Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 38 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 12 марта 2009 года

Загадка Аушташа

   Продолжение. Начало в № 34.

   Девняя плита. Текст ее гласил: «Рамазан Аулия пришел из города Ош. Его самого, жену, дитя убили в 651 г.».

   Сово «аулия» значит «святой». Почему же святой Рамазан превращается в шейха Мухаммеда? Что заставило Расулева сделать новую надпись? Эти вопросы привели нас в ЧелГУ к Зульфие Маратовне Хадыевой, преподавателю факультета Евразии и Востока. Ее дословный перевод современной надписи: «Могила шейха Мухаммеда Рамазана Алюши — 651 г. в эпоху Барки-хана. Бани-сарай». Кто же он, Рамазан Аулия? Первый проповедник ислама в наших местах?

   Педания жителей окрестных деревень то дополняют, то опровергают друг друга. «Когда-то давно в здешних местах проходили караваны верблюдов. Шли этим путем и торговцы из среднеазиатского города Ош. В дороге у Аушкуля умирает всеми почитаемый человек. Он и был похоронен на вершине». «Караван подходил к селению. Жители его ушли на сенокос, поручив детям приглядывать за домами. В разгар работы те прибежали с тревожной вестью о появлении вооруженных людей. Селяне бросились на защиту. Когда опомнились, непоправимое уже свершилось. Было убито несколько человек, в том числе и духовный провидец, проповедник новой веры».

   В1881 году Зайнулла Расулев возвращается из ссылки в Аккужу. Через год снова паломничество. Он спешит на встречу с учителем. После поездки остается в Троицке. С 1884 года становится имамом-хатыбом 5 соборной мечети. Здесь же, на Амурской улице, строит медресе. Ему дадут звучное имя «Расулия». Его закончат многие религиозные, политические, государственные деятели. Город Троицк превратится в центр обучения мусульман. В учебном заведении шейха Зайнуллы новые педагогические методы, за счет светских наук он расширит учебные программы. Как «один из лучших академических институтов мусульманского мира» охарактеризует медресе «Расулия» французский историк.

    А у Зайнуллы Расулева не только просветительские и педагогические таланты. Глубокие познания в шариате, суфизме не заслонили способности к врачеванию, знаний тибетской медицины. В лечении больных он использует лекарства из собственного лечебного диспансера.

   Идар пророчества снискал Расулеву необычную популярность, привлек многих последователей. На родине шейха помнят те случаи-былинки. Как чей-то дед в пору юности шел с друзьями просить молитвы у имама. В пути спрятал кисет с махоркой: мусульманам не положено курить. В конце беседы услышал от Зайнуллы: не забыть спрятанное под мостом. Тот стыд, говорят, навсегда отбил охоту к куреву.

   Д самой смерти в феврале 1917 года Зайнулла энергичен и деятелен. В некрологе оренбургский журнал назовет его духовным королем своего народа. Уже в наши дни профессор калифорнийского университета Хамид Алгар озаглавит статью о Расулеве «последний Великий Шейх суфийского братства Накшбандия в Волго-Уральском районе».

   Сройные березы, уходящие кронами в небо. Сладкий запах просыпающейся земли, прелого листа, нежных первоцветов, тихое журчание ручья… И ты счастлив этим утром, этим солнцем, этой тишиною!

   Гворят, когда убили Рамазана, свершилось чудо: из глубин земных, из каменных недр забил вдруг ключ чистой воды. Вот и сейчас шумит он. Восходящим потоком поднимаются струи чуть белесого цвета. Поят страждущие души. Спешат к источнику Аулия люди из деревень и городов. Поклониться и испить святой воды приезжают даже из зарубежья. Спешат… Всего два месяца в году, по весне, когда полнятся соком ветви берез, в обложенном мрамором руслице течет родниковая вода и искрится на солнце.

   Кюч Аулия — ключ Святого… Не дает покоя мысль: убили проповедника непонятной веры. Но за что жену и ребенка? Ведь не может обманывать древняя плита! Как оказались здесь женщина и дитя?

   Свершины Аушташа до города Ош Кыргызстана даже по прямой тысячи километров. Ош — город на торговом пути с древнейшей историей со времен до нашей эры. Сравниться с ним на южноуральской земле и превзойти его возрастом может лишь Аркаим с Синташтой. В прошлом — центры арийской Страны Городов. Историки утверждают, что 4 тысячи лет назад здесь возник зороастризм. На протяжении многих веков религия ариев была господствующей в Азии, в великой Персидской державе.

   Н к IX веку под натиском арабов заканчивается история Персии. Лишь немногие поселения приверженцев старой веры какой-то период еще существовали на побережье Каспийского моря.

   Сконца IX века на Южном Урале появляются башкирские племена. Нет, это не огнепоклонники далекого Каспия. Краткая энциклопедия Башкортостана определенно говорит о том, что в формировании этнокультурного облика башкир решающую роль сыграли тюркские народы южносибирского и центральноазиатского происхождения, но… при участии уральцев. Башкиры осели на Урале, где вытеснив, где ассимилировав аборигенное население — финно-угорские и иранские племена. И в образовании башкирского языка участвовали многие языки, в том числе иранский.

   Ккой же верой жили здесь люди? Энциклопедия Башкортостана: «В домусульманский период башкиры, вероятно, исповедовали зороастризм и тенгрианство (тенгри — «небо», «бог»)». Иранское воздействие на духовную жизнь башкирских племен прослеживается в эпосах и в мифах, в праздниках и обрядах.

   Н вершине Аушташа, в 100 метрах от памятника, — загадочное место. Большими плитами, поставленными вертикально, выложен круг. В центре — яма. По бокам ее — каменная россыпь, три засохшие лиственницы. Могила Рамазана? Почему разрыта? Если это не она, то что это? Под горой — старое мусульманское кладбище. Такие же и у соседних деревень. Но не каждое из них признается башкирами за свое.

   может, гора Ауша пребывала святой и до того трагического случая? И свершались здесь религиозные обряды людьми, исповедовавшими первую на земле религию откровения? Зороастризм был дан богом Мудрости. Поэтому, наверное, многие из его истин отразились в более поздних религиозных учениях — иудаизме, христианстве, исламе. Здесь тоже веками ждали Спасителя…

   Лжат на столе две фотографии Зайнуллы Расулева — в зрелом возрасте и старца. Но как похожи они, как одинаковы. Чалма, опущены веки, взгляд вниз, долу, сухощавое лицо, тихая улыбка. А из-под ресниц — словно искорки! Как будто знает что-то неведомое — сокрытую тайну от взора нашего. Урал… он во многом еще непознанный край.

   


Страницу подготовили Ольга и Виктор СУРОДИНЫ



назад


Яндекс.Метрика