Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 2 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 10 января 2008 года

Эхо салюта

   В магазинах мишура и гирлянды. На витринах крысы — символы наступающего года, симпатичные и не очень, а еще уйма всяких сувенирчиков, свечек, шариков, всевозможных хлопушек и фейерверков...

   А я ощутил приближение Нового года, когда крупными хлопьями пошел снег. Он тихо падал с небес и по-новогоднему искрился в лучах фонарей...

   Пхло свежим снегом, зимой. И было предчувствие чего-то нового, радостного, что вот-вот и все горести, неудачи навсегда останутся там, за порогом.

   Нзадолго до Нового года с прилавков магазинов смели всю дорогостоящую пиротехнику. Часы пробили полночь, и в небе вспыхнули сотни праздничных искр. Как брызги шампанского, над городом всюду взметнулся салют.

   Кчасу ночи в небе уже был грандиозный фейерверк. Как в детстве, припал к окну. Хлопки петард, выстрелы. И вдруг сквозь весь этот грохот внутри самого себя знакомый и торжественный голос: «В столице нашей Родины городе Москве, городах-героях... в крепости-герое Бресте двадцатью артиллерийскими залпами...» И эти слова как снег на голову... Тысячи и тысячи наших солдат умирали, чтобы вот так радостно и беззаботно мы могли встречать Новый год.

   Уменя на столе тетрадь в черной ледериновой обложке. О ней я вспомнил в новогоднюю ночь. Уголки смяты, переплет растрепан. Это дневник старшего лейтенанта О. Е. Зайцева. Офицер записал историю 1202-го стрелкового полка 351-й стрелковой дивизии. Полк начали формировать в городе Чишме Башкирской АССР. Дневник я нашел случайно, перебирая старые бумаги отца. Отцу повезло, он был только тяжело контужен. Из окружения в июле 1942 года вышел всего 31 человек из целого полка. Отец оказался среди них. Он получил орден Красной Звезды. Награждали тогда мало. Красная армия отступала.

   А вот сухие строки из тетради военного времени. Ровно шестьдесят шесть лет тому назад произошли эти события.

   «19.12.1941 г. Не доезжая до Торжка, выгрузились из эшелона. Проходя мимо города, КЛЯЛИСЬ ОТОМСТИТЬ врагу за разрушенный город.

   22.12.1941 г. Командование полка выехало на разведку полосы наступления, где 23.12.1941 г. командующий 39-й армией генерал-лейтенант Масленников отдал приказ о наступлении.

   Пред выходом на фронт 19.12.1941 г. было проведено собрание партийно-комсомольского актива, где заслушан доклад комдива т. Толстопятенко. В своих решениях партийно-комсомольский актив записал: в боях с немецко-фашистскими оккупантами добиться почетного звания «гвардеец».

   25.12.1941 г. Всю ночь из немецких блиндажей и окопов доносились звуки губной гармошки, пьяные песни и смех. Немцы праздновали Рождество.

   26.12.1941 г. Морозное утро. В 8 часов 30 минут началось наше наступление. Командир полка решил первому и третьему батальонам с батареей 76-миллиметровых пушек и минометным батальоном вести наступление на деревню Елизаветино, батальону с ротой автоматчиков — на деревни Редькино и Коперяне. Первый батальон продвинулся к противнику на расстояние 800-900 метров и был встречен сильным минометным, пулеметным и оружейным огнем. Начальник штаба т. Горбань своим примером поднял бойцов. Продвинулись на 100 метров, но огонь противника снова приковал их к земле. Товарищ Горбань был ранен в лицо, выбыл командир 3-й роты т. Белань.

   Нстала холодная ночь, пошел снег. В это время второй батальон, наступавший на деревню Редькино, также ничего не добился. Понеся потери, отошел на северную опушку леса. Создалось тяжелое положение. Стали поступать раненые и обмороженные, но бойцы не отходили.

   В3 часа приехал командир дивизии, который поставил задачу: ни в коем случае подразделения не отводить с достигнутых рубежей, а с рассветом продолжить наступление».

   Прелистывая страницу за страницей, вчитываясь в каждую строку, вижу там, в далеком 1941 году, своего отца. Память хранит не рассказы его о войне, а только орден на пиджаке да медали.

   «Утром 27 декабря 1941 года в 7 часов началось снова наступление. Подтянутые орудия прямой наводкой расстреливали дзоты противника. Особенно отличился в этом бою командир орудия старший сержант Габитов, он из своего орудия разрушил шесть дзотов. В это время третий батальон зашел на южную окраину деревни Елизаветино. Девятая рота, где был политруком Зименко, первой в 14 часов 30 минут ворвалась в деревню. Началась уличная перестрелка, переходящая в штыковую схватку. В 15 часов врывается первый батальон с севера, огнем и штыком уничтожая врага...

   Тетий батальон, потеряв направление, вышел не в Шантропавловку, а в деревню Глынки, где находилась тяжелая батарея противника. Внезапное появление наших войск вызвало переполох, и немцы в панике бежали, оставив четыре 150-миллиметровые пушки, склад с боеприпасами и снаряжение.

   29.12.1941 г. 9 часов. Третий батальон, наступавший на деревню Глазуны, подошел на 700-800 метров и был вынужден залечь в снегу ввиду сильного обстрела. Так подразделения пролежали в снегу до 19 часов. Наступала ночь. Сильный мороз. Грозила опасность. Комиссар полка т. Козлов и командир т. Алексеев своим примером подняли бойцов.

