свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
24 | ||||
Суббота, 9 февраля 2008 года | ||||
Как хорошо уметь читать!.. Ребенок полюбит книгу только в том случае, если ее любит семья «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Читай!», «Кому сказано, читай!», «Марш к себе в комнату и читай!»… Результат? Никакого». Такими словами французский педагог Даниэль Пеннак начал свою книгу о том, как помочь детям полюбить чтение… — У нас в семье, как, наверное, у многих в те годы, была большая библиотека, — рассказывает заведующая филиалом детской библиотеки № 7 Татьяна Лихачева. — Дедушка и бабушка литературу любили самозабвенно и оставили мне в наследство две толстых папки, куда складывали все, что удавалось найти о Пушкине. Хранятся дома и мои детские книги, на одной из них, гайдаровской «Военной тайне», даже следы от слез сохранились — так сильно я переживала за маленького героя. Помню, когда пришла работать в детскую библиотеку, в читальных залах дети читали для души, ведь книг тогда выпускалось немного. Особенно была востребована картотека фантастики и приключений. Сейчас этого нет. Чтение стало деловым, а что касается художественной литературы, то ее выбор диктует телевидение. Самая популярная полка в библиотеке — с книгами из серий: «Ужастики», «Страшилки», «Детский детектив», «Черный котенок» и т. п. После десяти уже поздно Пчему сегодня чтение из когда-то любимого всеми занятия перешло в категорию скучных и непрестижных? Кто виноват в случившемся? Ответ известен: телевидение, компьютер, Интернет. И при этом редко кто задумывается о том, что на самом-то деле виноваты только мы, взрослые. Педставьте картинку: две мамы хотят научить дочерей правильно мыть пол. Но одна из них долго, нудно, с ненужными подробностями объясняет, как правильно это сделать. Другая же не тратит времени даром, берет два ведра и две тряпки, моет сама, а рядом старается-пыхтит ребенок. Кто из детей скорее овладеет нехитрым искусством? Конечно же, второй. Кстати, в русских традициях так и было заведено: садился отец за стол резать ложки, а рядом сыновья повторяли за ним все его действия. Тк почему же мы сегодня считаем, что привить любовь к чтению можно только умными речами и наставлениями? Проще, легче, быстрее и гораздо приятнее просто от слов перейти к делу, то есть читать семьей. И чем раньше, тем лучше. Хоть с рождения! По словам Татьяны Лихачевой, надо постараться успеть до семи лет, в крайнем случае — до десяти. Потом будет поздно. «Книга — одно из тех благ, которого не хватает современной семье». Шлва Амонашвили. Нет времени? Гд чтения плавно сменился Годом семьи, и это неслучайно, так как семья и книга — понятия неразрывные. Новая программа филиала № 7 так и называется — «Прижаться к маме и читать». Работники библиотеки идут на собрания в школы и детские сады и обращаются к родителям с просьбой: «Найдите время, почитайте с ребенком!» Что слышат в ответ? Одно-единственное: нет времени! А так ли это? Даже у самого занятого человека всегда отыщутся 20-30 минут (больше и не надо), чтобы присесть на краешек кровати и начать читать. Что? Не важно что, главное — как. «Человек, который читает вслух, раскрывается весь как есть. Если он не живет тем, что читает, слова остаются мертвой буквой, и это чувствуется». Дниэль Пеннак. Мжно взять самую интересную книгу с роскошными иллюстрациями и, нетерпеливо поглядывая на часы (сколько там осталось до сериала?), поминутно отвлекаясь на звонки подруг, скороговоркой протараторить несколько страниц, после чего наскоро поцеловать малыша и со спокойной совестью вернуться к телевизору. Только не ждите, что после этого ребенок полюбит читать. Не полюбит! И вашей самоотверженности не оценит. Потому что душа ваша в тот трепетный момент молчала… Дниэль Пеннак сравнивал вечернее чтение с молитвой: «…Оно выполняло самое прекрасное предназначение молитвы. Мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит, — близость…» Театр одного актера А как надо читать? Как правильно? Татьяна Геннадьевна предлагает: — Вспомните свое детство: как вы прижимались к теплому маминому боку и замирали от счастья уже потому, что она в этот миг принадлежала только вам и никому другому. А потом мама неторопливо раскрывала книжку и тихим, загадочным голосом начинала чтение, вместе с вами переживая и волнуясь, смеясь или утирая слезы. Ее голос то прерывался от волнения, то звенел колокольчиком, и в нем, в одном только мамином голосе, скрывался целый театр: и грозный волк, и капризная принцесса, и страшное чудище, и коварная злодейка мачеха, и милая, скромная Золушка… И этот театр — театр одного актера и одного зрителя — существовал только для вас двоих! …Вспомнили? Теперь вы точно отключите телефон и на время забудете про телевизор, ведь то, что вас ждет в ближайшие полчаса, гораздо интереснее. Начните со сказки, их любят дети в любом возрасте. Почему она нужна? Да потому что дает уникальную возможность говорить с ребенком на темы нравственности и духовности просто, ненавязчиво, увлекательно, без излишнего занудства и теоретизирования. А еще потому, что после нее можно обсудить прочитанное. Только все ли владеют этим непростым искусством? Рисуйте и сочиняйте Рботники филиала как-то провели анкетирование родителей в одном из начальных классов, где был, например, такой вопрос: «Как вы обсуждаете с ребенком прочитанное?» И предлагалось несколько ответов: «прошу пересказать сюжет»; «спрашиваю, понравилось или нет» и т. д. Родители честно ответили, что пользуются первыми двумя способами. Мжду тем существует множество других способов: нарисовать понравившегося героя; предложить поставить себя на место одного из героев и рассказать, как бы ты поступил; придумать новое окончание сказки. Можно ввести в сюжет новых героев, разыграть сказку по ролям, озвучить ее с помощью подручных средств, перепутать разные сказки в одной и создать новую на основе двух старых. Или пойти еще дальше — сочинять сказки о разных вещах: о игле и репе, луне и башмаке и т. д. И опыта филиала № 7: беседуя о книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», библиотекари задают ребятам вопрос: какие добрые дела вы могли бы совершить, будь у вас такой друг, как Карлсон? И каждый раз удивляются мудрости и доброте малышей, предлагающих сотни самых разных вариантов помощи и пожилым людям, и больным детям, и инвалидам. Иеще: не прекращайте процесс чтения даже тогда, когда ребенок научится читать сам. Пусть читает, сколько хочет, но вечернее чтение с мамой, бабушкой — это нечто особенное, это Чтение с большой буквы. По словам Татьяны Геннадьевны, они с бабушкой читали вместе до 5-6 класса, причем книги уже были достаточно серьезные. Иэто не единственный пример. В нашем городе есть люди, которые берегут традиции семейного чтения. Знаю семью, где мама и 16-летняя дочка вместе читают любимые книги маминого детства, а летом каждый день учат по одному новому стихотворению и вечером читают их друг другу. «А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы. Достаточно дождаться вечера, войти, как бывало, к нему в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение. Читать. Вслух. Даром. Его любимые сказки…» Дниэль Пеннак. Только цифры * По данным социологических опросов, в 1976 году «люблю читать» сказали 30% детей, в 2007 году — 7%. В 1976 году читали в месяц девочки — 4,1 книги, мальчики — 3,8, в 2007 году — девочки 1 книгу, мальчики 0,8. * По данным социологов, сегодня вслух читают детям всего 7% родителей. ДЛЯ Сравнения Чм читатель отличается от нечитателя? * Уровнем развития интеллекта. * Более сосредоточенным вниманием. * Большим объемом памяти, активным творческим воображением, лучшим владением речью. * Способностью точнее формулировать мысль. * Самостоятельностью в суждениях и поведении, критичностью. * Умением поддержать беседу на любую тему в компании умных, интересных людей, а в целом — богатым внутренним миром. И буклета филиала № 7 «Путь к Слову, или Как стать талантливым читателем». Для детей и родителей * Наталья Абрамцева «Сказки для добрых сердец». Флософские, задумчивые, очень добрые сказки написаны ярким, красочным, богатым языком. Могут оказать терапевтическое воздействие на душевное здоровье детей как противоядие от агрессии, жестокости, грубости современного общества. * Олег Кургузов «По следам Почемучки». Кргузова называют «солнечным» писателем, книги его полны лиризма и доброты. Получил литературную премию им. Януша Корчака «За удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослыми и за искрящийся юмор». * Тамара Крюкова. Рекомендуем познавательные сказки для дошколят и младших школьников: «Сказки дремучего леса», «Сказки почемучки», «Кораблик», а для детей среднего и старшего школьного возраста будут интересны повести в жанре фэнтези: «Гений поневоле», «Призрак сети», «Узник зеркала». * Элинор Портер «Поллианна». Кига написана американской писательницей в 1912 году. Стала популярна сейчас, по ней идут спектакли в театрах страны. Жизненное кредо маленькой героини — оптимизм, точнее умение помнить удачное, хорошее и забывать неудачное или досадное. Это очень важно в нашей жизни, полной стрессовых ситуаций, агрессивности , раздражительности и недоброжелательности среди людей. Возьмите на заметку Рдителям, озабоченным проблемой детского нечтения: * Тихомирова И. И. «Школа чтения», «Психология детского чтения от А до Я». * «Книги нашего детства»: областной сборник творческих работ детей и их родителей. * Даниэль Пеннак «Как роман». * В библиотеках города появились три замечательных новых журнала: «Читайка», «Семейное чтение», «Читаем вместе». Эти журналы для заботливых родителей помогут создать аптеку для души вашего ребенка.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |