свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
13 | ||||
Суббота, 2 февраля 2002 года | ||||
ВОЛШЕБНЫХ КЛАВИШЕЙ КАСАЯСЬ... Вработе с малышом, сидящим за роялем, педагог буквально «переливает» из своих рук в руки ученика ощущение клавиатуры, своими руками формует, «лепит» податливые руки ребенка, стремясь превратить их в голос, чтобы, прикасаясь к клавишам, эти руки могли петь и говорить громко и тихо, сердито и ласково, резко и распевно. Вт такой сложной, почти ювелирной работой наполнен каждый день преподавателей фортепианного отделения ДШИ № 4. Мзыка, особенно классическая, учит искренности, возвышает душу. И чувства, которые она вызывает, понятны всем. В творческой лаборатории каждого преподавателя присутствует какая-то тайна: из робкого неуклюжего малыша, из утенка через труд и время проступают вдруг черты лебедя-ученика, владеющего инструментом, способного толково исполнить сложную программу. Мжно было бы поразмыслить и над тем, как, по какому волшебству, шаг за шагом ребенок приближается к серьезной музыке, письмо которой невероятно изысканно и трудно для восприятия. Но с помощью педагога ученик делает и этот шаг. Проходя через зачеты и технические экзамены на беглость пальцев, академические концерты и прослушивания, он выходит на конкурсные состязания со сверстниками из других школ и становится победителем. С особым чувством хочется назвать имена детей, участвовавших в конкурсе «Ступень к Парнасу», конкурсных ансамблей и юных концертмейстеров: С. Искалину, Т. Рощектаеву, М. Искалину (пед. Е. М.ф Лахтачева), С. Булатову, Э. Бикмухаметову, О. Каюмова (пед. Н. С. Молгачева — на снимке). Еще более похвально исполнение учащимися сольных программ С. Искалиной (пед. Е. М. Лахтачева), О. Каюмовым (пед. Н. С. Молгачева), А. Верхозиной (пед. Л. И. Хлыстова). Исполненные ими программы принесли немало ярких впечатлений. Чобы научить ученика звуком передавать неуловимые движения чувств, учитель должен всю жизнь учиться у своих коллег, у старших товарищей. Наши кураторы из музыкального училища И. В. Коржова, Л. М. Чиркова, Н. Г. Александрова помогали нам постигать тайны нашего ремесла. Много интересных форм в работе со своим классом использует заведующая фортепианным отделением школы Е. М. Лахтачева. Это вечер фортепианного ансамбля, в котором приняли участие все ученики класса в 4-ручном и даже 8-ручном составе. Это праздники «Посвящения в первоклассники», походы в лес, выставки детских рисунков. Л А. Тюлькина — замечательный концертмейстер, и это подтверждено дипломом на областном конкурсе. Особо хочу сказать о Н. С. Молгачевой — человеке большой культуры и незаурядного педагогического таланта. Извлекая из тайников своей души светлое и доброе, она щедро делится этим богатством с детьми и коллегами. П инициативе Натальи Сергеевны состоялась встреча с композитором Л. Олифировой, бывшей ее выпускницей. Сейчас учащиеся художественного отделения под руководством В. Г. Шишлова подготовили замечательные иллюстрации к новому фортепианному альбому Л. Олифировой, а учащиеся хорового отделения включили в репертуар ее вокальные произведения. Традиция встреч с современными композиторами нашла в нашей школе благодатную почву. Р. Роллан сказал: «Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум». Светлые, радостные чувства подарил нам композитор Г. Гладков, исполнивший на встрече с детьми наполненные добротой и юмором свои знаменитые детские песни. Встреча с композитором И. Парфеновым не только расширила репертуар наших учащихся, но и переросла в хорошую дружбу. Пеподаватели отделения проводят большую и разнообразную работу с детьми. С целью расширения музыкального кругозора проводятся концерты-беседы о творчестве И. С. Баха и искусстве давно ушедших эпох, о Бетховине и Шостаковиче, о Гершвине и современном джазе. Массу положительных эмоций и новых впечатлений привозят дети из поездок в Челябинск на оперные и балетные спектакли. Снекоторых пор осуществляем мы и дальние поездки — побывали с детьми в Санкт-Петербурге, Москве, проехали по городам Золотого кольца России. Летом совершили тур по Западной Европе: Польша, Германия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Франция. Этой зимой мечтаем побывать в Англии. Есть и еще одна сторона деятельности фортепианного отделения школы. Шестой год мы работаем с детьми из интерната, стараясь открыть этим ребятам путь к доброте, культуре, искусству. Считаем это дело богоугодным и терпеливо преодолеваем трудности, получая удовольствие от уверенности, что наши воспитанники смогут узнать и оценить красоту.
Л. ХЛЫСТОВА,преподаватель ДШИ № 4.
|
назад |