Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 38 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 30 марта 2002 года

У НАС НЕТ ВЫБОРА:ЕДИНЫЙ ГОСЭКЗАМЕН ОБЯЗАТЕЛЕН ДЛЯ ВСЕХ

   На дворе весна. А это значит, что совсем скоро в школах начнутся выпускные экзамены. В этом году они будут проходить не так, как всегда. Наша область вошла в число 15-ти регионов России, в которых с нынешнего учебного года вводится единый государственный экзамен. Это означает, что 19 вузов области будут засчитывать абитуриентам при поступлении в них те оценки по русскому языку и математике, которые они получат на выпускных экзаменах в школах.

   Эсперимент с единым госэкзаменом начался еще год назад. Поначалу в нем участвовало всего пять регионов. Теперь добавилось еще 15. Наша область вошла в число экспериментирующих как наиболее подготовленная.

   Кк будет проходить экзамен в миасских школах, и как идет подготовка к нему? Об этом наш разговор с директором единственной частной школы в городе, которая носит название «Экология и диалектика», Георгием Николаевичем Кусковым.

   Сбеседник выбран не случайно. Во-первых, частная школа наравне с другими будет принимать участие в эксперименте. Подготовка к нему идет полным ходом. Во-вторых, Георгий Николаевич в конце прошлого года побывал с группой российских педагогов в США. И знаете в каком городе? В Солт-Лейк-Сити — столице Белой Олимпиады! На Олимпийские Игры педагоги из России, правда, не попали, уехали из города раньше, а вот познакомиться с тем, как строится образование в американских школах и сравнить его с нашим, за три недели пребывания в Солт-Лейк-Сити им удалось хорошо. И в-третьих, школа «Экология и диалектика» отличилась недавно тем, что сразу пятеро ее педагогов были награждены Почетными грамотами Министерства образования России. Согласитесь, что для такой небольшой школы это немало. С этого мы и начали нашу беседу с Г. Н. Кусковым.

   

   — Георгий Николаевич, вы собрали самый богатый урожай наград, больше, чем все остальные школы. Как вам это удалось?

   Оъяснить это просто. В нашей школе работают действительно очень хорошие педагоги. И мы стараемся их всячески поощрить. Для награждения министерскими грамотами школа сама оформляла документы, ходатайствовала перед областным управлением образования. Документы ходили по инстанциям целых два года, мы уже ни на что и не надеялись... Знаем, что условия для представления к награде достаточно жесткие. И то, что наших педагогов отметили — всех, кого мы представляли — действительно, заслуга. Их самих и нашей школы.

   — Знаю, что вы уже начали серьезную подготовку к единому государственному экзамену. Как вы к нему относитесь? Считаете, что это школьная реформа?

   — Думаю, что здесь речь идет не столько о реформе, сколько о форме проведения аттестации. Единый госэкзамен — это совсем не то же самое, что выпускной экзамен в школе. Отличий тут — множество. Начать хотя бы с того, что выпускники не имеют права сдавать экзамен в стенах своей родной школы. Единый госэкзамен будет проводиться в независимых центрах. У нас в городе таких центров будет четыре: два в центральной части города — школы № 16 и 17; и два в машгородке — школы № 7 и 9. Выпускники всех остальных школ города и поселков распределятся по принципу близости к этим центрам. Но, подчеркну еще раз, выпускники названных школ-центров будут сдавать единый госэкзамен не в своей школе, пусть даже она и стала центром, а в другой школе-центре.

   П такой форме будет организована сдача экзаменов только по математике и русскому языку. Остальные экзамены будут приниматься у выпускников, как и раньше.

   — Как вы готовитесь к госэкзаменам? Ведь времени остается уже не так много.

   — Организационные документы из областного управления образования уже получены, определены условия формирования экспертной комиссии, разработано несколько пробных заданий, чтобы ученики могли с ними познакомиться. Задания по математике разделены на три части: простое, посложнее и самое сложное. Ученик должен сам выбрать, какое из них он будет выполнять. Соответственно заданию будет выставлена и оценка. Мы у себя в школе проигрываем все ситуации, которые могут произойти на госэкзамене, готовим к ним своих учеников.

