свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
13 | ||||
Вторник, 3 февраля 2009 года | ||||
Полвека на родном предприятии Ракетчик, хозяйственник, общественник — таков Николай Васильевич Бардов В 1993 году звание почетного получили сразу семеро миасцев. Один из них — лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный машиностроитель РСФСР, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, «Знак Почета», заслуженный работник КБМ, лауреат премии имени академика В. П. Макеева Николай Васильевич БАРДОВ. О своем жизненном и трудовом пути в книге «Почетные граждане города» он рассказал сам. "Родился я 7 марта 1930 года в деревне Маргуша Горьковской области, через девять лет семья переехала в Горький. В 1945 году после окончания семи классов поступил в авиационный техникум на авиамоторостроительное отделение. Окончив его, вместе с восемью выпускниками одной группы прибыл по направлению в Златоуст, в только что созданное СКБ-385. Через три месяца был назначен мастером в цех № 1 на участок изготовления хвостового отсека ракеты Р-1. Для восстановления сложного технологического оборудования, вывезенного из Германии, была создана бригада, в состав которой вошел и я. В1951 году нам поручили освоить и начать изготовление двигателя, разработанного главным конструктором А. М. Исаевым, для зенитных ракет. Меня назначили старшим инженером-технологом, а затем заместителем начальника цеха по технологии. Двигатель в течение полутора лет поставляли на сборочный завод «Сокол» в Москву. Да года спустя предприятию поручили освоение и серийное производство ракеты 8А-61. Жизнь на заводе в корне изменилась, была введена новая структура управления, созданы новые подразделения в КБ, новые цеха в заводе. В составе заводской делегации выезжал в Подлипки, где эту ракету выпускали в ограниченном количестве. С. П. Королев интересовался делами на предприятии, расспрашивал о его мощностях, а В. П. Макеев, работавший у него ведущим конструктором, знакомил нас с конструкцией ракеты, технологией ее изготовления и производством в цехах. Вконце 1954 года меня избрали заместителем председателя профкома завода, но на освобожденной работе пробыл недолго: прошло сокращение штатов, и меня вернули в цех № 27 по изготовлению баков. Нам поручили освоить производство баков «О» и «Г», торовых баков и других емкостей для ракеты 8А-61. Чрез 4 года я был назначен заместителем начальника ОТК завода, позже главным диспетчером. 22 марта 1966 года по настоянию начальника предприятия и главного конструктора В. П. Макеева и с согласия директора завода В. Н. Коновалова меня перевели в Миасс заместителем директора завода — начальником объекта № 3, позже преобразованного в Миасский машиностроительный завод. Это было сложное время в жизни КБ и завода. Шло освоение изделия 4К-10 — ракеты большого диаметра из нового материала, что требовало полной переподготовки всего производства и переучивания персонала. Вмарте 1973 года приказом министра меня назначили первым заместителем начальника предприятия — главным инженером КБМ. Круг задач расширился. Много времени уходило на решение вопросов в Мосгипрогоре, городских и областных проектно-строительных организациях. В основном это были вопросы развития лабораторно-экспериментальной базы и машгородка. При мне были созданы подразделения для планировки и организации исполнения планов технического перевооружения, экономического и социального развития, охватывающие все направления деятельности коллектива. Были введены в эксплуатацию корпус гидродинамических испытаний, корпус вакуумно-динамического стенда, проведена реконструкция корпуса 20. Построено 78000 кв. метров жилья по титулу КБМ и 12000 кв. метров для объекта № 3. Введены в действие лабораторно-учебный корпус (филиал ЧПИ) на 600 учащихся, столовая, два ДДУ на 560 мест, склады для продовольственных и промышленных товаров, картофелехранилище, Дом пионеров и школьников «Юность», памятник-мемориал «Народу-победителю, народу-созидателю». Для улучшения торговли в машгородке создан Северный торг, сдан торговый центр. Кроме того, шло строительство корпуса 61, ТЭЦ, химзавода, приемно-лечебного комплекса профилактория в пионерлагере «Звездный». Асфальтируется дорога в Тургояк, организован автобусный маршрут № 9, строится троллейбусное хозяйство, получено разрешение на строительство банно-оздоровительного комплекса. Вконце 1990 года по собственной инициативе перешел работать ведущим инженером и занялся созданием музея КБМ. Через два года стал заместителем гендиректора АОЗТ «Урал ВТ», где организовывал изготовление оборудования для производства особо чистого кварцевого стекла и оптоволокна. Впоследнее время работал консультантом на ММЗ. В общей сложности отдал родному предприятию 51 год. Итогом деятельности коллектива завода и КБ стали разработка и создание трех поколений ракетных комплексов, восьми базовых ракет и 15 модификаций, которые составили и составляют до сих пор основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. Всего изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, из которых более 1200 отстреляно. Успешность пусков составляет 96 процентов. Вю жизнь активно занимался общественной работой, в течение 24 лет являлся депутатом Миасского горисполкома и столько же возглавлял административную комиссию машгородка». |
назад |