   В21 час Гудково и Глазуны были заняты. При этом были захвачены четыре пушки, три автомашины.

   30.12.1941 г. Подошли наши «катюши». Началось наступление на дер. Минино. «Катюши» сделали два выстрела по деревне, и в 17 часов Минино было занято. Перепуганные фрицы босыми выскочили из деревни, бросив много лошадей и повозок с боеприпасами».

   Сраница за страницей воображение рисует землянку, красную от жара буржуйку, у двери курится морозный воздух. Последняя ночь декабря 1941 года. От тепла в землянке пахнет сырым деревом, оттаявшей землей, махоркой, на столе из снарядных ящиков гильза-светильник, чернильница-непроливашка. За столом полковой летописец. Пляшет огонь над гильзой, бегает по странице ручка с пером. Не письмо домой, а историю полка пишет солдат.

   «Утро 31.12.1941 г. Готовим наступление на дер. Дворцы и Боярниково, в 4 часа посылаем конную разведку во главе с лейтенантом Гезитиновым. В шестом часу конный взвод вернулся обратно. Доложили, что в деревне находятся немцы, а три разведчика попали в плен.

   Сржант Петухов, красноармейцы Яхин и Еникеев, находясь в окружении врага, приняли неравный бой. Они продолжали сопротивление около часа.

   Вэто время рота автоматчиков младшего лейтенанта Ивахина зашла с правой стороны деревни. Второй батальон также подошел вплотную к деревне, и немцы были захвачены врасплох. Три храбрых разведчика освобождены.

   Кмандир взвода той же роты лейтенант Бутырин с 20 автоматчиками ворвались в райцентр Луковниково и уничтожили более ста солдат и двух офицеров.

   31 декабря было уничтожено более 300 солдат и офицеров, захвачено 200 грузовых и 15 легковых автомобилей, мотоциклы, 4 дальнобойных пушки, 35 пулеметов, 2 склада с боеприпасами и много другого имущества. Так был встречен Новый год, 1942-й.

   2.01.1942 г. Преследуем разбитого противника. Вся дорога загромождена автомашинами и мотоциклами. Деревня Фролово пылает огнем. В трех километрах идет бой за другую деревню. В этот день мороз был больше тридцати.

   7.01.1942 г. Разведка донесла, что в пяти километрах в одном из населенных пунктов расположился немецкий гарнизон. Командир полка решил послать пятую роту. Бойцы незаметно для противника подошли вплотную к деревне и окружили противника. В результате боя гарнизон был уничтожен.

   13.01.1942 г. Был получен приказ повести наступление с юга на город Ржев.

   Потивник сосредоточил крупные силы и при поддержке танков перешел в контрнаступление. Ему удалось потеснить наши части и занять населенный пункт Каменское. Осколком от снаряда был ранен в бедро командир полка Отбоев.

   Вэтот день противнику удалось отрезать части 39-й армии в районе станции Черталино и мы остались в тылу врага».

   Вкниге А. М. Самсонова «Поражение вермахта под Москвой» есть следующие строки:

   «Войска Калининского фронта во второй половине января прорвались в тыл группы армий «Центр» и вышли в район западнее Сычевки и северо-западнее Вязьмы. Однако отсутствие достаточных резервов в сочетании со стремлением как можно быстрее занять Вязьму привело к тому, что командование фронта и Ставка не смогли надежно обеспечить расширение участка прорыва и фланги прорвавшихся войск. Противник этим воспользовался и 23 января ударами из района Оленина на восток и со стороны Ржева на запад перерезал коммуникации ударной группировки. Войска 29-й, 39-й армий и 11-го кавалерийского корпуса оказались в кольце окружения. С тяжелыми боями из него вырвались отдельные соединения 29-й армии, а 39-я армия и 11-й кавкорпус не смогли пробиться к главным силам фронта. Соединившись с партизанами, они вели борьбу в тылу врага до середины 1942 г.».

   Вдневнике есть записи о борьбе в тылу врага и выходе из глубокого тыла противника в ночь на 8 июля 1942 года.

   «За выдающиеся заслуги в 1942 году 361-й дивизии было присвоено звание Гвардейской. Она была переформирована и переименована в 21-ю Гвардейскую стрелковую дивизию, а сотни ее бойцов и командиров были награждены орденами и медалями. Среди награжденных был и старший лейтенант 64-го Гвардейского стрелкового полка, бывшего 1202-го О. Е. Зайцев.

   Пмять — особое состояние души народа. Фронтовики помнят радость того далекого дня: солдатское ликование, счастливые лица и первые мирные залпы салюта в небе Москвы. А победители — рано поседевшие, покалеченные, но живые. К сожалению, уже недалек тот день, когда это поколение уйдет в полном его составе, как некогда уходили солдаты в последний смертельный бой.

   Слют. Это страницы истории, гордости и славы нашего народа. А новогодний салют — наш поклон вам, солдаты столетия.

   * 12 декабря мир облетело сообщение Московского радио от Советского информбюро: «Провал немецкого плана окружения и занятия Москвы... 6 декабря 1941 года войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери».

   * К 7 января 1942 года контрнаступление, продолжавшееся 34 дня на фронте шириной до 1000 км, завершилось. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км, снята непосредственная угроза столице Советского государства, нанесено тяжелое поражение 23 пехотным, 11 танковым и 4 моторизованным дивизиям врага. На полях Подмосковья противник оставил тысячи орудий, пулеметов, автомашин, сотни танков и самолетов.

   


Страницу подготовил Виктор СУРОДИН



назад


Яндекс.Метрика