свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
38 | ||||
Четверг, 12 марта 2009 года | ||||
Загадка Аушташа Продолжение. Начало в № 34. Девняя плита. Текст ее гласил: «Рамазан Аулия пришел из города Ош. Его самого, жену, дитя убили в 651 г.». Сово «аулия» значит «святой». Почему же святой Рамазан превращается в шейха Мухаммеда? Что заставило Расулева сделать новую надпись? Эти вопросы привели нас в ЧелГУ к Зульфие Маратовне Хадыевой, преподавателю факультета Евразии и Востока. Ее дословный перевод современной надписи: «Могила шейха Мухаммеда Рамазана Алюши — 651 г. в эпоху Барки-хана. Бани-сарай». Кто же он, Рамазан Аулия? Первый проповедник ислама в наших местах? Педания жителей окрестных деревень то дополняют, то опровергают друг друга. «Когда-то давно в здешних местах проходили караваны верблюдов. Шли этим путем и торговцы из среднеазиатского города Ош. В дороге у Аушкуля умирает всеми почитаемый человек. Он и был похоронен на вершине». «Караван подходил к селению. Жители его ушли на сенокос, поручив детям приглядывать за домами. В разгар работы те прибежали с тревожной вестью о появлении вооруженных людей. Селяне бросились на защиту. Когда опомнились, непоправимое уже свершилось. Было убито несколько человек, в том числе и духовный провидец, проповедник новой веры». В1881 году Зайнулла Расулев возвращается из ссылки в Аккужу. Через год снова паломничество. Он спешит на встречу с учителем. После поездки остается в Троицке. С 1884 года становится имамом-хатыбом 5 соборной мечети. Здесь же, на Амурской улице, строит медресе. Ему дадут звучное имя «Расулия». Его закончат многие религиозные, политические, государственные деятели. Город Троицк превратится в центр обучения мусульман. В учебном заведении шейха Зайнуллы новые педагогические методы, за счет светских наук он расширит учебные программы. Как «один из лучших академических институтов мусульманского мира» охарактеризует медресе «Расулия» французский историк. А у Зайнуллы Расулева не только просветительские и педагогические таланты. Глубокие познания в шариате, суфизме не заслонили способности к врачеванию, знаний тибетской медицины. В лечении больных он использует лекарства из собственного лечебного диспансера. Идар пророчества снискал Расулеву необычную популярность, привлек многих последователей. На родине шейха помнят те случаи-былинки. Как чей-то дед в пору юности шел с друзьями просить молитвы у имама. В пути спрятал кисет с махоркой: мусульманам не положено курить. В конце беседы услышал от Зайнуллы: не забыть спрятанное под мостом. Тот стыд, говорят, навсегда отбил охоту к куреву. Д самой смерти в феврале 1917 года Зайнулла энергичен и деятелен. В некрологе оренбургский журнал назовет его духовным королем своего народа. Уже в наши дни профессор калифорнийского университета Хамид Алгар озаглавит статью о Расулеве «последний Великий Шейх суфийского братства Накшбандия в Волго-Уральском районе». Сройные березы, уходящие кронами в небо. Сладкий запах просыпающейся земли, прелого листа, нежных первоцветов, тихое журчание ручья… И ты счастлив этим утром, этим солнцем, этой тишиною! Гворят, когда убили Рамазана, свершилось чудо: из глубин земных, из каменных недр забил вдруг ключ чистой воды. Вот и сейчас шумит он. Восходящим потоком поднимаются струи чуть белесого цвета. Поят страждущие души. Спешат к источнику Аулия люди из деревень и городов. Поклониться и испить святой воды приезжают даже из зарубежья. Спешат… Всего два месяца в году, по весне, когда полнятся соком ветви берез, в обложенном мрамором руслице течет родниковая вода и искрится на солнце. Кюч Аулия — ключ Святого… Не дает покоя мысль: убили проповедника непонятной веры. Но за что жену и ребенка? Ведь не может обманывать древняя плита! Как оказались здесь женщина и дитя? Свершины Аушташа до города Ош Кыргызстана даже по прямой тысячи километров. Ош — город на торговом пути с древнейшей историей со времен до нашей эры. Сравниться с ним на южноуральской земле и превзойти его возрастом может лишь Аркаим с Синташтой. В прошлом — центры арийской Страны Городов. Историки утверждают, что 4 тысячи лет назад здесь возник зороастризм. На протяжении многих веков религия ариев была господствующей в Азии, в великой Персидской державе. Н к IX веку под натиском арабов заканчивается история Персии. Лишь немногие поселения приверженцев старой веры какой-то период еще существовали на побережье Каспийского моря. Сконца IX века на Южном Урале появляются башкирские племена. Нет, это не огнепоклонники далекого Каспия. Краткая энциклопедия Башкортостана определенно говорит о том, что в формировании этнокультурного облика башкир решающую роль сыграли тюркские народы южносибирского и центральноазиатского происхождения, но… при участии уральцев. Башкиры осели на Урале, где вытеснив, где ассимилировав аборигенное население — финно-угорские и иранские племена. И в образовании башкирского языка участвовали многие языки, в том числе иранский. Ккой же верой жили здесь люди? Энциклопедия Башкортостана: «В домусульманский период башкиры, вероятно, исповедовали зороастризм и тенгрианство (тенгри — «небо», «бог»)». Иранское воздействие на духовную жизнь башкирских племен прослеживается в эпосах и в мифах, в праздниках и обрядах. Н вершине Аушташа, в 100 метрах от памятника, — загадочное место. Большими плитами, поставленными вертикально, выложен круг. В центре — яма. По бокам ее — каменная россыпь, три засохшие лиственницы. Могила Рамазана? Почему разрыта? Если это не она, то что это? Под горой — старое мусульманское кладбище. Такие же и у соседних деревень. Но не каждое из них признается башкирами за свое. может, гора Ауша пребывала святой и до того трагического случая? И свершались здесь религиозные обряды людьми, исповедовавшими первую на земле религию откровения? Зороастризм был дан богом Мудрости. Поэтому, наверное, многие из его истин отразились в более поздних религиозных учениях — иудаизме, христианстве, исламе. Здесь тоже веками ждали Спасителя… Лжат на столе две фотографии Зайнуллы Расулева — в зрелом возрасте и старца. Но как похожи они, как одинаковы. Чалма, опущены веки, взгляд вниз, долу, сухощавое лицо, тихая улыбка. А из-под ресниц — словно искорки! Как будто знает что-то неведомое — сокрытую тайну от взора нашего. Урал… он во многом еще непознанный край.
Страницу подготовили Ольга и Виктор СУРОДИНЫ
|
назад |