Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 45 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 21 марта 2009 года

Здесь живут и дышат музыкой

   Нынче осенью колледж искусства и культуры отметит 40-летие

   Подготовка к юбилею началась задолго до знаменательной даты: концерты студентов и педагогов, сольные и коллективные, в учебных заведениях и на промышленных предприятиях идут полным ходом. «Ни дня без музыки!» — под таким девизом коллектив МКИиК вознамерился, видимо, провести весь юбилейный год. Однако далеко не все горожане знают, что традиция нести музыку в массы зародилась тоже ровно 40 лет назад — одновременно с появлением в небольшом уральском городке оазиса культуры, который тогда назывался скромно и непритязательно — музыкальное училище...

   Победил Миасс

   Вконце 60-х годов музыкальные школы горнозаводской зоны Челябинской области явственно ощутили нехватку квалифицированных преподавателей. Встал вопрос об открытии среднего профессионального учебного заведения, которое смогло бы в короткие сроки удовлетворить эту потребность. Два города-соседа — Златоуст и Миасс — боролись за право стать центром музыкального образования. Неизвестно, чем и как закончилось бы это противостояние, если бы не И. А. Рослый. Именно он, бывший в те годы директором ДМШ № 2, взвалил на себя всю ношу ответственности за будущее подрастающих в городе талантливых музыкантов. Отстаивая право Миасса на открытие училища, Иван Андреевич ясно видел все плюсы небольшого городка, среди которых одним из главных было наличие готовой базы высококвалифицированных специалистов, закончивших ведущие музыкальные вузы страны и имевших опыт работы с детьми. Но не только высшее образование отличало миасских музыкантов. Едва ли не важнейшим фактором была их творческая составляющая. Большинство педагогов работали с неизменной выдумкой, с огоньком, с инициативой. Огромное значение имело и то, что представители городской власти — председатель горисполкома А. П. Ефимов и первый секретарь горкома КПСС Н. В. Богачев — безоговорочно поддержали И. А. Рослого. Более того, примерно в это же время освободились два здания на улице Орловской, где раньше располагалась горадминистрация, и их было решено передать музыкальному училищу.

   Ве это плюс огромный авторитет Ивана Андреевича, которого знали и любили музыканты области, в конце концов перетянуло чашу весов в пользу Миасса.

   Начал с коллектива

   Счего же начал свою работу новоиспеченный директор ММУ? Конечно же, с создания педагогического коллектива. Первые преподаватели пришли из музыкальных школ: пианисты Л. Чиркова, Л. Афонин, Л. Хмельнов, духовик И. Буров, народник Г. Лузин, теоретик Р. Камалеева, завуч П. Анохин. Более ста человек на четырех отделениях — таким был набор 1969 года, и, надо сказать, очень сильный набор, ведь многие способные выпускники ДМШ, ожидая открытия училища, не разъехались по городам и весям, а остались в родном Миассе заканчивать восьмой, дополнительный класс по специальности.

   Ворой год принес училищу новые отделения — теоретическое и струнное. Педколлектив пополнился новыми кадрами, в учебное заведение пришли Л. Зайцева, А. Калашникова, Л. Печенкина, Л. Вебер, а также А. Фомичев, Б. Шубин, С. Ремишевский, Т. Копышева, В. Беляева.

   Светить всегда, светить везде

   Кк работали музыканты? Не покладая рук. Творческий молодой коллектив жил, как одна семья. Тот факт, что разница в годах между педагогами и студентами была невелика, позволял понимать друг друга с полуслова, гореть в полную силу и каждую свободную минуту отдавать любимому делу. По словам заместителя директора по воспитательной работе Н. Ефимовой, те не столь уж и далекие времена отличались необыкновенным профессиональным патриотизмом музыкантов. Талантливые миасцы шефствовали над предприятиями, организациями, воинскими частями, школами, выступая в них с концертами и лекциями. У заведующей теоретическим отделением Л. Елсуковой, курирующей всю эту грандиозную музыкально-просветительскую деятельность, на рабочем столе лежал огромный, расчерченный на квадраты и исписанный мелким почерком лист бумаги, четко определяющий, кто, куда и когда едет с концертом. Каждый педагог давал по 20 с лишним концертов в год, выступая в качестве солиста или участника ансамбля.

   П просьбе профсоюза швейной фабрики Лариса Леонидовна создала специальную программу музыкального сопровождения труда фабричных работниц. Швеи занимались своим делом, а музыка, которая транслировалась по местному радио, не просто эстетически развивала и доставляла наслаждение, но и способствовала повышению производительности труда.

