детей 4 возвращены в детские дома. Возьми на заметку Уыновление (удочерение) — принятие в семью ребенка на правах кровного родственника со всеми вытекающими правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей усыновление — высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его всестороннее развитие. При усыновлении ребенок становится полноценным членом семьи. Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходе из несовершеннолетнего возраста. Существует возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и (в некоторых случаях) дату рождения. Оформляется дольше, чем опека, т. к. требуется утверждение усыновления гражданским судом. Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец. Оека — принятие ребенка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определенный срок. Эта форма устройства в семью используется как промежуточная перед усыновлением. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. С другой стороны, ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою не полную принадлежность к семье опекуна. Не исключено появление претендента на усыновление ребенка, в том числе родственников, так как вся информация о нем остается открытой. Смена фамилии, изменение даты рождения невозможны. Пиемная семья — форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренная Семейным кодексом РФ, которая сочетает в себе элементы усыновления, опеки и детского учреждения. В приемной семье может быть от одного до восьми детей (включая родных). Воспитание приемных детей осуществляется по договору, заключенному между родителями и органами опеки и попечительства на срок от одного года до достижения детьми совершеннолетия. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА * первый визит будущих родителей с органы соцзащиты (сотрудники выясняют, имеют ли соискатели право на взятие под опеку или усыновление детей, проверяют первичный уровень готовности к этому шагу); * встреча ребенка с будущими родителями или опекунами, которые направляются отделом социально-правовой защиты семьи и детства для знакомства в детское учреждение; * гостевой режим пребывания (с разрешения отдела опеки ребенка берут в гости на каникулы, выходные, праздники); * участие в семейно-воспитательных группах (тренинги, консультации, работа по составленной специалистами программе). ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ * очная — непосредственное посещение семьи, принявшей на воспитание ребенка-сироту или оставшегося без попечения родителей; * заочная — общение с приемной семьей через телефонные переговоры, переписку с родителями или опекунами; * опосредованная — получение информации о жизни ребенка в приемной семье через детский сад, школу, поликлинику, отдел опеки; * плановый патронаж — посещение семьи согласно графику; * экстренный патронаж — специалисты выезжают к приемной семье при возникновении критической ситуации. СПЕЦИАЛИСТЫ, ПОМОЩЬ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМА * врач-педиатр: диагностика, комплексный анализ состояния здоровья, рекомендации по лечению; * социальный педагог: информация о социальном окружении ребенка, советы по преодолению негативного опыта общения в первой семье; * дефектолог: индивидуальная помощь в коррекции отставания в интеллектуальном развитии; * психолог: работа и с детьми, и с родителями по индивидуальной программе.
Анастасия Скрипниченко
|
назад |