свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
18 | ||||
Пятница, 1 февраля 2008 года | ||||
Свой след оставить на земле 25 января школе № 53 исполнилось 125 лет Новоандреевская школа необычна во многих отношениях. В-первых, она располагается в удивительном месте: из какого окна ни глянешь — голубоватые горы, густо заросшие лесом. Во-вторых, к главному входу ведет еловая аллея, а рядом со школой — дендрарий и Свято-Ильинский храм. А в-третьих, это самая старая школа в округе: 25 января ей исполнилось 125 лет. Ктати, говоря о виновнице торжества, цифру 125 можно употребить несколько раз: 125 лет исполнилось в эти дни и храму, во главе которого — бывший выпускник школы № 53 отец Димитрий; по состоянию на 1 января в школе учатся 125 ребят; готовясь к юбилею, школьники и учителя высадили в селе 125 деревьев. И 125 пятерок получила восьмиклассница Юля Новикова, за что была награждена на общешкольном празднике. Нам есть чем гордиться …А предшествовал празднику урок воспоминаний: учителя рассказывали ребятам о самых знаменательных событиях из истории школы и вели разговор о том, какую память о себе оставит каждый из них. Не ожидавшие такого поворота, ученики поначалу терялись, но, преодолев смущение, вспоминали свои достижения: кто-то стал лидером городского конкурса «Самая читающая семья», кто-то победил в предметной олимпиаде или в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, кто-то был награжден медалью (или даже двумя!) «За трудовое лето». — Нам с вами есть чем гордиться, — говорила своим девятиклассникам Флюра Ветлина, лучший классный руководитель года. — Школьное лесничество, краеведческий музей, фольклорный ансамбль «Живица» — все это есть только у нас. Лсничество — одна из главных изюминок новоандреевской школы — было организовано в 1983 году при участии специалистов государственного Ильменского заповедника. Ребята проводили опытные работы на пробном участке, наблюдали за жизнью муравьев, вели учет их семей, охраняли муравейники, участвовали в посадке сосенок. Второе его рождение произошло в год 120-летия школы, руководство взяла на себя Ф. Ветлина, а помогли ей Миасский лесхоз, Новоадреевское лесничество, ЮУрГУ и управление по экологии и природопользованию. Результат — многочисленные победы юных лесоводов в проектах городского и областного масштаба. По настоянию священника Сементовского Нчало краеведческому музею положил директор Александр Маниченко, по инициативе которого в 1981 году в школе открылась комната Боевой Славы. Рассказывает Нина Лазукова: — Вместе с письмами и фотографиями ребята несли вещи, найденные ими в подвалах, сараях, на свалках: пулеметные ленты, гранату лимонку, каску и даже алюминиевую фляжку немецкого солдата. К середине 80-х годов у нас скопилось много этнографических экспонатов, и тогда появился раздел, связанный с историей села и школы. Сведения о школе долго носили размытый характер, и только работники краеведческого музея сумели внести ясность, отыскав в архивах летопись Миасского завода с записью от 25 января 1883 года: «В Новоандреевской деревне по настоянию священника Н. Сементовского открыта начальная школа, в которую поступили 20 мальчиков и 5 девочек. Учителю положено жалованья в месяц 15 рублей серебром от общества и по 30 копеек с каждого учащегося, из средств личных, с обязательством отправлять учителю богослужение в часовне». Сегодня в школьном музее больше тысячи экспонатов, самый древний из них — вышитое обрядовое полотенце, которому больше 200 лет. При музее работает историко-краеведческий кружок «Искатели», участники которого не раз становились призерами и лауреатами областных и городских конкурсов, смотров, конференций научного общества учащихся. Грдится школа и своим самобытным фольклорным ансамблем «Живица», созданным талантливым педагогом Галиной Виноградовой и известным далеко за пределами родного города. Радость и удовольствие Коме этих изюминок есть у школы и другие отличительные особенности, и одна из них — необыкновенно теплая, семейная обстановка в педагогическом коллективе, где учителя знают не только своих учеников, но и всех их родственников. Работа в классе почти индивидуальная, потому что ребят немного, хоть и съезжаются они сюда из пяти окрестных сел. Да что сел! После зимних каникул выпускной класс пополнился двумя… городскими девчонками: — Нам нравится здесь все, а особенно отношение учителей к ученикам. У них такие добрые