   Нпрерывной чередой в училище шли концерты именитых музыкантов самого высокого уровня: с удовольствием приезжали к миасцам всемирно известные пианисты М. Плетнев, А. Наседкин, профессор Московской консерватории В. Горностаева со своими учениками, скрипачка Е. Гилельс, аккордеонист Ю. Дранга, баянист Ф. Липс и многие другие знаменитости. Помимо этого, частенько устраивались музыкальные среды, где студенты знакомились с композиторами, творчество которых не входит в программу. Год от года увеличивалось количество выпускников ММУ, многие из них успешно поступали в престижные музыкальные вузы Новосибирска, Саратова, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга.

   След в истории

   З 40 лет училище довелось возглавлять трем директорам, каждый из которых оставил свой след в его истории. Самый яркий, безусловно, принадлежит И. Рослому, которого любили и уважали все. Человек незаурядных способностей, он все силы положил на создание крепкого и дружного педагогического коллектива. Находил время ездить на распределение молодых специалистов, говорил с ними, присматривался, прислушивался, особо понравившихся привозил в Миасс, показывал Тургояк, заповедные леса, рассказывал о перспективах на получение жилплощади. Всячески поддерживал молодежь, помогал в любых трудных ситуациях. Ко всем преподавателям относился исключительно доброжелательно, никогда не слушал любителей позлословить, вследствие чего атмосфера в учебном заведении сложилась доверительная, добрая, уважительная, творческая.

   В Морозов, сменивший И. Рослого на посту директора, запомнился открытием отделения руководителей народного хора. По меткому выражению Н. Ефимовой, существующие в колледже предметно-цикловые комиссии можно сравнить с пазлами, вместе составляющими целостную картину. Народное отделение, которое 20 лет назад возглавила Е. Корсунова, успешно вписалось в эту композицию и стало поистине украшением учебного заведения. То же самое можно сказать и о хореографическом отделении, у истоков которого стояли Л. Соснина и О. Рочева.

   Впоследнее десятилетие колледжем руководил Ю. Афанасьев. Несмотря на то, что в эти годы страну сотрясали кризисы и перестройки, он сумел расширить материальную базу, приобрести новые музыкальные инструменты, дорогостоящую аппаратуру, компьютеры, а главное — отвоевал здание для занятий студентов отделений хореографии и народного пения, оформив его в областную собственность вместе с земельным участком.

   «Живица», «Оберег» и другие

   Сгодня в колледже шесть отделений. Новые времена внесли перемены и в перечень учебных предметов, и в систему преподавания. Несомненным новшеством МКИиК является развитая научная работа, высокое качество которой не раз отмечалось при аттестации. Но по-прежнему главная гордость колледжа — его выпускники, которые работают в профессии так же самоотверженно, как их энтузиасты-преподаватели, и создают интереснейшие творческие коллективы. Такие как миасские детские фольклорные ансамбли «Живица» (Г. Виноградова), «Елица» (Е. Еремина), «Оберег» (Н. Ланкова), златоустовские «Росинка» и «Задоринки» (Н. Горская). Среди взрослых коллективов того же направления выделяются своей самобытностью «Вольница» (Н. Михайлов), «Околица» (А. Зырянов, ЧГАКИ), «Богатица» (Т. Ширинкина, Санкт-Петербург), хор русской песни ДК автомобилестроителей (Е. Гаврилова).

   ВМиассе и за его пределами известны имена пианистов — выпускников класса Л. Чирковой: композитора и поэтессы Л. Олифировой, преподавателя Академии музыки имени Кирилла и Мефодия (Македония) В. Гмыри, преподавателя сектора детского творчества в Израиле Е. Ивановской, педагогов МКИиК С. Готового и О. Калининой. Больших успехов добились ученики И. Коржовой, Т. Набокиной, Н. Ардабьевской.

   Пославились и выпускники отделения народных инструментов Д. Сазиков, руководитель ансамбля народных инструментов в Москве, М. Андрианова, участник ансамбля гусляров «Звонкие струны» (Москва), А. Тетюцкий, руководитель симфонического оркестра (Санкт-Петербург), Л. Ларина, руководитель ансамбля «Русская душа» (Ульяновск), заслуженный артист РФ композитор А. Михайлов. Любимо миасцами и творчество студентов струнного отделения, первые выпускники которого объединились в ансамбль «Вдохновение» и на протяжении многих лет, продолжая традиции родного училища, без устали пропагандируют классическую музыку на концертных площадках города.

   Одельную страницу в истории учебного заведения занимают личности неординарных педагогов, среди которых особняком стоит Б. Чагин, талантливый композитор и музыкант, создатель муниципальных оркестров — симфонического и народных инструментов, неизменной солисткой которых была преподаватель класса вокала О. Красноярцева.

   40 лет — вроде бы немного, но, с другой стороны, не так уж мало. Изменилась мода, изменились нравы, но в стенах колледжа время будто бы остановилось: здесь по-прежнему живут и дышат музыкой.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика