![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
16 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 9 февраля 2002 года | |||
![]() |
ТОВАР ОКАЗАЛСЯ БРАКОВАННЫМ... 7 февраля 2002 г. исполнилось 10 лет со дня принятия Верховным Советом России Закона РФ «О защите прав потребителей». Это был первый нормативный акт, регулирующий отношения граждан в провозглашенном Указом президента свободном рынке торговли и услуг. До введения в действие второй части Гражданского кодекса РФ в марте 1996 года закон и основанные на нем постановления Правительства РФ о защите прав потребителей в различных сферах торговли и услуг были единственными актами, на которых и строились рыночные отношения. Првым и основным правом потребителя закон провозгласил право на просвещение в защите потребительских прав. Это право обеспечивается организацией системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Нмаловажная роль в обеспечении населения этой информацией принадлежит и СМИ. До ликвидации отдела по защите прав потребителей в 1998 году предыдущей администрацией города (без согласия на это городского Совета депутатов) наша газета регулярно предоставляла свои страницы для публикации материалов по защите интересов потребителей. М намерены вновь открыть постоянный уголок потребителя, в котором будем не только освещать по письмам читателей различные жизненные ситуации, в которые они попадают из-за нарушения продавцами и исполнителями их потребительских прав, но и давать комментарии специалистов управления потребительского рынка и защиты прав потребителей городской администрации. Это будет способствовать исключению подобных случаев и хорошей антирекламой недобросовестным продавцам и исполнителям. Сгодня мы предлагаем вниманию читателей консультацию специалиста этого управления. Оним из первых актов вновь избранного главы города В. С. Григориади было распоряжение о восстановлении структуры защиты прав потребителей в городской администрации. За одиннадцать месяцев прошлого года за консультацией по нарушенным правам обратились лично в управление более 400 человек. Более тысячи консультаций предоставлено по телефону. Это свидетельствует о том, что рынок товаров и бытовых услуг продолжает пополняться некачественными товарами, и в нем действуют недобросовестные исполнители. Кк нужно вести себя потребителю при обнаруженных недостатках в товарах или услугах (выполненных работах)? Ели раньше при обнаружении недостатка в продовольственных товарах достаточно было позвонить в госторгинспекцию или госсанэпиднадзор, чтобы сообщение было немедленно проверено и приняты меры, то теперь с выходом Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такая проверка сообщаемых нарушений может быть проведена только по письменному заявлению потребителя. Такая возможность есть не у каждого, а отправка заявления по почте может оказаться напрасной: некачественный товар может быть продан, и проверять будет нечего, особенно в том случае, когда у потребителя отсутствует кассовый чек на этот товар. Поэтому, не надеясь на госорганы, потребителю надо немедленно защищать свои права самому. Для этого необходимо о товаре с недостатком сделать запись в книге отзывов и предложений, которая есть у всех продавцов, работающих в стационарных помещениях, и потребовать замены некачественного товара или возврата денег за него. О сделанной записи надо сообщить контролирующим органам. При отказе предоставить книгу отзывов, что является грубейшим нарушением прав потребителя, немедленно сообщите в торговый отдел по тел. 5-41-63, информация о котором имеется в каждой торговой точке. Зщита прав потребителей при обнаруженных недостатках в непродовольственных товарах также должна начинаться с активных действий самого потребителя. Если недостаток обнаружен в гарантийный срок (для товаров без гарантийного срока или с истекшим будет отдельная консультация) есть право на предъявление продавцу следующих требований: — устранение недостатка; — уменьшение цены; — замена товара на качественный; — расторжение договора и возврат денег. Пи этом право на выбор требований принадлежит потребителю, и если исполнение требования не наступит незамедлительно по устному заявлению, а продавец отложит решение вопроса, то необходимо оформить заявление о своем выбранном требовании письменно. Об оставленном продавцу товаре с недостатком надо сделать отметку на втором экземпляре заявления с обязательным указанием даты. С этого срока защищаются права потребителя. Зявление составляется в произвольной форме. Иногда предлагается продавцом якобы типовая форма заявления, но к его содержанию надо относиться внимательно: каждое слово, стоящее в нем, или запятая могут впоследствии обернуться против заявителя. Это заявление потребителя, и продавец не вправе навязывать его содержание. Н в коем случае не передавайте вместе с заявлением и товаром документ об оплате (кассовый чек или товарный чек). Это можно сделать только при выполнении продавцом вашего требования. На выполнение каждого требования законом установлен определенный срок. При его истечении и невыполненном требовании следует лично обратиться в госторгинспекцию или в управление по регулированию потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации города. Вместо этого можно сразу обратиться с иском о защите своих прав к мировому судье. Ипоследнее: при покупках не подписывайте никаких бумаг даже информационного характера, так как недобросовестный продавец заранее хочет уйти от ответственности за недостатки в товаре и от обязательств по исполнению законных требований потребителя.
Э. ПОДРУБАЕВ,уполномоченный по защите прав потребителей.
|
назад |