Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 48 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 26 марта 2009 года

Тайны Миассово

   Продолжение. Начало в № 43.

   Вразговоре о биостанции, что была на берегу Миассово, я напомнил Петру Тимофеевичу, как десять лет назад мы вместе с ним бродили по подвалу и этажам двухэтажного особняка когда-то секретной лаборатории.

   — Дом тот был построен еще до революции. Ему уже за сотню лет. По рассказам стариков-башкир, это место на Миассово облюбовал богатый человек. Отдыхая, он поймал большую щуку как раз напротив того берега. Есть версия (ее я услышал не так давно), что был это золотопромышленник Симонов. Однако никаких достоверных данных нет.

   — Но в одном из рукописных воспоминаний, что хранятся в архиве городского краеведческого музея, этот берег Миассово упоминается как место отдыха, рыбалки и охоты сотрудников НКВД.

   — С1928 года там существовала метеостанция, велись метеофенологические наблюдения. Действительно, после революции был там и дом отдыха НКВД. Столовая, номера на два-три человека, несколько лодок. Запрета на охоту здесь тогда не существовало. Ведь только в 1935 году заповедник стал комплексным. Под охрану наряду с недрами был взят и животный мир. Тогда же особняк был передан заповеднику, в нем стали жить Скаруцкий, Теплоуховы, Шилины, Ушков. Жалко, что он сейчас рушится.

   — Выходит, биостанция появилась не на пустом месте. Кто-то из бывших отдыхающих, когда возник вопрос, где проводить эксперименты, вероятно, вспомнил о большом и добротном доме на берегу Миассово.

   — Возможно. С 1955 года в нем начались подготовительные работы и обустройство лаборатории. Был переделан подвал под хранение термояда.

   Вэтом же году наездами там стал бывать Тимофеев-Ресовский. Он до 1955 года заведовал биофизическим отделом лаборатории Б на Сунгуле, под Свердловском. А когда жилье было готово, Николай Владимирович с женой Еленой Александровной и специалист по установке всех этих приборов Александр Преображенский первыми переехали в заповедник. До 1958 года завозили оборудование, велись в доме-лаборатории подготовительные работы. И где-то в это же время начались многочисленные научные эксперименты. Помню, были у них там аквариумы с карасями, которых тоже облучали.

   — И все это было в строго секретной обстановке?

   — Точно сказать не могу, поскольку на берегу всегда было многолюдно, шумно, весело. Стоял палаточный городок студентов. Приезжали профессора, академики. И почти ежедневно шли семинары, в которых наряду с наукой переплетались размышления и развлечения. В непогоду лекции проводились на веранде, вроде как конференц-зал у них там был: ряды сидений, доска... А в теплые дни Николай Владимирович загонял всех прямо в озеро, и занятия шли по пояс в воде. На его лекциях я не был. А вот лекции других сотрудников слушал. Вроде интересно, но непонятно все тогда было. Идем, бывало, куда вместе, он всю дорогу говорит. Любил, правда, крепко так, с матерком, выразиться. Настоящим русским мужиком был. С меня ростом, но такой крепыш, как белый груздь.

   Седи рабочих я там самым молодым был, и мужики меня частенько в конце недели к Николаю Владимировичу командировали. Куда денешься? Беру пузырик — и к нему. Прихожу, а у них там, на веранде, диспут. Он всегда вполоборота к дверям сидел. Увидит, тут же встает — и ко мне: «Что, Петь?» «Да вот, — говорю, — мужики послали спиртовочку заправить». В общем, никогда не отказывал.

   Сустя годы здесь, на Миассово, снимался фильм «По следам Зубра». Ради интереса я тогда склад открыл, ключи были у меня. Ученики его, принимавшие участие в съемках, любопытства ради начали рыться, и нашли там много документов с грифом «совершенно секретно». В сарае они никому не нужными пролежали не один десяток лет. Еще был случай. Однажды Тимофеев-Ресовский получил от приятеля из Германии письмо, в котором тот интересовался, можно ли приехать на биостанцию. А он в ответ: если сможете, приезжайте. Тот прямо сюда. Приехал нелегально. Его тут же засекли. Скандал большой был. Немца в 24 часа выдворили из Союза. Нам еще долго про этот случай лекции читали, настраивали на бдительность. Конечно, кто-то негласный был тут из органов госбезопасности. Николая Владимировича, разумеется, «пасли» и на Миассово. Он же до конца жизни не был реабилитирован.

   Тк кто же он, Тимофеев-Ресовский, работавший в наших краях? Прежде всего это всемирно известный русский ученый с такой непростой судьбой, что пережитого им хватило бы на несколько жизней. Его называли невозвращенцем, человеком с сомнительным прошлым, работавшим в гитлеровской Германии, попавшим под амнистию, но неоправданным. Знавшие его люди отзывались о нем как о человеке энциклопедических знаний. Он прекрасно знал историю — русскую и европейскую, живопись, музыку, поэзию. А еще любил петь, танцевать. Его характеру вообще была присуща жизнерадостность.

   Нписано о нем немало. Книги, воспоминания, многочисленные публикации и даже записи устных рассказов. А с каким пристрастием был встречен роман Д. Гранина «Зубр».

   Могие факты этой статьи взяты с благодарностью к их авторам. Перескажу прочитанное вкратце. По материнской линии Николай Владимирович из древнего аристократического рода князей Всеволожских. По отцовской — потомственный донской казак. Ему было 14 лет, когда началась Первая мировая война. Гимназист Тимофеев-Ресовский, как и многие его сверстники, прибавив год, оказался на фронте. А там грязь, кровь окопной войны и всеобщее моральное разложение.

   П дороге с фронта — долгое, с невероятными приключениями возвращение в Москву. Учеба в университете у великих учителей Кольцова и Четверикова. Занятия прерывались призывами в Красную армию, и он, князь Всеволожский и казак Тимофеев, красноармейцем воевал против белых. Возвращаясь с фронтов в университет, учился вновь. Диплом об окончании он вместе с женой не получил: посчитали ненужной формальностью.

   В1925 году Тимофеев-Ресовский был направлен Совнаркомом в помощь немецкой науке в Германию, в институт профессора Фогта, для развертывания работ по генетике. В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты. После 1934 года террор развернулся в СССР. Под репрессии попали два брата Николая Владимировича. Начались гонения на генетиков. Тимофеевы-Ресовские оказались в труднейшей ситуации. Николай Владимирович рвался домой, в Россию, но Кольцов, передав: «не возвращайся — погибнешь!», остановил его.

   Вгоды войны Тимофеев-Ресовский оказывал всевозможную помощь тем, кого преследовали фашисты, кто к нему обращался. Старший сын Дмитрий, антифашист-подпольщик, студент Берлинского университета, погиб в застенках Маутхаузена.

   ВГермании русский ученый стал центром, объединяющим многих незаурядных людей — физиков, биологов, математиков, музыкантов. Он много ездил и своими выдающимися работами по генетике стал широко известен в мире. Знающие люди говорят, что он вместе с двумя немецкими учеными впервые определил размер гена.

   Ве годы пребывания в Германии Тимофеев-Ресовский сохранял российско-советское гражданство. В 1945 году началась эра атомного оружия и он был приглашен возглавить в СССР исследования по генетическим последствиям радиационных поражений. Однако по приезду в августе 1945 года Тимофеев-Ресовский «по ошибке» был арестован. Как невозвращенец и враг народа осужден и отправлен в карлаг на 10 лет по 58-й статье.

   Н, когда стране понадобились люди, чей ум был в силах изучить последствия радиоактивного излучения, его разыскали. Он умирал от голода на тюремных нарах. Когда Тимофеева-Ресовского доставили на Урал, в Сунгуль, он не мог стоять на ногах. Его вылечили, и он стал руководить секретным отделом научного института. До 1953 года он был под стражей и до конца жизни оставался репрессированным спецпереселенцем. В лагере серьезная болезнь навсегда лишила его возможности читать, а почерк стал неразборчивым. Может, поэтому он не жалел времени на всякий треп и, поднимая его до высот науки, готов был говорить о чем угодно.

   Бывавшие на его лекциях вспоминали: «Какой забытый русский язык, логика, интонации, метафоры! А главное — свобода. Свобода и глубина мысли, свобода оценок и суждений... В нем уживались изысканность и грубость. Откуда он такой свободный и громогласный? Из лагерно-тюремных университетов».

   ВСунгуле и на Миассово Тимофеев-Ресовский вел, как он отмечает в своих воспоминаниях, наиболее продуктивные экспериментальные исследования, начатые еще в Германии. Сотрудниками Николая Владимировича на биостанции в Ильменском заповеднике были: его жена Елена Александровна и сноха Нина Алексеевна Тимофеева, супруги Царапкины, Преображенские, Куликовы, Изможеровы, Абатуровы, Гусевы и др.

   — Петр Тимофеевич, а долго ли существовала биостанция на Миассово?

   — В 1964 году Тимофеев-Ресовский уехал с Урала в Обнинск. Но лаборатория продолжала работать. За него остался Куликов Николай Васильевич.

   Пи завлабе Борисе Алексеевиче Миронове биостанцию закрыли, вывезли оборудование, захоронили в могильник то, что не надо было перевозить, и все забетонировали. Было это в 1978 году.

   Влад в науку ученого был достойно оценен мировой общественностью. Тимофеев-Ресовский — действительный член (академик) Германской академии естествоиспытателей, почетный член Американской академии наук и искусств, Итальянского общества экспериментальной биологии, Менделеевского общества (Швеция), Британского генетического общества, член-учредитель ВОГиС им. Вавилова, член Общества содействия наукам им. Макса Планка (Германия), действительный член Московского общества испытателей природы, Географического общества, Всесоюзного ботанического общества. Николай Владимирович — лауреат медалей и премий Лазаре Спалланцани (Италия), Дарвинской (Германия), Менделеевской (Чехословакия, Германия), Кимберовской (США).

   Уер Н. В. Тимофеев-Ресовский в Обнинске в 1981 году, так и не дождавшись своей реабилитации. За две недели до смерти его исповедал отец Александр Мень. 19 декабря — день зимнего Николая Угодника — всегда был святым для Николая Владимировича. На основании Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» Тимофеев-Ресовский реабилитирован был лишь в июне 1992 года.

   


Страницу подготовил Виктор СУРОДИН



назад


Яндекс.Метрика