свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
54 | ||||
Среда, 26 марта 2008 года | ||||
Хождение за четыре моря Воспоминания бывшего моряка-подводника Официальной датой создания подводных сил считается 19 марта 1906 года, когда указом императора Николая II они были преобразованы в самостоятельный род войск. С1996 года в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-морским флотом 19 марта празднуется как День моряка-подводника ВМФ. Освоем хождении за четыре моря в кратком дневнике похода вспоминает моряк-подводник работник ГРЦ Мухарам Гусманов. — В 1956 году меня призвали на Военно-морской флот СССР. После учебы в радиотехнической школе Краснознаменного учебного отряда подводного плавания в Ленинграде был направлен на военно-морскую базу подводных лодок в Либаву (Лиепая). В 1958 году наша лодка вошла в число тех, которые передавались в Объединенную Арабскую Республику. Вот как это было. «7.01.1959 г. Вышли из Балтийска в 00.51. Проходим мимо берегов Дании, видны города, и очень интересно, как там народ живет? 8.01. Выходим в Северное море. Вот где нас потреплет!.. До Ла-Манша остается двое суток. 10.01. Входим в пролив Ла-Манш. Да, это не Балтика…Северное сияние, снег, ветер 8 баллов и огромные волны. Пошли пятые сутки нашего пути, впереди еще тысячи миль… Здесь, на Западе, города освещены дневным светом, «голубые города». Москву слушаем с удовольствием, и как будто мы дома... Вы, конечно, сейчас и не знаете, что Мишка ваш в море у берегов Англии, а у вас все так же: утром встали, пошли на работу, обед, конец работы, вечер и сон. Оень жаль, что в школе изучал не английский язык. С нами идут арабские моряки, они знают английский. Учимся у них арабскому, на руках, на словах, в общем, объясняемся как придется. Изучать их язык легко. …Прошли самое узкое место между Англией и Францией. Впереди Атлантический океан. Скоро будем дозаправляться. Над нами английские и французские самолеты. Удивляюсь, как можно с ними воевать: ведь вот рыбаки их машут нам руками, корабли-транспорты приспускают флаги, приветствуя нас, а какая-то кучка людей травит народы. 11.01. Вчерашний день запомнится на всю жизнь. Очень хорошо, что обошлось без человеческих жертв. Волна накрывала лодку, стальные концы рвались, как нитки, трос манильский и тот полетел к чертям, киповые планки и леера тоже сорвались, а как мы промокли и замерзли… Я сейчас все еще в одних рейтузах хожу, а брюки и все остальное сохнет. Пследний раз видели вчера русских. Многие надеялись передать письма. Куда там! Невозможно… Эо была операция дозаправки топливом трех подводных лодок с танкера, который шел с нами из Балтийска. Пока заправляется одна лодка, две стоят на якоре. Штормило, близко к танкеру швартоваться нельзя: волны огромные, и получается, что танкер на волне сверху, лодка внизу, и так постоянное движение вверх-вниз, швартовые рвутся, использовали все запасные. У нашей лодки оборвался якорь. Потом его доставили с Черного моря в Александрию (без якоря лодку не сдашь). Пшли шестые сутки похода. Воду экономим, руки постепенно чернеют. Хорошо, что я приобрел электробритву, каждую минуту могу побриться, а то оброс бы. На этот поход меня назначили провизионщиком как наиболее свободного (я ведь гидроакустик и работаю тогда, когда лодка находится под водой). 12.01. Вошли в Бискайский залив. Утром вышел на мостик, звезды здесь крупные. Сегодня неделя, как мы в походе. Повожали нас из Балтийска очень хорошо: ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота дал концерт, командующий Балтийским флотом адмирал Харламов пожелал нам доброго пути. Сток пять, наверное, будем идти по Атлантике. Сегодня всю ночь не спал, держался, чтобы не свалиться с койки, здорово качало. Сйчас по правому борту оставили авианосец Р-39, первый раз вижу живьем, а то все на снимках. Здоровый же он все-таки! 13.01. На палубу вчера выбросило рыбку, очень красивую, думали: игла, но доктор говорит нет, хотя нос у нее, действительно, иглой. Сгодня с утра дождичек. Идем по океану, очень красиво: вокруг лодки — дельфины, в воздухе — альбатросы, за лодкой — бурун и пена белая… Еще двое суток по Атлантике, а там Средиземное море. Надеемся, что будет штиль. Здорово волосы лезут, чувствую, что на подводном флоте потеряю свою густую шевелюру. 14.01. Вчерашний день был самым тяжелым. Меня сильно укачало, а это такое состояние, когда проклинаешь всю свою жизнь, свет тебе не мил, когда близкие друзья тебе кажутся врагами — все это морская болезнь. Сегодня голова тоже болит, даже шоколад не помогает. Кутру должны подойти к Гибралтару, становится жарко, чувствуются субтропики. Сгодня в 1.55 была боевая тревога (учебная), затопило пятый отсек, все прошло благополучно. Сейчас доктор раздает спирт для растирания (на вате). …Время обеда. Все привели себя в порядок, скинули теплое. Даже и не верится, что пять суток назад мерзли в шерстяной одежде, куртках, а здесь уже хоть в трусах одних бегай. Я побрился, надушился, переоделся, хожу в тапочках. Качает тихо, спокойно, редко так бывает. Раскрыл бочонок помидоров, пальчики оближешь! Сегодня счастливый день: на ужин будет отварная картошка (в первом отсеке нашли полтора мешка, а ведь ели уже сухую). 