Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 78 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 30 апреля 2008 года

живем с опаской?

   Состояние правопорядка в городе глазами миасцев

   В апреле городская социологическая служба провела мониторинговый (сравнительный) опрос, цель которого — выявление мнения граждан о состоянии правопорядка в городе и работе миасской милиции.

   Вводами делится социолог администрации Людмила Коршунова.

   Повод для тревоги есть

   Сстояние правопорядка, в том числе личная безопасность граждан, в последние годы входит в пятерку самых актуальных проблем. В 90-е годы она стояла на первом месте в списке волнующих миасцев тем (вспомните период полного правового беспредела). В настоящее время, судя по результатам опроса, граждан больше беспокоит их экономическое благосостояние и реформа ЖКХ, но это не значит, что проблема правопорядка и личной безопасности решена: просто с первого места она передвинулась на 4-5 места.

   Пдобный опрос проводился три года назад, и сравнительный анализ позволяет сделать выводы, есть ли (в понимании ситуации гражданами) положительная динамика в решении этой проблемы.

   Жтелей города, вошедших в число опрошенных, попросили ответить на вопрос «Боитесь ли вы, что станете сами или ваши близкие станут жертвами преступления?».

   Рзультаты опроса показывают: ситуация чуть-чуть изменилась в лучшую сторону. На 5-7% больше респондентов заявили, что они не боятся этого, хотя беспокойство все же есть. Снизилось число тех, кто панически боится стать жертвой преступления. При этом 30% опрошенных заявили, что боязни нет, но беспокойство присутствует, а 43% сказали, что есть страх, но без особой паники. Большая группа участников опроса считает свое опасение стать жертвой преступления не страхом, а, скорее, чувством тревоги. Таким образом, полной защищенности от преступности горожане не чувствуют. Но, может, это просто психологическое состояние, вызванное воспоминаниями о 90-х годах?

   Ксожалению, результаты опроса говорят сами за себя: почва для беспокойства есть.

   Н вопрос «Приходилось ли вам или вашим близким в течение последних лет сталкиваться с ситуациями, которые вызвали ощущение опасности жизни в городе, в собственной квартире и т. д.?» лишь 20% опрошенных ответили, что никак не испытали на себе или на своих близких преступных посягательств. Остальные ответили утвердительно. Чаще всего это были угрозы материальному положению человека, то есть кражи (22%). Обману подверглись 20% опрошенных граждан, мошенничеству — 19%, физическому насилию — 11%. В ситуациях, явно угрожающих жизни, побывали 9% респондентов, а преследование и шантаж испытали на себе 4%. Причем весь «букет» преступлений чаще всего касается людей среднего возраста. При этом, например, обману и мошенничеству чаще всего подвергаются предприниматели, а кошельки опустошают, как правило, у пенсионеров. И еще один факт: подавляющее большинство опрошенных (46%) сами были в числе потерпевших (то есть знают не понаслышке о нарушениях закона). Причем из них чаще всего в такую ситуацию попадали представители рабочего класса и студенчества, а по географическому принципу более 50% из них — жители южной части города.

   Очнулась — сумки нет...

   Кнечно, ущерб, нанесенный в результате преступных действий, разный: у одного разрезали сумку и украли кошелек с пятью рублями, у другого вынесли все из квартиры или сожгли дачу…

   Н в любом случае людям, у которых что-либо украли или попытались украсть, нанесена психологическая травма. Поэтому при ответе на вопрос о степени ущерба 52% опрошенных заявили именно об этом аспекте проблемы. На снижение уровня материального положения (сняли шапку, украли кошелек с небольшой суммой) указали 34%. А вот 16% респондентов в полной мере испытали на себе все «прелести» преступных действий: у них либо угнали машину, либо вынесли все из квартиры, либо сожгли дачу. Каждый пятый испытал на себе физическое насилие со стороны преступников. И самое страшное — потеря близких в результате преступления. Это испытали на себе 3% опрошенных.

   А будет ли помощь?

   Гажданин столкнулся с преступным действием (ограбили, избили…). Всегда ли пострадавшие обращаются с заявлением в милицию? Другими словами, верят ли жители города в результативность работы сотрудников УВД в каждом конкретном случае?

   П результатам опроса, практически каждый третий респондент, обратившийся в милицию, более или менее доволен результатами действий правоохранительных органов. Но при этом об отсутствии реальных результатов заявили 30% респондентов.

   Отом, что далеко не всегда граждане верят в то, что получат помощь, обратившись в органы УВД, свидетельствуют ответы на вопрос «Обратились ли вы в милицию, когда оказались жертвой преступления?». Так, 54% опрошенных ответили: «Нужно было, но не обратился, так как это бесполезно». 16% справились с ситуацией самостоятельно, а 9% не обратились из-за боязни сделать еще хуже. Небольшая группа людей (4%) просто растерялась.

   Участкового надо знать в лицо

   Всистеме профилактики преступлений большую роль играет служба участковых уполномоченных. По сути дела, они являются представителями власти на местах. А многие ли из нас знают о работе своего уполномоченного, обращаясь к нему? Участникам опроса были заданы вопросы «Есть ли на вашем участке участковые уполномоченные? Знаете ли вы их в лицо, их имя, фамилию?»

   Вяснилось, что лучше знают своих участковых жители территорий компактного проживания — пос. Динамо, Строителей. Более половины опрошенных (54%) знают, что уполномоченные есть, а вот 46% вообще не знают, есть они или нет. Таких ответов больше всего дали жители машгородка и центральной части города.

   Вцелом же за последние три года ситуация с осведомленностью горожан о работе участковых чуть улучшилась: увеличилось число тех, кто знает своих участковых и имеет положительное впечатление от общения с ними.

   Моя хата с краю?

   М все ждем от сотрудников УВД помощи и защиты. А готовы ли вы сами помочь этой службе, если возникнет такая необходимость?

   Рзультаты опроса наводят на печальные размышления: общество не осознает своей (в том числе) ответственности за снижение уровня преступности. Это можно доказать цифрами: лишь 42% (в большинстве своем люди пенсионного возраста) ответили утвердительно: «Да, помогу сотрудникам милиции». «Вряд ли», «Не стану» — таков ответ каждого третьего. «Категорически нет» — так ответили представители миасского студенчества. При этом имеется в виду не обязательно физическая помощь; нужны свидетели, понятые. Даже здесь милиция не ощущает поддержки. Причем чем моложе респонденты, тем категоричнее звучит «нет». В плане местожительства на определенную поддержку работники правоохранительных органов могут рассчитывать в машгородке, здесь потенциальных помощников милиции оказалось больше всего.

   Жить можно, но с опаской

   Ккую же оценку в целом дают граждане ситуации с правопорядком и личной безопасностью в Миассе?

   Благополучной ее считают лишь 3% опрошенных граждан. По мнению 23%, проблема есть, но особенного беспокойства за имущество и жизнь они не испытывают. Неблагополучной и даже частично опасной для жизни считают обстановку в Миассе 56% респондентов.

   Кнечно, это лишь субъективные ощущения и не всегда и не по всем вопросам они совпадают с реалиями. Но ясна тенденция, и она свидетельствует о том, что пока работы в плане наведения правопорядка в Миассе много. Причем результат будет положительным только тогда, когда эта работа получит поддержку со стороны граждан.

   


Тамара КЛЕЩЕВА



назад


Яндекс.Метрика