Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 233 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 11 декабря 2007 года

Покупатель всегда прав?

   Внесенные в законодательство поправки расширяют возможности потребителей

   Закон «О защите прав потребителей» действует уже полтора десятка лет.

   Мжду тем мир вокруг нас меняется; претерпевают изменения и отношения между производителями товаров и услуг и их потребителями.

   12 декабря вступают в силу новые поправки к Закону «О защите прав потребителей».

   Покомментировать их мы попросили главного специалиста управления по торговле и услугам МГО Александра ОБВИНЦЕВА:

   — Внесенные в закон поправки направлены на то, чтобы в большей степени упорядочить отношения между производителями товаров и услуг и их потребителями. Причем говорить о том, что они в одностороннем порядке нацелены лишь на защиту прав потребителей, нельзя: по закону защищаются права как продавца, так и покупателя.

   Ообенно большой корректировке подверглась статья 18 Закона «О защите прав потребителей», в которой говорится о правах потребителя при обнаружении в товаре недостатков. В этом случае покупатель теперь имеет право потребовать замены приобретенного товара на товар той же марки (модели, артикула). Раньше потребителю могли заменить товар на аналогичный, то есть, например, другой модели. Кроме того, у покупателя появилось право требовать незамедлительного и безвозмездного устранения недостатков или возмещения по их устранению третьими лицами.

   Оень важное изменение: для обмена или возврата технически сложного товара (стиральной машины, пылесоса, автомобиля и т. д.) теперь не имеет значения, какой недостаток у товара — существенный или несущественный. Раньше обмену или возврату подлежал лишь товар с существенным недостатком, т. е. такой, который невозможно устранить или который при устранении недостатка требует больших затрат. Сейчас товар с любым недостатком подлежит либо обмену, либо за него вернут деньги. Но это правило действует лишь в течение 15 дней со дня покупки. После этого срока товар можно вернуть, но при определенных условиях: если недостаток действительно существенный; если нарушены сроки устранения недостатков; если товаром за время гарантийного срока не пользовались (из-за неоднократного устранения недостатков) более 30 дней.

   Ее одно послабление для тех потребителей, которые нередко становятся «жертвами» продавцов из-за незнания своих прав: сейчас срок устранения недостатков не должен превышать 45 дней, и никакие ссылки на сложность ремонта, отсутствие запчастей не должны беспокоить потребителя — это проблема продавца. До введения поправок в договоре продавец мог установить срок устранения недостатка 90, а то и 120 дней (представьте себе — четыре месяца без холодильника), сейчас эта лазейка перекрыта. Кроме того, продавец обязан письменно фиксировать дату обращения покупателя и дату устранения недостатка, указать перечень запчастей, использованных при устранении недостатка.

   Нредко для установления истины требуется проведение экспертизы. До введения поправок ее, как правило, заказывал продавец, а покупателю лишь сообщались результаты. По новому законодательству потребитель имеет право присутствовать на экспертизе, тем самым увеличивая степень ее достоверности.

   Весены изменения в статьи, в которых говорится об оплате услуги или товара, за которые сделана предоплата. Например, потребитель заказал кухонный гарнитур, внес предоплату. Исполнитель услуги обещал выполнить заказ через две недели; проходит месяц, второй — мебели нет. Прокрутив деньги покупателя, продавец мог со спокойной совестью их вернуть, заявив, что выполнить заказ не получится. Теперь это чревато для него последствиями: за каждый просроченный день насчитывается пеня в размере полпроцента от суммы предварительной оплаты товара, но не более уплаченной покупателем суммы.

   Взакон внесены более мелкие поправки, которые касаются, например, содержания в товаре генно-модифицированных организмов; указания точного адреса изготовителя, уполномоченной организации, импортера и т. д.

   Аналогичные изменения внесены и в статьи Гражданского кодекса, регулирующие отношения между продавцом и покупателем.

   КСТАТИ

   * За 2007 год в управление по торговле и услугам с письменными заявлениями с просьбой об оказании помощи в защите прав потребителей обратились более 900 человек.

   * По телефону дано более 2,5 тысячи консультаций.

   


Тамара КЛЕЩЕВА



назад


Яндекс.Метрика