свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
7 | ||||
Суббота, 24 января 2009 года | ||||
Задержка развития не приговор Как помочь дошкольнику, испытывающему трудности в обучении Известно, что именно в дошкольный период формируется характер ребенка, укрепляется его здоровье, устанавливаются его отношения с окружающим миром. Из дошкольного возраста ребенок выносит то, что останется с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно именно в этот период обратить особое внимание на имеющийся багаж знаний, умений и навыков ребенка, на особенности усвоения им программы детского сада, на характер его взаимоотношений со сверстниками. Зчастую родители, не обладая специальными знаниями, не замечают проблем в развитии своего ребенка. А проблемы с течением времени усугубляются, и к моменту поступления ребенка в первый класс оказывается, что он совершенно не готов к тем требованиям, которые предъявляет современная школа. К сожалению, психологически не готовыми к школе оказываются и родители. Свременная система образования предлагает следующее решение проблемы: в средней группе дошкольного учреждения дети, у которых намечаются или уже существуют проблемы в развитии, вместе с родителями направляются на консультацию в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Она в свою очередь, детально изучив особенности развития ребенка, дает направление в специализированное дошкольное учреждение. К примеру, если к 4-5 годам ребенок все еще плохо разговаривает, ему рекомендуют детский сад с логопедической направленностью. Если ребенок в целом не усваивает программу обычного детского сада, ему предлагается коррекционный детский сад для детей с временной задержкой психического развития. Оычно эта формулировка пугает родителей. В связи с этим следует пояснить, что задержка психического развития — это временное состояние ребенка, которое проявляется в том, что у него недостаточно хорошо развито внимание, он плохо запоминает, не умеет выражать свои мысли так, как должен делать это ребенок дошкольного возраста, не выговаривает многие звуки. Родителям кажется это нормальным, ведь ребенок еще маленький, и они отказываются от коррекционного детского сада, тем самым допуская большую ошибку. Сохранив свое родительское достоинство («Мой ребенок умный, он все знает и умеет»), мамы и папы теряют шанс своевременно помочь своему ребенку в решении тех проблем, которые имеются в данный момент. При этом родители совершенно не задумываются о том, почему именно их ребенка направили на консультацию в ПМПК и почему ребенок не усваивает программу обычного детского сада. Сециалисты в области детской педагогики и психологии считают, что в таком случае ребенку просто необходима другая программа и другой подход к обучению. Именно это и предлагают коррекционные детские сады. Основная их задача — это создание условий, необходимых для полноценного психического и физического развития дошкольников, поиск путей и форм коррекции имеющихся у ребенка проблем, обеспечение их эмоционального и социального благополучия. Етественно, родителей, чьим детям рекомендуют коррекционный детский сад, занимает вопрос о том, чем же он предпочтительнее обычного. Ответ на этот вопрос дает заведующая детским садом № 18 Л. А. Иванова. — Коррекционный детский сад отличается от обычного в первую очередь тем, что предельная наполняемость групп — 12 человек, что обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В каждой группе, кроме воспитателя, дополнительно работают три специалиста: дефектолог, логопед и психолог. Вспитатель осуществляет общий досмотр за детьми, прививает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, а также занимается с детьми ручным трудом и развитием мелкой моторики посредством конструирования, рисования, лепки. Дфектолог, который является в коррекционном детском саду главным специалистом, диагностирует и помогает родителям устранить слабые места в психическом развитии ребенка — изучает особенности внимания и памяти ребенка и развивает; учит размышлять и делать выводы; помогает ребенку освоить основные математические навыки; расширяет представления ребенка об окружающем мире. Дефектолог, исходя из конкретных трудностей каждого ребенка, составляет индивидуальную программу развития и, соответственно, осуществляет индивидуальный подход. Вем известно, что ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Поэтому переоценить важность работы такого специалиста, как логопед, невозможно. В коррекционном детском саду логопед так же имеет возможность работать с каждым ребенком индивидуально. И при наличии заинтересованности со стороны родителей добивается хороших результатов при постановке звуков, развитии речи и обучении грамоте. Коме того, в коррекционном детском саду с детьми и родителями работает психолог. Он учит детей осознавать и контролировать свои эмоции, снимать стрессовое напряжение (у детей стрессов не меньше, чем у взрослых!), помогает строить доброжелательные отношения со сверстниками. Без этих навыков будущему первокласснику будет очень сложно приспособиться к совершенно новым условиям жизнедеятельности. Также психолог может помочь родителям смягчить или уменьшить такие личностные проявления, как агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность и страхи. Оычно за два года, которые ребенок посещает коррекционный детский сад (старшая и подготовительная группа), происходит значительный прогресс в его развитии: улучшаются характеристики внимания, укрепляется память, появляются зачатки логического мышления, совершенствуется речь. И при повторном посещении ПМПК родители, к своей великой радости, слышат, что развитие ребенка соответствует норме. Теперь, после двух лет интенсивной работы, ему под силу школьная программа. Ксожалению, бывает и так, что, освоив программу коррекционного детского сада, в силу своих индивидуальных особенностей ребенок все еще оказывается не готов к обучению по обычной программе. В таком случае родителям рекомендуют отдать ребенка в коррекционный класс. Это еще один шанс для ребенка, отстающего в развитии. Ели у читателя остались какие-либо вопросы или сомнения по поводу коррекционных детских садов, вы можете развеять их, если позвоните в детский сад № 18 по телефону 55-12-41 или придете по адресу: пр. Автозаводцев, 25а. При детском саде существует консультационный пункт для оказания помощи родителям, воспитывающим детей на дому, педагогам и медработникам дошкольных учреждений.
Ю. ФЕДОТОВА, психолог.
|
назад |