свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
79 | ||||
Четверг, 1 мая 2008 года | ||||
Плоды непросвещения 14-летний Алеша и 16-летний Женя никогда не ходили в школу В нашем городе есть семьи, дети которых либо оставили школу в средних или старших классах и совсем не посещают занятия, либо вообще никогда не переступали ее порога в качестве учеников. Две такие семьи живут в старом городе на улице Больничной. В обучении отказано Кк такое могло произойти в наш информационный век, как на 7 и даже на 9 лет могли «потеряться» дети, проживающие все это время в одном и том же микрорайоне, на одной и той же улице? Всемье Моревых шестеро детей. Согласно информации, представленной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города, Наталья Морева, мама Саши (1999 года рождения) и Димы (1998 года рождения), обращалась в школу № 1 с просьбой о зачислении ее детей в школу. Но поскольку ей ответили, что нужно приобрести учебники, а денег на этот момент в семье не оказалось, в школу Моревы не пошли. На следующий год мама снова пыталась устроить детей в школу, но ей опять отказали, сославшись уже на переполненность классов. П словам Ольги Екимовой, мамы Алеши и Жени Тимаковых, 9 лет назад она обращалась в школы района, но ей в обучении детей было также отказано, поскольку у нее не было и нет прописки по месту жительства. Или не отказано? Вто же время в пояснительной записке от 17 марта 2008 года, направленной директором школы № 1 Василием Карасем начальнику управления образования Михаилу Энгельману, говорится: «Согласно уставу школы отказ в приеме детей оформляется письменно и подписывается директором учреждения, поэтому утверждение родителей (Моревых и Тимаковых. — ред.) об отказе в приеме в школу не подтверждено документально и не соответствует действительности». Дректор подробно расписывает все формы воздействия на этих родителей: вот в декабре 2004 года был проведен рейд совместно с представителями детской поликлиники ГБ № 1 по неблагополучным семьям и необучающимся детям микрорайона. В том числе посетили и семью Моревых, в которой тогда не ходили в школу старшие дети, и семью Тимаковых. Если с родителями Моревых поговорить удалось, то глава семейства Тимаковых дал в нецензурной форме участникам рейда от ворот поворот. Пред началом 2005-2006 учебного года мальчики из семьи Моревых снова не появились в школе. В конце сентября представители школы их посетили, но дома никого не оказалось, поэтому доверились словам соседей о том, что дети учатся в школе № 8. Но в феврале 2006 года администрация школы получила письмо из управления образования, в котором говорилось, что старшие Моревы не обучаются. Андрей хоть и числится в школе № 8, но много пропускает, а Сергей не ходит в школу из-за полученной черепно-мозговой травмы. Не посещают школу по-прежнему Алексей и Евгений Тимаковы. Воктябре 2007 года учителя школы № 1 вновь посетили эти неблагополучные семьи, поскольку в школу уже не пошли младшие — 8-летний Саша и 9-летний Дима Моревы, по-прежнему не учатся подростки из семьи Тимаковых. Вдокладной директора школы № 1 отмечается, что учителя обращались с письмом о тяжелом материальном положении семей Моревых и Тимаковых в управление социальной защиты населения, а также просили о содействии инспекторов группы по делам несовершеннолетних южного отдела милиции (ЮОМ). Так что, по мнению администрации школы, педагоги своевременно доводили до сведения всех служб информацию об этих семьях. «Невидимые» дети Рссказывает старший инспектор группы по делам несовершеннолетних ЮОМ Елена Солодина: — Территории, подведомственные группе по делам несовершеннолетних нашего отдела, очень большие. И охватить всех детей района мы не в состоянии, тем более что ребята из названных неблагополучных семей ранее на учете у нас не стояли, они не совершали никаких противоправных действий и преступлений, находятся дома, помогают родителям. Сейчас к этой проблеме подключились медики, направили нам список всех детей, проходящих через поликлинику ГБ № 1. Всвое время я работала педагогом в школе и вспоминаю, как каждый год обходила все улицы закрепленного за нами района, переписывала детей и докладывала об этом директору школы. Почему же сейчас дети исчезают из поля зрения учителей, непонятно. Водите за руку! Впрос о необучающихся детях южной части города был внесен в апреле в повестку дня координационного заседания комиссии по делам несовершеннолетних. Члены комиссии под председательством заместителя главы города по социальным вопросам Николая Кощеева выслушали директора школы № 1 Василия Карася, который рассказал о процедуре приема в школу, а также об исполнении учреждением Закона РФ «Об образовании». Николай Кощеев высказался по поводу ситуации сурово: водите сами за руку таких учеников, в конце концов, но чтобы они учились! Сйчас мальчики из семьи Моревых прошли психолого-медико-педагогическую комиссию, их определяют для обучения в школу № 8 в класс специального корректирующего вида. Тимаковых в школу, похоже, уже ничем не заманишь: слишком поздно. Директор школы № 1 Василий Карась: — Учителя школы, социальные педагоги систематически посещают семьи, в которых дети не посещают занятия, предлагают различные формы учебы. Некоторые ребята благодаря этой работе были привлечены в школу, но проблема, к сожалению, осталась: количество безнадзорных детей не уменьшается. Ихотя в статье 4 федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятого в 1999 году, говорится, что в систему профилактики безнадзорности входят комиссии по делам несовершеннолетних, органы управления социальной защиты населения, управления образования, опеки, комитета по делам молодежи, управления здравоохранения, службы занятости, органы внутренних дел, как всегда, у семи нянек дитя без глаза. А одной школе с этой проблемой не справиться. Главный специалист отдела школьного образования управления образования Татьяна Долгова: — Школа обязана проводить работу в своем микрорайоне. Это закреплено городским положением о порядке выявления и учета граждан округа в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих право на получение общего образования и не посещающих образовательные учреждения. Педагоги должны обследовать свой микрорайон, обращаться в учреждения здравоохранения, где также фиксируются дети, достигшие школьного возраста. ОТ АВТОРА Анализируя возникшую ситуацию, можно в очередной раз пенять на общество, время, породившее такие уродливые социальные формы, на крайнюю занятость педагогов и иных служб профилактики. Вроде бы виноваты все и одновременно никто. В то же время очевидно, что если не будет четкого контроля за проживающими в районах детьми, их поквартирной, подомовой переписи, а потом и систематической работы с родителями (не раз в год, конечно же, а гораздо чаще), то наряду с уже выросшими недорослями появятся новые моревы и тимаковы. Сейчас благодаря комиссии по делам несовершеннолетних в городе создан единый банк данных по семьям и детям группы риска. Главное, чтобы теперь с этими семьями работали по-настоящему, а не для очередной галочки в отчете.
Марина БЕЗРУЧЕНКО.
|
назад |