глаза, такая готовность помочь любому. Никого не выделяют, потому что любят всех. В классе у нас всего пять человек, приходится готовиться к урокам каждый день, но и это нам нравится. Не школа, а просто радость и удовольствие! Д, учителя здесь действительно необычные. Одна из них — преподаватель математики Зинаида Свирская: — Закончила Витебский педагогический институт и 42 года назад вместе с мужем приехала сюда, он здесь драгу строил, а я учительствовала. Помню, как в 1980 году мы сажали аллею у дороги, ведущей в школу. Березы сохранить не удалось, а ели выросли большие, стройные. Кстати, к нынешнему юбилею в школе провели акцию под названием «К 125-летию школы — 125 деревьев». Мы с ребятами тоже внесли свою лепту — посадили 15 рябинок вдоль школьного забора. Вернуться в прошлое Сажу по секрету: выходя из школы, я посчитала количество елей у дороги, надеялась найти какое-нибудь совпадение с юбилеем, но увы! Деревьев оказалось не 25, а 29. Зато совпадения обнаружились в других местах: за время своего существования школа сделала 25 выпусков; столько же в ней учителей и обслуживающего персонала; и ровно 25 лет педагогического стажа имеют Флюра Ветлина и Надежда Шилова. Да и заместитель директора по воспитательной работе Ирина Дорощук неожиданно обнаружила, что тоже связана с родной школой четверть века: — Если бы можно было вернуться в прошлое, я бы с удовольствием поучилась здесь снова! Все мое детство прошло тут, потому что мама — учитель. Так как школа маленькая, нам легче осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и создать ситуацию успеха для всех. Каждый ребенок находит себе дело по душе: спортивные секции (самбо, общая физическая подготовка, спортивные игры), краеведение, фольклор, школьное лесничество. Стаж педагогической работы 10 лет, а если посчитать, сколько лет я провела в ней всего, то получается… 25 лет! Тоже юбилей! Не ответит — снова напишу… Влюбви к школе признавались все: и ученики, и учителя, и обслуживающий персонал. Причем любовь эта не на словах, а на деле проявляется. Рассказывает техничка Софья Новикова: — Когда убираю компьютерный класс, всегда очень обидно делается: компьютеры все современные, новенькие, а пол старый, выщербленный. Решила я к Сумину обратиться, чтобы помог. Никому ничего не сказала, села вечерком и пишу: школа у нас хорошая, и вы хороший губернатор, вышлите 20 тысяч рублей, чтобы на линолеум хватило, а больше нам ничего не надо. Думаю: если не ответит, то снова напишу. Через 15 дней сообщили: «Вашу просьбу удовлетворим…» Куда же я без них? Могие педагоги живут в селе, но немало и таких, кому не лень каждый день ездить из города. Одна из них — заместитель директора по учебной работе Татьяна Янбаева: — Каждый раз, уходя в отпуск, даю себе слово найти другую работу, поближе к дому, но посижу дома, отдохну — и возвращаюсь обратно: «Куда же я без них?» Хочу похвастаться нашими учителями: они готовят детей так, что те поступают в вузы без дополнительных занятий с репетитором. В прошлом году из 10 выпускников четверо легко прошли на бюджет, двое — на контракт. 60 процентов поступивших — для сельской школы это очень хороший показатель. Да что далеко за примерами ходить! Одна из моих дочерей училась в городе, другая здесь. Первая прочных базовых знаний не получила, вторая закончила техникум и институт с отличием. Вот так встречаем юбилей! Пимета сегодняшнего времени — компьютеризация школы. Азы работы на умной машине дает юным селянам бывшая выпускница Ирина Шарафутдинова: — После института пришла работать в родную школу и стала классным руководителем у младшего брата. А сейчас учу свою младшую дочь, старшая уже стала студенткой Екатеринбургской лесотехнической академии. Преподаю информатику и вижу, насколько детям это интересно. Мои уроки — единственная для многих из них возможность познакомиться с компьютером, научиться работать на нем. — Несколько лет назад в школе не было никакой техники, кроме обычной печатной машинки, — вспоминает молодой директор школы № 53 Виктор Зулкарнеев. — Сегодня у нас 22 компьютера, 4 автоматизированных рабочих места учителя, один АРМ библиотекаря, 6 мультимедийных проекторов, электронный микроскоп, конструктор «лего». На выделенные ко дню рождения школы деньги решили приобрести экраны в каждый класс. В ближайшее время доведем до ума локальную сеть. Вот так встречаем юбилей!
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |