свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
16 | ||||
Среда, 30 января 2008 года | ||||
Cемья и школа По мнению миасских родителей, 40 процентов ребят идут на учебу с удовольствием «Миасские родители о проблемах школ» — так называлось специальное исследование, проведенное социологами городской администрации в 16 школах, расположенных в разных районах Миасса. Вопросе приняли участие около 500 родителей учащихся младших, средних и старших классов. О его итогах рассказывает социолог городской администрации Людмила КОРШУНОВА: — Примерно раз в два года наша социологическая служба так или иначе касается вопросов образования, выясняя мнение педагогов, их воспитанников и родительской общественности о работе детских садов, школ, средних и высших специальных учебных заведений. Благодаря опросам мы выявили три основные проблемы, которые сегодня беспокоят миасских родителей, имеющих детей-школьников: качество образования, учебные перегрузки и достаточно чувствительное для семейного бюджета внесение денег на различные нужды школ. Именно они и легли в основу разработанных нами анкет и проведенного в конце года социологического опроса, призванного определить, так ли это на самом деле. «С каким настроением ваш ребенок обычно идет в школу?» — с этого вопроса мы начали свое исследование. Нас интересовало как чувствует себя миасский ученик в родной школе. По мнению родителей, 40% наших детей идут в школу с удовольствием. Однако по мере взросления их становится все меньше: среди тех, кому нравится учиться, 60% младшеклассников, лишь 30% учеников среднего звена и 25% старшего. 17% ребят, по мнению родителей, идут в школу по необходимости. И здесь оценки с точностью до наоборот: воспринимают учебу как наказание каждый 3-й старшеклассник и некоторые школьники из начального звена. Кстати, несколько лет назад этот же вопрос мы задавали и самим ребятам. Увы, по их собственному признанию, в школу идет как «из-под палки» каждый 10-й старшеклассник, а с радостью и удовольствием — единицы. Правда, в среднем и особенно младшем звене дело обстоит лучше, но во всех случаях родители переоценивают учебный настрой своих чад. А теперь попробуем выяснить, почему так происходит. Мы спросили: «Испытывает ли ваш ребенок трудности в школе, и если да, то какого рода?» Оказалось, что у каждого 5-го школьника есть проблемы с учебой, у 8% — в общении со сверстниками, у стольких же — с учителями. Две трети респондентов ответили: «Особых трудностей в школе у моего ребенка нет». Однако можно опровергнуть это мнение родителей, и вот почему. Несколько лет назад мы задавали этот вопрос самим школьникам и получили совсем другие результаты. Выяснилось, что каждый 4-й старшеклассник и каждый 5-й ученик среднего звена испытывает трудности в общении со сверстниками. Думаю, это неудивительно, так как это возраст, когда формируются навыки общения, а сам процесс выходит на более глубокий уровень. 45% старшеклассников, по их же собственному признанию, частенько не могут найти общий язык с учителями. А в трудностях с учебой признались 40% школьников среднего звена и более половины выпускников. Очевидно, что и здесь миасские родители не в курсе всех школьных проблем своих детей. «В чем же причины этих трудностей?» По мнению опрошенных родителей, школьные проблемы прежде всего связаны с учебными перегрузками (20%), причем возраст школьников здесь не имеет значения. 13% респондентов считают, что все дело в том, что школа не учитывает индивидуальных особенностей детей. Третье место в этом своеобразном рейтинге заняли сразу три проблемы (по 8%): слабое оснащение пособиями и учебниками, неудобное расписание, учебные предметы слишком трудны для усвоения. Совсем немного (4-5%) тех, кто указал на плохие санитарно-гигиенические условия, отсутствие порядка в организации школьной жизни, невнимательное отношение учителей к ребятам, временное отсутствие некоторых предметов из-за нехватки учителей, скучную жизнь в школе, плохую связь образовательного учреждения с семьей и т. д. В ходе нашего опроса выявилась следующая, вполне объяснимая закономерность: чем старше ребенок, чем ближе выпускные экзамены, тем больше претензий к школе у родителей. За исключением, пожалуй, уменьшающихся