   — Расскажите, пожалуйста, более детально, как будет проходить экзамен, и как будут размещать ребят в четырех центрах.

   — Единый государственный экзамен — мероприятие затратное. Даже в нашем небольшом городе надо сформировать четыре экспертных коллектива. В каждом из четырех центров одновременно сядут за парты примерно по 500 учеников. Для этого потребуется несколько аудиторий. Число посадочных мест в аудитории должно быть кратно 15-ти (15, 30, 45...). На каждую аудиторию должно быть выделено два организатора, еще по два — на каждый этаж и три организатора — на вход в центр. Все они будут из состава педагогов. Но, опять же, в экзаменационном центре не должно быть своих, родных учителей. Они будут работать в другом центре.

   Дмаю, что потребуется и транспорт, чтобы доставить учащихся к своему центру.

   Эзаменационные работы будут обезличены. У каждого ученика вместо его фамилии будет лишь свой код, состоящий из кода центра, где он сдает экзамен, аудитории, посадочного места.

   Уловия выполнения работы достаточно жесткие. Задание будет одним для всей области, и озвучено оно будет перед самым экзаменом. Нельзя пользоваться справочной литературой, и организаторы будут следить за тем, чтобы в аудитории не было возможности списать задание. Не допускается, чтобы на экзамене рядом сидели ученики из одной и той же школы. Работы должны быть выполнены только черными чернилами и гелиевой или перьевой ручкой, шариковые ручки не допускаются. Выход в туалет — только по одному человеку из аудитории. Чтобы не допустить подмену одного ученика другим, на рабочем месте экзаменующегося должен лежать паспорт (обязательно российский) в открытом виде.

   Кнечно, разбросать две тысячи выпускников так, чтобы они нигде не пересеклись, — задача непростая, но таковы требования.

   — Как вы считаете, оправданна ли столь хлопотная работа? Будет ли от нее результат?

   — Идея единого госэкзамена состоит в том, чтобы состыковать условия аттестации средней школы с условиями приема абитуриентов в вузы. Но ведь далеко не все выпускники свою дальнейшую судьбу связывают непременно с вузом. А результаты единого госэкзамена действительны всего лишь год. Если ты надумаешь поступать в вуз не сразу, а через год, тебе придется повторить все сначала. Кроме того, элитные вузы отказались от такого приема. У них есть свои подготовительные курсы, и они сами отбирают абитуриентов.

   Иея такой стыковки состоит еще и в том, чтобы исключить элементы коррупции при поступлении в вузы и повысить шансы выпускникам из периферийных школ. Но эта процедура ненамного увеличивает их шанс, так как госэкзамен проводится всего по двум предметам. Остальные предметы им придется по-прежнему сдавать при поступлении.

   — Ваших выпускников не пугает такая новая форма аттестации?

   — Страха у них я не вижу. Больше озабочены учителя. Психологическая обстановка при новой форме аттестации, конечно, резко отличается от той, когда экзамен принимается в стенах своей школы и своими учителями. У нас ведь сейчас очень много детей, легко подверженных стрессам. И для них это будет серьезным испытанием. Ну и, кроме того, как я уже сказал, далеко не все ученики нацелены на поступление в вузы, а значит новая форма аттестации им просто навязывается. Но в любом случае сейчас мы вынуждены пересматривать и свою методику подготовки к экзаменам, и психологические приемы подготовки к ним детей.

   — Георгий Николаевич, после поездки в США у вас появилась возможность сравнить две системы образования — нашу и их. Какие выводы вы сделали?

