Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 169 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 11 сентября 2008 года

Подземные первопроходцы

   За 20 лет члены спелеосекции «Агат» обнаружили 97 пещер

   Челябинская спелеология собирается отметить 40-летие своего существования выпуском книги, куда войдут рассказы руководителей всех действующих в области секций, клубов и кружков. О том, какой вклад в исследование уральских пещер внесли миасцы, рассказывает руководитель спелеосекции «Агат» Александр КОЗЛОВ.

   Зачем нам это?

   — Любопытные журналисты часто спрашивают, зачем мы идем в пещеры. Мол, и холодно там, и сыро, и темно, и, случись что непредвиденное, никто не придет на помощь, особенно если это новая, неизвестная, только что открытая нами пещера. А я отвечаю: чувство первооткрывателя (или, как мы говорим, первого проходимца) не сравнить ни с чем! Но… все высочайшие вершины давно покорены, на дно Мирового океана люди тоже давно опустились, все меньше нехоженых троп остается на земле, а вот под землей неизведанного огромное количество. И во всем перечисленном выше «негативе» (сырость, темнота, постоянное ощущение опасности) есть своя прелесть, свой экстрим, которые не дают успокоиться и упорно толкают вперед. Невозможно избавиться от острого желания узнать, увидеть своими глазами: ну что там, за этим поворотом? а за тем? а еще дальше?

   Мй личный спелеоопыт начался с походов, в которые нас водил удивительный человек, геолог Анатолий Николаевич Сычев. В течение трех лет начиная с ноября 1978 года наша группа, состоящая из молодых здоровых парней, изнашивала башмаки на уральских просторах, изредка заглядывая в пещеры. Замечу, кстати, что Сычев не занимался с нами поиском, исследованием и прохождением новых пещер, а просто показывал и рассказывал о тех из них, о которых знал сам, — Игнатьевке, Сухой Ате, Икеньской. Честно говоря, в те годы особого впечатления на меня «подземка» не произвела, может быть, потому, что я сильно увлекался лыжным туризмом.

   Копали лежа в воде

   В1981 году стал вести турсекцию сначала в МГРТ, потом в школе № 44. Позже судьба свела с челябинским спелеологом Игорем Бодуновым, который, услышав мой рассказ об исчезающей под землей реке в районе хребта Каратау, загорелся увидеть ее своими глазами. Но до того как мы туда попали, было много других совместных походов, один из них — в пещеру Сухая Атя в 1984 году. Опыта не имели вообще никакого — ни поискового, ни копательного, ни разведывательного, зато были молоды и азартны, а это дорогого стоит! Пошли просто поглядеть окрестности, случайно наткнулись на грот с ходом, стали копать. Работали в две смены, одни с утра до 16 часов, другие до темноты. Обед дежурные приносили прямо к пещере. Ход был узкий, копать приходилось лежа в воде, то на спине, то на животе. Уже и копка пошла легче, и ход вроде стал расширяться, и тяга воздуха чувствовалась, но… два выходных дня кончились, пора было возвращаться домой.

   Эо уже потом, гораздо позже, пришел необходимый опыт, а тогда мы и не знали, что можно было, например, сделать плотину и отвести воду из хода, чтобы не лежать в сырости. И что есть свои хитрости по транспортировке грунта, который выбираешь из лаза: мы вытаскивали его ведрами, у которых постоянно отрывались дужки, вываливались днища. Более того, пока их волокли по слабонаклонной поверхности, половина содержимого по дороге высыпалась…

   Куда спряталась речка

   Сустя два года решили посетить Шумиху, которая когда-то была источником. Шахтеры пробили трехкилометровый тоннель, отвели воду, и пещера осушилась. Мы прошли ее всю — километр с лишним.

   Чм запомнилась Шумиха? Акробатическим ползанием-лазанием через глыбовый завал. Ползешь, извиваясь между камнями, и думаешь: «А вдруг вся эта конструкция зашевелится и...?» Мысль такая должна присутствовать в голове всегда, чтобы человек не расслаблялся, а был настороже. Это элементарная техника безопасности.

