Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 175 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 19 сентября 2008 года

Семейная академия

   Депутаты правят закон «Об образовании»

   Обычно ребенок обучался по школьной программе на дому в редком случае, в основном когда были причины психологического или физического характера. Никому даже в голову не приходило поставить сложившуюся систему «детский сад — школа — послешкольное обучение» под сомнение. Но, похоже, этому приходит конец: появился первый желающий обучать своего ребенка дома, который считает, что у него это получится не хуже (а может, даже и лучше), чем в обычной школе. О том, насколько реально самому обучить своего ребенка всем школьным премудростям и чем может обернуться эта маленькая революция для системы среднего образования, мы беседуем с депутатом Собрания МГО Василием ПОТАПОВЫМ.

   — Домашнее обучение — вещь для России не новая, просто, видимо, хорошо забытая: в досоветские годы были няни и гувернеры, да и в советские годы репетиторов приглашали не только для подготовки к поступлению в институт. А сейчас эта образовательная форма разрешена законодательством или здесь еще работы непочатый край, как раз из-за этого о получении образования на дому практически ничего не слышно?

   — Как ни странно, обе взаимоисключающие части этого вопроса имеют место быть. Ситуация в самом деле парадоксальная. Такая возможность среди множества других форм семейной образовательной деятельности (от заочного до самообразования и экстерната) закреплена в законе «Об образовании». Но федеральным законом № 122, принятым Госдумой в 2004 году, в него внесены существенные изменения, в частности, отменено положение о семейном образовании, в котором подробно описывалась процедура его получения. Выходит, что право на это есть, а вот механизма для его реализации на практике нет.

   Кнестыковкам в законодательстве добавляется и финансовый вопрос. Ребенок, обучаясь дома, все равно должен быть закреплен за определенной школой, где он может посещать некоторые уроки и где должен будет пройти обязательную аттестацию. Сейчас на обучение каждого ученика школам выделяется около семи тысяч рублей в год, которые могут быть потрачены на оплату труда педагогов и на приобретение инвентаря и учебной литературы. При семейном образовании существенная часть затрат переносится с плеч школы на плечи родителей, но ни слова о том, как в этом случае должны строиться между ними отношения, в законе нет.

   Пи этом полномочия по предоставлению общедоступного бесплатного начального общего образования, основного общего, среднего (полного) образования переданы на муниципальный уровень. И вот когда к нам в комиссию по социальным вопросам обратилась Елена Звездина с просьбой предоставить возможность обучать своего ребенка дома, мы столкнулись с тем, что в данный момент ее законное право не может быть реализовано. Насколько мне известно, в Миассе у многих родителей есть потребность обучать детей по такому принципу, и необходимо предоставить им эту возможность.

   — Но если на федеральном уровне у нас с законами, равно как и с их исполнением, дела обстоят неважно, то, может быть, стоит попробовать решить эту проблему на региональном уровне?

   — В некоторых субъектах федерации, например в Москве, принято постановление регионального правительства «О формах получения образования» с четко прописанными всеми процедурными моментами, согласно которому родители реально могут выбрать тот вид обучения, который они считают наилучшим для своего ребенка.

   Внашем областном законе не то что о семейном образовании ничего не сказано, там нет даже раздела о том, какие формы получения образования могут быть. И это является самой большой проблемой для таких инициативных родителей, как Елена Звездина. Поэтому после живого обсуждения этой темы на комиссии по социальным вопросам Собрания депутатов с участием представителей управления образования мы все сошлись во мнении, что такую инициативу надо поддержать. Для этого мы попросили управление образования подготовить свои предложения, также обратимся к депутатам Госдумы от Челябинской области с просьбой разъяснить механизм реализации права на выбор формы образования. В том числе и то, какие нормативные акты необходимо принять на федеральном, региональном и местном уровнях власти.

   Оевидно, что требуется внести изменения как минимум в региональный закон. Кроме того, мной уже подготовлен черновой вариант поправок, которым еще предстоит пройти экспертизу в управлении образования, финансовом управлении и юридической службе.

   — Предположим, необходимые изменения в законодательстве поддержат хотя бы на региональном уровне, и у миасцев появится реальная возможность выбора условий, в которых будет учиться их ребенок. Какими видятся тогда взаимоотношения между школой и родителями. ведь не исключено, что многие обеспеченные семьи могут перейти от школьных педагогов к репетиторам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Какова будет роль самих школ в этой новой, изменившейся системе координат?

   — Мне представляется, что таких родителей все же будет не очень много, поскольку выбор формы обучения ребенка — дело очень серьезное. Не многие смогут нести этот груз ответственности, ведь в случае неудачи не на кого будет свалить вину за пробелы в обучении и воспитании.

   Мжду тем система образования меняется очень сильно, и при этом значительно возрастает роль самой школы, хоть это и не всегда заметно, как говорят, невооруженным взглядом.

   Пежде всего речь идет о финансовых потоках. Ведь сегодня, как это ни покажется странным, деньги есть, и главная проблема всех школ в том, как «вытащить» их из областного бюджета: их нельзя получить просто так, они выделяются для реализации каких-то образовательных инициатив или структурных изменений. Поэтому многое будет зависеть от того, насколько каждая школа сможет задействовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

   Вем известен пример гимназии № 19 или лицея № 6, ставших образовательными лидерами в нашем городе. Но ведь и другим школам надо не отставать и находить возможность развиваться. Как, например, это делает школа № 4, сумевшая выиграть губернаторский грант. Школа, как и любое другое социальное учреждение, сможет выжить и нормально развиваться только в том случае, если найдет свою изюминку, свою нишу.

   Хроший пример подает школа № 30. Если раньше говорили, что она какая-то захолустная, чуть ли не сегодня-завтра может развалиться, то за последние два-три года отношение к ней заметно изменилось в лучшую сторону. Директору школы Тандире Султановой и педколлективу при поддержке городских властей удалось сдвинуть с мертвой точки многие вопросы.

   Рализуется ряд образовательных инициатив, в том числе по экологическому воспитанию и краеведению. Если учесть, что классы здесь пока малокомплектные (что позволяет уделять больше внимания каждому ученику) и она работает в одну смену, может быть, ей стоит стать школой продленного дня? До того момента, когда родители возвращаются с работы, их дети были бы заняты полезными делами и не слонялись бы на улице. Это, с одной стороны, способствовало бы привлечению в школу дополнительного финансирования, а с другой — дало родителям возможность оценить потенциал учреждения. И здесь сотрудничество между учителями, родителями и городскими властями принесло бы пользу всему нашему большому району.



назад


Яндекс.Метрика