свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
217 | ||||
Четверг, 20 ноября 2008 года | ||||
Будем выживать! Миасские предприятия почувствовали на себе первые признаки кризиса Сейчас уже никто не обольщается надеждой, что экономический кризис обойдет стороной то или иное предприятие, учреждение, конкретного человека. Он носит системный характер, а значит, затронет все стороны жизни граждан. Свидетельство тому — информация с предприятий города, работающих в различных сферах: строительстве, транспортных перевозок, машиностроении, производстве продуктов питания. Объекты заморожены Првыми «жесткую руку» кризиса почувствовали на себе строители Миасса. Резко уменьшилось количество заказов, снизились объемы производства. Некоторые предприятия практически остановились, но пока речь о массовом сокращении не идет. Их руководители предпочитают другой путь (и это вынужденная мера) — снижать заработную плату, не сокращая работников. Ведь потерять квалифицированные кадры легко, а вот потом их найти… Стуация в строительном комплексе нестабильная, в том числе и на предприятиях города. Вся надежда на то, что строительная отрасль области не останется один на один с проблемами. Недавно на уровне региона прошло совещание, участниками которого стали губернатор области Петр Сумин и представитель президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Была проанализирована ситуация в строительном комплексе региона, и определены меры по ее стабилизации. П словам руководителя одной из строительных фирм, относящихся к малому бизнесу, объем строительных и ремонтных работ сократился до минимума. Причем от заказов отказываются не только крупные и средние предприятия, но и бюджетные организации. Практически нет заказов по ремонту квартир. В таких условиях перевод работников фирмы на оплату, составляющую две трети зарплаты, к сожалению, уже реальность. Вближайшие месяцы, по мнению руководителей предприятий этой сферы деятельности, строительному комплексу придется выживать. Платежи приостановлены П словам генерального директора ОАО «УралПожтехника» Вадима Блинова, пока ситуация на заводе стабильная: ведется сборка машин, коллектив работает в обычном режиме. Но уже проявляется целый ряд тревожных симптомов. Уральский завод пожарных машин, как правило, работает с серьезными и платежеспособными заказчиками, такими как «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и т. д. Казалось бы, такие солидные партнеры не должны были пересмотреть условия поставок продукции и ее оплаты. Но несколько дней назад о приостановке платежей уведомило предприятие «Транснефть». ОАО «Сургутнефтегаз» поступило еще более непредсказуемо — потребовало снизить стоимость автомобилей, которые уже находятся в процессе изготовления. То есть на них закупили по определенной цене металл, комплектующие, и выполнение требования о снижении принесет предприятию убытки. Такая практика коснулась не только «УралПожтехники». КамАЗ, например, уже снизил цены на свою продукцию. Оин из видов автомобилей, выпускаемых «УралПожтехникой», — аэродромный автомобиль. Без него не обойтись ни одному аэропорту, и пока этот заказчик не пересмотрел условия поставки техники и ее стоимости. Но вопрос в том, когда он расплатится с поставщиком. Ведь для выпуска машин ОАО«УралПожтехника», как и многие другие предприятия, взяло кредиты в банках, и задержка с их выплатами может серьезно сказаться на финансовом состоянии завода. П мнению В. Блинова, нынешний кризис предприятию будет пережить сложнее, чем ситуацию 90-х годов. Тогда завод существовал на свои деньги, не занимая их в банках, и, собирая и отправляя заказчикам автомобили, имел возможность строить свою производственную базу. Сейчас ситуация иная. Главная проблема сегодня, считает руководитель предприятия, заключается не в производстве продукции, а в ее сбыте. Гсударство во время кризиса направило денежные ресурсы на поддержку банков и крупных компаний. Предприятия среднего и малого бизнеса, уверен В. Блинов, никто спасать не будет, им придется выживать самостоятельно. — Безусловно, если негативные тенденции будут нарастать, нам придется сокращать производство пожарной техники, — говорит В. Блинов. — Но лишь сокращать, а не прекращать вообще. У нас все равно будут заказчики, ведь пожарные машины необходимы. Получаемые средства направим на то, чтобы, во-первых, вовремя расплачиваться с кредитами, и, во-вторых, на обеспечение работникам предприятия определенного уровня жизни. Средней зарплаты 18 тысяч рублей (как это было ранее) обещать не можем, но необходимый минимум для того, чтобы семьи наших работников могли жить нормально, постараемся обеспечить. Объем перевозок сократился Кизис коснулся и транспортных предприятий города. Нет сбыта жилья — без заказов остался строительный комплекс. И, как следствие, снизился объем заказов по транспортным перевозкам. Так, по словам директора ЗАО «ПАТ-7» Владимира Пельменева, если раньше в месяц строительные организации заказывали до 30 панелевозов, сейчас заказ упал до десяти единиц. Сократили объемы производства заводы КПД, ЖБИ — давние партнеры ПАТ-7. Уменьшился объем заказов на перевозки от крупных сетевых компаний. Пока сохраняются заказы от мебельной фабрики. Нт заказов — нет финансовых поступлений, возникают сложности с оплатой труда работников предприятия. При этом остаются затраты на приобретение запчастей, плату за потребление тепла, электроэнергии и т. д. По словам В. Пельменева, о сокращении численности работников предприятия речь пока не идет, но при этом ситуация должна быть ясной всем: нет перевозок — нет средств. Все зависит от того, насколько затяжным будет кризис. И если он продлится долго, такая мера станет необходимой. Условия поставок меняются Оъемы закупок нашей страной продуктов питания из-за рубежа свидетельствуют о том, что Россия находится в продовольственной зависимости от Запада. Выход один — поддержка отечественного производителя продуктов питания. Между тем кризисные явления проявились и в этой сфере. Дректор фирмы «Весна» Алексей Сесин: — Мы полагали, что негатив, существующий сейчас в экономике России, на нас не отразится, так как наше предприятие работает только на городской рынок, кредитуемся мы только в российских банках, как правило, их отделениях, расположенных в Миассе. Никакого выхода на зарубежные рынки у нас нет, и мировой финансовый кризис вроде бы не должен был нас задеть. Но действительность оказалась гораздо серьезнее. Банки пересмотрели условия кредитования в сторону увеличения процентных ставок. В середине октября нам вообще было отказано в кредитных деньгах, в настоящее время они выдаются с ограничениями, и требуется большое число согласований. Нкоторые наши поставщики уже сейчас заявили об изменении условий поставок, снижении сроков отсрочки платежа. Мы своим потребителям, а в их числе городские школы, пока не выставляем жестких условий, предусматривающих сокращение отсрочки платежей. В результате финансовые затруднения возникают у нас…
Тамара КЛЕЩЕВА
|
назад |