свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
3 | ||||
Пятница, 11 января 2008 года | ||||
Детки маленькие, проблемы большие Вот уже и закончилось первое школьное полугодие. С какими результатами подошли к нему младшие школьники и особенно первоклассники? После появления в «МР» первой странички ответов психолога на вопросы родителей в редакцию поступило много отзывов, в которых обеспокоенные мамы задали новые вопросы. Сегодня на них отвечают заместитель директора по воспитательной работе лицея № 6 Лидия ТАРШИНА и психолог Ирина МАСЛИХОВА. "Знаю, что многие родители из нашего первого класса заставляют детей выполнять домашнее задание дважды — сначала на черновике, потом в чистовой тетради. А я этого не делаю, считаю, что надо приучать сына к самостоятельности. Я не права? Надо ли помогать ребенку и в какой степени?» Е Ященко. — Надо ли помогать ребенку учиться в школе? С одной стороны, думаю, что иногда просто необходимо. Потому что начальные классы создают основу для дальнейшего обучения, именно в начальной школе завершается формирование картины мира, закладываются такие важные понятия, как «успешность», «адекватная оценка своих способностей», «нацеленность на результат» и т. п. С другой стороны, заниматься с ребенком не значит выполнять за него домашние задания. Контролировать их выполнение — да! Интересоваться, что нового узнали на уроке, чему научились — да! А также помочь в том, что осталось непонятым, тренировать внимание, память, мышление. «Учительница говорит, что сын очень плохо пишет. Дома тратим по полтора часа на домашнее задание, стараемся делать больше. Скажем, задано 3 строчки — пишем пять. Не я заставляю, сын сам хочет, чтобы стало лучше получаться, чтобы учительница его лишний раз похвалила. Старается, но не получается так, как у всех. У него речь развитая, считает хорошо, но пишет и рисует отвратительно. Беспокоит то, что, во-первых, почти нет прогресса. То есть для него есть, но на фоне других детей это почти незаметно. И, во-вторых, я не хочу, чтобы у него из-за всего этого падала самооценка. На родительском собрании я поняла, что других детей учитель хвалит гораздо чаще. Представляю, как ему обидно! И мне обидно за него…» А. Весникина. — Если ребенок пишет более или менее грамотно, не пропускает в каждом слове буквы, то пусть пишет на здоровье. Если же замечания учителя у мамы и сына сидят в печенках, можно дать несколько советов. Почерк ухудшается, если ребенок куда-то спешит. Не делайте уроки на ходу, лучше выполнить их попозже, но в спокойной обстановке. Не подгоняйте ребенка, пусть работает в замедленном темпе. Сытый ребенок пишет лучше, чем голодный. Кричать на ребенка, когда он пишет, нельзя вообще, а то у него может начаться «писчий спазм» — зажим руки, при котором письмо станет вообще невозможным. И еще: расскажите ребенку про знаменитых людей, у которых был отвратительный почерк, но это не помешало им достичь таких побед, которые прославили их имя. Воспитывайте в ребенке здоровый пофигизм. Тперь про учительницу. Всегда полезно наладить с преподавателем контакт. Рассказать про ваши сомнения, поделиться наблюдениями. Возможно, сыну не подходит учитель по темпераменту (мальчик — флегматик, учитель — холерик, у такой пары часто возникают проблемы во взаимодействии). Если не получится, то… или терпеть, или найти другого учителя. В любом случае жаль, если низкая самооценка закрепится в сознании ребенка. И больше общения с сыном! Уверена, все будет хорошо! «…Сын-первоклассник легко попадает в зависимость от своих друзей». С Бабина. «…Дочка очень застенчивая, боится выйти к доске». И Борисова. «…Учителя жалуются, что сын плохо ведет себя — вертится, хихикает, корчит рожицы, толкает в бок соседку по парте». Д Баранова. «…Мой первоклассник не перестает болеть. Из двух первых месяцев учебного года мы едва ли прозанимались месяц». О Комарова. «…Наш первенец так радовался, что пойдет в школу. Сейчас его будто подменили: не хочет ходить на занятия, усадить за уроки можно с большим трудом». А. Левакина. — Все эти вопросы связаны с адаптацией ребенка к обучению в школе. К явлениям неблагоприятного течения адаптации относятся: * возврат к прежним, более «детским» формам поведения; * участившиеся соматические заболевания; * возникшие с началом обучения трудности в общении со взрослыми и сверстниками; * снижение аппетита; * беспокойный сон; * нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания; * развивающиеся страхи, невротические проявления. Ощие рекомендации те же, что и всегда: * всемерная психологическая поддержка ребенка (выслушивать, одобрять, вселять уверенность в свои силы, дать право на ошибки и их исправления); * разработать и выполнять разумный режим дня; * разнообразить совместно проводимое свободное время; * организовать посещение кружков и секций по интересам; * поддерживать связь с учителем, родителями одноклассников, друзьями ребенка. Сществует не так уж и много методов воспитания: принуждение, убеждение, метод естественных последствий, воспитание собственным примером. Творчески, с юмором комбинируя их, можно достичь изменений в поведении ребенка, главное — решить для себя, что мы хотим изменить, как наши желания соотносятся с потребностями развития ребенка, как будем отслеживать происходящие изменения. Кждый из заданных родителями вопросов достоин полноценной индивидуальной психологической консультации. Сегодня во всех школах работают психологи, обращайтесь к ним или в психологическую службу лицея № 6. |
назад |