Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 241 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 19 декабря 2007 года

Малый бизнес — в законе

   С 1 января 2008 года вступает в действие федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

   Прежний Закон 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства» устарел и во многом являлся тормозом для развития малого и среднего бизнеса. Сможет ли новый закон переломить ситуацию и создать благоприятные условия для развития этого сектора экономики, обеспечить его конкуренто-способность — об этом наша беседа с председателем координационного совета Союза предпринимателей Миасса Игорем Степановым.

   — Что не устраивало вас, как предпринимателя, в старом законе?

   — В малый и средний бизнес ушла наиболее инициативная часть квалифицированных работников из ведущих отраслей экономики. Но этот потенциал не до конца реализован: 50% малого бизнеса занимается торговлей и услугами, в то время как в производственной сфере, строительстве и т. д. малое предпринимательство задействовано слабо. Причины кроются в нестабильном налоговом законодательстве, в дополнительных скрытых налоговых платежах, в высоких процентных ставках при оформлении кредита, в невозможности взять кредит без залога, несмотря на хорошую кредитную историю. Не решен вопрос аренды. В целом собственность малого бизнеса защищена плохо. В новом законе многие эти проблемы решаются.

   — Вы обратили внимание на то, что в законе 1995 года говорится лишь о малом предпринимательстве, а в новом — о малом и среднем бизнесе…

   — Эти две категории достаточно подвижны. К тому же зачастую и у малого, и у среднего бизнеса проблемы одни и те же. Я считаю, что новый закон разработан основательно, он охватывает все сферы деятельности малого и среднего предпринимательства. Здесь даны четкие критерии того, кого относить к субъектам малого и среднего предпринимательства, говорится даже о микропредприятиях с числом работников менее 15 человек. За основу этих критериев берутся численность (малые — 16-100 человек, средние — 101-250 человек), объем выручки и балансовая стоимость предприятия.

   Пичем есть оговорка: доля государственной собственности, собственности иностранных фирм, общественных организаций не должна превышать в уставном капитале таких предприятий 25%, и не больше четверти акций могут иметь иные юридические лица. Видимо, делается это во избежание диктата крупных предприятий, их влияния на деятельность малых предприятий.

   — В законе определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий. Как вы их оцениваете?

   — Пока они определены декларативно. Видимо, будут разработаны отдельные программы, выделено финансирование.

   Нвый закон дает возможность равного доступа субъектов малого и среднего бизнеса к участию в программах поддержки, в экспертизе законопроектов. И это правильно: тогда не получалось бы таких ситуаций, как сейчас с экологическими платежами. Откуда взялись такие огромные суммы?

   Она из основных целей — установление специального налогового режима, упрощенных правил ведения налоговой, бухгалтерской отчетности. Но для этого необходимо внесение поправок в другие законы. Насколько я знаю, в Думе идет работа, но как скоро они будут приняты?

   — В законе конкретно определяются формы поддержки малого и среднего бизнеса: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, переподготовка кадров, повышение квалификации.

   — Да, и в этом большой плюс закона: все четко и конкретно. Финансовая поддержка — это выделение льготных субсидий, кредитов и т. д. Имущественная поддержка предполагает передачу во владение или пользование субъектам малого или среднего бизнеса государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, нежилых помещений, оборудования, механизмов, транспортных средств и т. д. на возмездной или безвозмездной основе или на льготных условиях. Применение этой статьи на практике значительно облегчило бы положение малого бизнеса, дало бы толчок его развитию. К тому же и злоупотребить этой статьей нельзя, так как вся эта поддержка может оказываться лишь по целевому назначению: здания, имущество или механизмы и т. д. нельзя ни переуступить, ни включить в уставной капитал другого предприятия. Дали льготы — развивай свое предприятие.

   — Но может случиться так, что предприятия, чьи владельцы вхожи в высокие кабинеты, будут постоянно получать господдержку, а другие ее лишатся...

   — В законе говорится о реестре получателей господдержки: в течение определенного времени (3 года) предприятия, которые ее получили, не могут вновь обратиться за поддержкой. Хотя не исключаю, что злоупотребления все же будут. Это зависит от того, каким будет механизм оказания этой помощи. Кстати, в законе говорится и о поддержке общественных организаций малого и среднего бизнеса, к которым относится и Союз предпринимателей Миасса.

   — Кто не может рассчитывать на господдержку?

   — В законе четко оговариваются причины для отказа в предоставлении бюджетной поддержки. Ее не получат кредитные, страховые организации, инвестиционные фонды, негосударственные Пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, игорный бизнес, нерезиденты РФ. То есть те фирмы, которые не производят материальные ценности и не задействованы в оказании жизненно важных услуг населению.

   — Как вы считаете, какие первые шаги по исполнению нового закона должна сделать власть нашего муниципального округа?

   — Считаю, что в администрации округа необходимо создать отдельную структуру, занимающуюся проблемами малого и среднего бизнеса. В прежней администрации был отдел по поддержке малого предпринимательства. Не хочу сказать, что сейчас этими проблемами не занимаются, но четкости в работе нет.

   Вжный шаг — решение вопроса приостановки продажи муниципального имущества с аукциона и передачи его (на основании ст. 18 нового закона) предпринимателям, арендующим помещения более трех лет и вложившим в них свои средства. При решении администрацией, депутатами Собрания вопросов такого плана надо все-таки учитывать интересы местных предпринимателей. Должно быть также здоровое лоббирование интересов миасских предпринимателей при участии их в конкурсах и тендерах на выполнение государственного и муниципального заказов.

   Зкон вступает в силу с 1 января, с разработкой программ по поддержке малого и среднего бизнеса тянуть нельзя, к тому же непонятно, как он будет претворяться в жизнь, если бюджет уже сверстан.

   Дмаю, что администрации городского округа и Собранию депутатов надо выделить приоритетные направления, например, поддержать малый бизнес в производственной, строительной сферах, туризме и т. д.

   Ве должно быть прозрачно: отчетность, анализ результатов, динамика, как были использованы те или иные льготы, истрачены средства, выделенные в виде поддержки.

   Сйчас очень многое зависит от людей, которые управляют Миасским городским округом. Новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства — это рычаг, с помощью которого можно изменить в лучшую сторону ситуацию в этом секторе городской экономики.

   


Тамара КЛЕЩЕВА



назад


Яндекс.Метрика