с каждым годом упоминаний о плохих санитарно-гигиенических условиях. Чсть острых школьных проблем, как известно, призван решить нацпроект «Образование». В его рамках школы получили новое техническое оснащение, учителя и школы — гранты. Почувствовали ли это миасские родители, как они оценивают этот вклад государства? Мы спросили: «Заметили ли вы какие-либо изменения в своей школе, связанные с реализацией национального проекта «Образование»?» «Стало лучше, конечно» — так ответили 45% опрошенных, «все осталось как есть» — считают 22%, «стало только хуже» — убежден 1% респондентов. А теперь поговорим о школьных перегрузках. «Перегружен ли ваш ребенок домашними заданиями?» — спросили мы миасских родителей. Утвердительный ответ дали 27% опрошенных (при этом 15% учеников младшего, 30% среднего и почти 40% старшего звена). 58% пап и мам категорически заявили «нет», а между тем на вопрос «Что мешает тебе учиться лучше?» каждый 3-й школьник среднего звена и 40% старшеклассников ответили, что «просто изнемогают» от большого количества домашних заданий. По мнению миасских родителей, 55% наших школьников проводят за выполнением домашних заданий не больше двух часов, 36% — 3-4 часа, а очень уж трудолюбивые, а их 9% — просиживают по четыре часа и больше. Хотя, конечно, все зависит от возраста ребенка (более 50% старшеклассников, по свидетельству пап и мам, занимаются дома до 4 часов в день). Кк я уже отметила, наши исследования прошлых лет показывают, что во многих школах существует одноразовая либо довольно регулярная система родительских поборов. Нас интересовало, сложно ли выкроить требуемые деньги миасской семье. Отвечая на вопрос «Приходилось ли вам в этом году вносить в школу какую-либо плату, и насколько обременительной она была для семейного бюджета?», каждый 4-й признался, что для его семьи это не было проблемой. Для половины (53%) вносимая сумма была терпимой, а для 8% — весьма обременительной, и лишь 12% не платили ни за что. Данные опроса убедительно продемонстрировали, что для семьи с одним ребенком чаще всего сбор денег на самом деле не являлся проблемой, а вот большинство родителей, имеющих трех и более детей, с трудом выкраивали деньги из семейного бюджета. Конечно, ст. 43 Конституции РФ гарантирует бесплатность и доступность образования, однако реальная жизнь показывает, что все больше эта статья становится простой декламацией. Нверняка многие заметили, что в последнее время акценты в разговорах о повышении эффективности работы школ смещаются в сторону родителей: на родительские комитеты возлагается больше ответственности, упор делается на взаимодействие родителей и школы. Поэтому мы решили определить так называемый социальный заказ школе со стороны родительской общественности города. «Что должна сегодня давать школа детям?» — неслучайный вопрос. Образование, как никогда раньше, подчинено рынку труда, и родители это понимают. Судя по их представлениям, школа должна в первую очередь обеспечивать прочные знания (62%) и лишь потом все остальное: возможность развития способностей (55%), необходимую подготовку для поступления в вуз (47%), достаточный культурный уровень (31%), опыт социального общения и взаимодействия (28%), опыт участия в общественной жизни и деятельности (26%) и даже хорошую предпрофессиональную подготовку (20%). Не менее важен и другой вопрос: «А какого человека должна готовить сегодняшняя школа?» По данным опроса, людей культурных и образованных (59%), творческих (38%), добивающихся в жизни своего (35%), способных обеспечить свое благосостояние (28%), добросовестных, дисциплинированных работников (26%), людей критически мыслящих, берущих на себя ответственность (22%), способных создать крепкую семью (19%), надежных защитников страны (11%), тонко чувствующих прекрасное (11%). Лишь по 4% получили такие характеристики, как принципиальность, романтизм и энтузиазм. Н стоит забывать, что за средними цифрами скрываются значительные расхождения в предпочтениях — в зависимости от места проживания респондентов, рода их деятельности. Однако критерии выпускника сегодняшней школы предельно ясны: он должен быть культурным и образованным. Таков социальный заказ миасских родителей среднеобразовательной школе. |
назад |