![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
35 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 23 марта 2002 года | |||
![]() |
СВЕТОЛЕТОПИСЕЦ
Пи первом удобном случае побывал на кладбище. Оно заброшено, используется для выгона скота — к остаткам мраморных надгробий удобно привязывать телят. Быстро нашел плиту с фамилией Метенков. Еще одна, еще — два брата и мать упомянуты на сохранившихся мраморных плитах... Вниамин Леонтьевич родился 25 марта 1857 года, ровно 145 лет назад, в семье мещанина Леонтия Гавриловича Метенкова, который держал в Миассе скорняжно-меховую мастерскую. Отец умер рано. У матери осталось на руках шестеро детей: две сестры и четыре брата. Мать, Афанасия Степановна, истая староверка, тургоякская. Детей приучала к вере, а светское образование считала грехом. Вениамин лишь церковной грамоте обучился у дьячка. Остальное образование добывалось своим умом, упорством и смекалкой. В 1875 году Вениамина взяли работать конторщиком (за красивый почерк и способность к счету) к золотопромышленнику Егору Митрофановичу Симонову. Финансовая самостоятельность да недавние сильные впечатления от посещения с родителями в Москве Всероссийской политехнической выставки дали Вениамину толчок и возможность опробовать самому новомодное тогда изобретение — фотографию. Уе через год, с громоздким фотоаппаратом он отправляется по окрестностям Миасса. Дело оказалось не только интересным, но и выгодным, и уже в 1880 году он открывает «Новую фотографию» в городе. Кроме портретов, дающих реальную прибыль, Метенков занимается пейзажной и жанровой съемкой. Становится членом Русского Технического Общества, Уральского Общества любителей естествознания (УОЛЕ), переезжает в Екатеринбург. Все-таки столица горного Урала, более 40 тысяч жителей, 12 церквей, театр. Конкуренция только подстегивает профессиональный рост фотографа. Видовую съемку Вениамин Леонтьевич не бросает, наоборот, она со временем становится существенной долей его коммерции. Фотографирует виды города и окрестностей. Для Уральского Горного училища снимает виды мастерских, учебный процесс, наружные и внутренние виды фабрик и заводов. «Фотографирование в шахтах, раскопках и т. п. производится при искусственном освещении через посредство новоизобретенного порошка Гедике настолько же быстро, как и при дневном освещении». Он принимал участие во многих выставках. «В числе лиц, награжденных на Парижской Всемирной выставке, и наш фотограф В. Л. Метенков, получивший золотую медаль. Начиная с 1887 года, это уже четвертая награда, которой удостоен наш талантливый екатеринбуржец. Выставки: Сибиро-Уральская, Харьковская, Всероссийская-Московская и, наконец, Всемирная Парижская согласно признали в г. Метенкове фотографа-художника», — писала пресса тех лет. Мтенков снимает и по заказу Мамина- Сибиряка для его книги «Урал». Свои фотографии видов Урала он оформлял в рукодельные роскошные альбомы, которые попадали и в царские фонды. Метенков считается родоначальником на Урале очень распространенных впоследствии почтовых открыток частного изготовления. Было сфотографировано только видов Екатеринбурга более ста, видов Урала — более четырехсот. Печатались открытки в Стокгольме. Метенков занимался не только изготовлением фотографий. Он также помогал другим фотографам. В 1886 году открывается его «Склад фотографических принадлежностей» — говоря современным языком — фотомагазин. И кино на Урале одним из первых стал снимать Метенков. Его документальные фильмы демонстрировались в кинотеатрах города и вызывали столпотворение. Ве эти вехи из жизни Вениамина Леонтьевича Метенкова описаны в книге другого знатного екатеринбуржца, нашего современника, фотографа-историка Евгения Бирюкова (именно его стараниями открыт в Екатеринбурге музей «Дом Метенкова»). Эту книгу-миниатюру про нашего земляка он выпустил в 1999 году. Книга охватывает весь период жизни фотографа, рассказывает о его семье, об истории борьбы за открытие музея. Треть книги составляют репродукции фотографий, многие из которых можно увидеть на стендах музея в Екатеринбурге. Кгда книга дошла до Миасса, фотограф Михаил Терентьев обратил наше внимание на два портрета Вениамина Леонтьевича, помещенные в ней: 1906 и 1932 годов. На первом — человек с пытливым взглядом, внутренне наполненный обаянием и интеллектом, с буйной шевелюрой. На другом... шевелюра не стала меньше, несмотря на минувшие четверть века. Но человек совсем другой — смиренный, с потухшим взором. Сменилась эпоха, и наглядно видно, что личность стала винтиком.
Александр МИЗУРОВ.
|
назад |