Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 31 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 28 февраля 2009 года

Все было впервые и вновь

   Лыжному марафону «Азия — Европа — Азия» 40 лет

   Начиная с далекого 1969 года эти соревнования собирают сильнейших лыжников не только со всего Урала, но и со всей страны. Традиционными стали и время проведения марафона — первое воскресенье марта, и 70-километровый маршрут к подножию Александровской сопки и обратно. Первым победителем марафона 40 лет назад стал наш земляк почетный гражданин города Владимир Власов. В течение жизни он не раз становился победителем и призером этого забега. Накануне юбилейных состязаний лыжников Владимир Михайлович стал гостем нашей редакции.

   — Владимир Михайлович, кому принадлежала идея этого марафона?

   — В то время в Челябинске жил корреспондент газеты «Советский спорт» Георгий Романов. Так вот этот марафон его задумка, воплощенная в жизнь при активной поддержке спорткомитетов нашего города и области.

   Првым начальником дистанции был Талгат Рахматуллин, который работал тренером на заводе «Миассэлектроаппарат». Он и прокладывал эту дистанцию. Как и теперь, она представляла собой 10-километровый круг разгона, 30-километровый путь к подножию Александровской сопки и такой же обратный путь. Лыжня проходила вдоль автодороги Миасс — Златоуст, заходя в глухие лесные участки.

   Чстно говоря, название «Азия — Европа — Азия» условное. Трасса до Европы немного не доходит.

   — Насколько массовой была первая гонка?

   — Судя по отчетам, бежало много спортсменов — около 500 человек. Но лишь 70 из них были марафонцами, остальные преодолевали более короткие дистанции. Самым молодым участником гонки оказался 20-летний Алексей Хомич, самым пожилым — 47-летний Сергей Ломутов. Прибыли к нам не только уральские спортсмены, но и лыжники из Поволжья, Казахстана. Довольно неплохо была представлена Башкирия.

   — А как их информировали о марафоне?

   — Рассылали письма по спорткомитетам. Да и особо информировать никого не надо было. Лыжники четко отслеживали такие события. Тем более, что подобный марафон в то время проводился только в Мурманской области, в городе Кандалакше. Но там для участия отбирались только мастера спорта, а к нам в Миасс приглашались все желающие. Впрочем, среди участников первого нашего марафона было пятнадцать мастеров.

   — Вы помните, как все начиналось?

   — Началось это событие с парада участников. Потом был дан старт. Побежали все, естественно, классическим стилем, поскольку тогда коньковый не применялся. Первый круг прошли легко, а потом начали плутать. Дело в том, что ночью вдруг подул сильный ветер и лыжню замело.

   Японачалу шел первым, но вскоре со мной случилась неприятность. Возле дистанции лежал штабель дров, и кольцо моей лыжной палки наделось на эти дрова. Я упал и едва серьезно не травмировался. В результате этих передряг время было потеряно — меня обогнали. Я ринулся наверстывать упущенное и вскоре увидел, как ведущая группа заехала в тупик. Она сбилась с маршрута и уперлась в дорогу. Вскоре я снова возглавил гонку. И лидерства уже не упускал.

   — Обратный путь показался легче?

   — Нет, не показался. Дистанция проходит по очень рассеченному рельефу. Туда то и дело шли в гору, обратно спускались. А на спусках палки проваливаются по самую рукоятку, постоянно рискуешь потерять равновесие и улететь в сугроб. Приходилось терпеть. Особенно тяжелым был 68 километр. В этом месте проходит длинный подъем от озера Кысыкуль, и, преодолевая его, ног под собой уже не чувствуешь. Но финишировал я с улыбкой на лице.

   — Чем вас наградили?

   — Мне вручили самый обыкновенный кубок с изображением лыжницы. А призы были весьма скромные. Но процедура их вручения была оригинальной. Стоит стол с призами. Подходит победитель и выбирает тот подарок, который ему нравится. Затем к столу подходит обладатель второго места. Наконец, последний призер берет то, что осталось, выбора у него уже нет. Я взял на память ручные часы. Хоть и стоили они двадцать два рубля, но носить их считалось шиком. Правда, как они у меня раньше не ходили, так и сейчас не ходят. Берегу лишь как память.

   — Вы и дальше продолжили успешно выступать?

   — Да, я трижды был победителем этой гонки. Последний раз я ее выиграл в 1975 году. И каждый год в ней участвовал, пока классический стиль у спортсменов-лыжников не сменился коньковым.

   — Марафон «Азия — Европа — Азия» знал разную погоду?

   — Всякое бывало, но обычно старт и первые километры приходилось бежать при морозной погоде, а финишировать приходилось уже при температуре воздуха около нуля, когда снег вовсю подтаивает. При таких капризах мартовской погоды было очень важно угадать с лыжной мазью.

   — Кто на вашей памяти был самым необычным участником забега?

   — Как-то в этих соревнованиях принял участие американский консул. Но хватило его ненадолго. После нескольких кругов американец сошел с дистанции. Надо сказать, что погода в тот день стояла очень неприятная: дул сильный ветер.

   — Как вы считаете, лыжный спорт сегодня не утратил своей популярности?

   — Увы. Раньше каждый выходной день в лесу народу было больше, чем на городских улицах. И все на лыжах. А теперь попадаются лишь любители-одиночки. Лыжных баз не стало. Да и зимы что-то пошли такие, что еле-еле снежком бурьян припорошит — и все. В общем, жаль, что у многих людей лыжи сегодня заброшены.

   


Марк КОРЮКОВ



назад


Яндекс.Метрика