   — В США я стажировался по программе для руководителей частных школ. Но нам дали прекрасную возможность познакомиться со всеми образовательными учреждениями штата Юта, где мы жили в американских семьях в течение трех недель. Там система образования построена совсем иначе, не так, как у нас. Я не могу сказать — хуже она или лучше. Она просто другая. Но приведу все-таки пару цифр. В первый же день нас принимали в капитолии штата Юта и сразу же ошеломили: 60 процентов его бюджета идет на образование и только 40 — на все остальное. У нас на образование идет не более 20 процентов областного бюджета. Если же коротко сказать об общих впечатления и выводах, которые я сделал после посещения их многочисленных учебных заведений, то они меня скорее обрадовали. Наше образование и наши подходы к воспитанию учащихся очень похожи на те, что я наблюдал в частных школах американцев. Конечно, в материальном плане они ушли от нас очень далеко, но в организации обучения мы ничуть не хуже.

   — А если вернуться к теме нашего разговора. Как у них построено взаимодействие школа — вуз?

   — Там действительно реализуется единый подход к проведению аттестационных испытаний. Хорошо отработана система единого экзамена. Но она не такая тоталитарная, как у нас. Там ученик имеет возможность сдавать экзамен в стенах своей школы и получить сертификат, по которому он может поступить в вуз, близкий к его потребностям и знаниям. Аттестация проходит с помощью компьютеров.

   Вт в этом и заключается самое большое отличие. У их ученика есть возможность выбора. Он уже в процессе обучения, начиная с 12 лет, выбирает себе образовательную программу. Мы в нашей школе тоже в какой-то степени обеспечиваем индивидуальность обучения, в массовой же школе это невозможно.

   Дугое очень заметное отличие системы их образования — в мощной поддержке ученика. В американской школе нет учеников-изгоев (второгодников в нашем понимании), а есть дети, которые учатся по своим индивидуальным программам. В результате, в любой школе есть возможность обучаться детям с разным интеллектуальным уровнем, но при этом нет классов ЗПР. Причем, система индивидуального обучения действует на всех ступенях образования, вплоть до высшей. И никто, ни один человек этой системой не отторгается, нет никакой дискриминации по образовательному уровню. Это — самое сильное впечатление, которое я вынес после знакомства с американской школой.

   — А все остальные впечатления?

   — Они связаны с людьми, образом их жизни, культурой. Я поразился тому, насколько американцы доброжелательны и отзывчивы. Мы жили в их семьях, они очень заботливо относились к нам, не навязывая в то же время своих вкусов и пристрастий.

   Слт-Лейк-Сити, несмотря на то, что является центром штата, по численности населения не намного больше , чем Миасс — 170 тысяч человек. 70 процентов штата Юта —мормоны. Это люди религиозные, очень привязанные к семье, детям (в кругу семьи проводят все свободное время), но в то же время — очень демократичные и свободные. В городе мы встретили немало русских: переселенцев, эмигрантов. Отношение к ним, так же, как и к нам, там самое доброе. Меня очень удивили скандалы, разразившиеся на Олимпиаде вокруг российских спортсменов. Если они действительно были, а не раздуты прессой, то это — чистой воды политика. На уровне человеческого общения такой неприязни у американцев к нам нет.

   — Бытует мнение, что американцы — народ самодовольный и мало интересующийся тем, что происходит за границами их государства...

   — Это мнение обманчиво. Они своими вопросами заводили нас порой в такие дебри, что мы терялись. С интересом рассматривали наши семейные фотографии, расспрашивали о детях, работе, досуге, что мы едим и пьем. Просили даже приготовить какое-нибудь наше блюдо из их продуктов. Вообще, они люди очень открытые и непосредственные. И, кстати, не очень доверяют своей прессе, когда та изображает русских в ватниках, сапогах и в обнимку с медведями. И нас просили не верить в образ американского супермена, который преподносится нам в их боевиках с экрана.

   — Вы чему-то позавидовали, глядя на их образ жизни?

   — Позавидовал достижениям их общества. Я бы пожелал всем нам такого же достойного уровня жизни. И такой же высокой культуры общения.

   


Беседовала Нина НИЗАМУТДИНОВА.



назад


Яндекс.Метрика