16.01. Подошли к Гибралтарскому проливу. Европа и Африка как на ладони. Ве свободные от вахты собрались на мостике, даже на вечерний чай не пошли. Смотрим на огни городов и думаем: люди идут в кино, в кабаре, в театр, а у нас дома все спят. 19.01. Сегодня у двоих день рождения, будет праздничный обед, получат вместо «Рислинга» портвейн или вермут. 20.01. Очень часто попадаются транспорты, ведь здесь пересечение всех путей. Сегодня полетели дизеля, больше четырех часов простояли. Перед сном побрился, помылся, подушился, прямо готов был на свидание идти. 21.01. Завтра в 18.00 будем в Александрии. Как хорошо, как здорово! Тлько что спустился вниз с мостика. Хорошо наверху: темно, луна, звезды, тепло, ветерок от хода лодки, кругом вода, и идет наш отряд, все веселые, все шутят, близится конец похода. Спать не хочется. Да, этот переход запомнится на всю жизнь. Я увидел моря и океан, могу теперь сказать, что я моряк. Завтра в это время будем на берегу, в душе и чистой постели. 22.01. На корабле аврал. Пора переодеваться, подходим к Александрии. В 15.10 нас встретили два эсминца, мы подняли египетский флаг. Даже не верится, что мы в Африке. 24.01. Третий день в Александрии. Встретили нас прекрасно, кормят отлично на бывшей королевской яхте «Макруза». Живем в двухэтажном корпусе на втором этаже, окна и балкон выходят на море. Сегодня купались, смотрели кино. Экран на тральщике, а мы на берегу. Лопочем по-арабски. Скоро пойдем в увольнение. Кшаю апельсины, они у нас стоят в ящиках. Солнце поднимается высоко, небо синее-синее, купаемся ежедневно, несмотря на то, что январь. Нас закормили бананами, апельсинами, помидорами и всякой зеленью. 28.01. Я дежурный, команда на обеде. Соскучился по черному хлебу, здесь его нет. Домой пойдем на теплоходе «Победа» или «Феликс Дзержинский». 31.01. Александрия — красивый город. Только выйдешь из автобуса, арабы тянут за рукав в магазины, но мы отбиваемся. Нам выдали, по их меркам, большие деньги (фунты египетские — 40). На один фунт можно купить пару лаковых женских туфель. Я на свои деньги привез отрезы на три костюма, обувь, нейлоновые рубашки, большой ковер, безразмерные носки и др. Обеспечил себя на пять лет учебы в институте одеждой и пр. Звтра едем в Каир. 1.02. Выехали из Каира в Александрию. Были у пирамид, высота — 145 м, строили 40 лет 100000 рабов. В автобусе очень неудобно писать, скорость 80 -100 км/час по пустыне, дорога отличная. 2.02. В Каире встречали очень хорошо. Как только узнавали, что русские, а узнавали нас почему-то сразу, то жали руки, говорили «рашен Москва». Молодежь такая же, как у нас, всем интересуется, любит музыку, танцы. К роли иностранца трудно привыкнуть: всегда на тебе взгляды и обращаются «мистер». Нш гид, веселый молодой араб, хорошо пел, особенно итальянские мелодии. Большое впечатление произвели, конечно, пирамиды. Можно за несколько пиастров покататься на верблюде, на лошади. Здесь же очень хорошее кафе: виски, ром, джин, но мы имели право только на кока-колу. Всь город в рекламе, движение беспорядочное, автомобилей много — от старых моделей 30-х годов до суперсовременных «фордов». Везде висят флаги иностранных государств: в Каире проходит конгресс стран Азии и Африки. 8.02. Случилась большая неприятность. Стыдно и совесть мучает, не могу никому в глаза смотреть. Как я подвел своего командира! Теперь на наш экипаж смотрят как на самых «последних». Готов сделать все, чтобы только смыть это пятно, а что для этого сделать, не знаю. Вечером втроем ушли в самоволку, вернулись около 4-х утра, нас ждали офицеры, они были испуганы, особенно офицер особого отдела. Обычно вечером никто не контролировал, ну и решили посмотреть ночную Александрию. Не повезло. В этот вечер начали ремонт дизеля на лодке, понадобилась помощь всего экипажа. Командир сделал построение, и оказалось, что троих не хватает. Нас лишили увольнения, сказали, что дома накажут по всей строгости. Но дома никто не вспомнил… 11.02. Завтра уходим на теплоходе «Феликс Дзержинский». 14.02. Взяли курс на Стамбул, на память о Греции купил статуэтку «Венера Милосская». Завтра будем в Турции. 15.02. Идем по Мраморному морю, часа через три — Стамбул. Валяюсь на койке, читаю, слушаю музыку. Становится прохладнее, немного качает. И вот Istambul, погода пасмурная, ветер, у всех подняты воротники. В 22.45 снялись со швартовых, идем Босфором, пролив очень узкий, по обеим сторонам — город. Город не понравился, какая-то бедность, нищета, жалко турок. Завтра утром Варна (Болгария). 17.02. Идем на Одессу, скоро проверка документов, переодевание, и кончится наш морской путь. В 18.00 должны быть на берегу: проверка документов на рейде. 20.02. В Калининград приехали 21.02. На вокзале нас встречало командование Краснознаменного Балтийского флота. В большом зале вокзала было построение типа каре, адмирал поздравил нас с успешным выполнением задания и вручил каждому знак «За дальний поход». |
назад |