   Вавгусте того же года отправились на хребет Каратау искать ту самую исчезающую под землей речку, но не нашли. Уже тогда строили планы будущих экспедиций, мечтали, как будем заниматься с детьми спелеотуризмом. Турсекция в школе № 44 продолжала активно работать, ходили с ребятами в пешие и лыжные походы, карабкались по горам, то есть занимались всеми видами туризма, кроме водного.

   Рвно через год после неудачных поисков на Каратау пошли туда же с детьми и двадцать с лишним дней занимались только копкой. Увы, своей цели — проникнуть туда, куда уходила речка, мы снова не достигли, зато приобрели богатейший копательный опыт. Возвращались в Миасс несолоно хлебавши, с мозолистыми руками, худые, подавленные. Куча снаряжения (в основном самодельного), которое тащили на себе, не пригодилась, не пустил нас под землю Белый спелеолог…

   Так начались открытия

   А еще через год начались первые открытия. В конце апреля 1988 года вышли в район Игнатьевки просто погулять с легкой надеждой авось найдем что-нибудь. Наткнулись на отверстие, из которого тянуло холодом и была тяга воздуха. Быстренько схватили инструменты, разобрали камушки на входе и нырнули вниз. Вышли в грот, а там затоплено, весна же, талой воды везде много. Сделали топосъемку незатопленного участка, грота и входа. А так как дело происходило накануне майских праздников, то решили новую пещеру назвать Праздничной.

   Вэто время школьная секция работала уже по исследованию пещер, но названия пока не имела — на соревнованиях заявлялись просто как «Миасская спелеосекция». Между тем в городе действовал спелеоклуб «Тесей», которым руководил Николай Ходаков: они ездили на Кавказ, открыли ряд пещер в Катав-Ивановском районе.

   Назвались «Агатом»

   Ее год спустя копилка наших открытий пополнилась пещерой Афганской. Работы там было немного: вывернули пяток камней, расчистили первый крутонаклонный вход, спокойно прошли его и попали в 7-метровый колодец, который преодолевали под ледяным душем: сверху лил водопад. Обнаружили еще один колодец, кинули камень, засекли время и определили глубину — около 20 метров. Спускаться не стали, не было времени. Название пещере дали по важному событию, произошедшему в стране в этот год, — выводу войск из Афганистана.

   Вфеврале 1990 года сходили на Каратау в спелеоразведку, а в июне вернулись на то же место для первого прохождения. Вход в грот закрывал останец. Копали, сменяя друг друга. Ближе к 23 часам вход раскопали, но сдвинулась сыпуха. Сдвинулась и... остановилась. Это было неожиданно и неприятно. Мы застыли в напряжении — пойдет дальше или не пойдет? Устав ждать, стали метать в нее камни, накидали целую кучу, подумали, что утро вечера мудренее, и отправились спать. Утром глянули: стоит сыпуха. Убрали то, что сами же набросали, и в пещеру. В прохождении она, замечу, не слишком удобная, ходы узкие, приходится ползти на боку, на выдохе. Длина пещеры (мы назвали ее Неожиданной) — 302 метра, глубина — 32 метра.

   Втой июньской экспедиции наша спелеосекция обрела наконец свое имя. По предложению Игоря Бодунова, любителя искать агаты на Красном Камне, мы стали именоваться «Агатом» — коротко и ясно.

   Где не ступала нога человека

   Стой поры началось победное шествие «Агата» в поисках пещер по карстовым районам Челябинской области, где не ступала нога человека. Были экспедиции на реки Ай, Сим, Улуир, и везде мы делали открытия. По просьбе челябинских археологов проводили детальную топосъемку ряда пещер, не раз помогали им в раскопках. Участвовали в городских и областных соревнованиях по туризму, занимали призовые места.

   Онажды наша команда, костяком которой были К. Хачемизов, А. Бурзаев, И. Колмакова, Л. Кирсанова, прошла дистанцию без единого штрафного очка и получила кубок за техничность.

   Вчисле последних наших открытий — две пещеры, обнаруженные в 2007 году, семь гротов, еще две пещеры и целый пещерный комплекс в 2008 году, тогда же проникновение в подземное русло реки Сим.

   Чо будет дальше? Новые экспедиции и новые открытия. Верю, что секция обязательно пополнится новыми молодыми первооткрывателями, потому что в спелеологии есть то, что во все времена привлекало подростков, — риск, путешествия, приключения, тайны.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика