свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
220 | ||||
Четверг, 22 ноября 2007 года | ||||
Что в имени твоем, Миасс? Всегда красив Вякий раз, поднимаясь на хребет, что отделяет старую часть города от Ильменского озера, иду к каменистому выступу, чтобы присесть и не торопясь всмотреться в кварталы, улицы, строения. Как ни странно, отсюда, со склона, старый Миасс всегда красив и наряден. Расстояние сглаживает полуразрушенные здания в центре старой части, следы пожарищ, выбитые окна в бесхозных домах, заросшие репьем пустыри, свалки. В дымке теряются кучи дров и всякого хлама, что накопился на улицах окраин почти возле каждого дома. С горы нарядно выглядят обновленные купола и кресты уцелевшей в годы атеизма Свято-Троицкой церкви. Притягивает взгляд новый собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Блестит, отражая солнечный лучик, полумесяц мусульманского минарета. Приметны светлые многоэтажки, строящиеся сверхмодные коттеджи, блестящие крыши особняков. Пруд же потерял свою былую красоту. Здесь более десятка лет мутила воду, добывая золото, драга. Теперь из воды торчат кучи отвалов и с высоты птичьего полета водоем «с ячейками» больше похож на рисовое поле. Вервые на этом каменистом выступе Чашковки я оказался вместе с отцом. Отец оперся ногой о щербатый камень. — Ну, сын, найди, где наш дом? Ядолго искал глазами знакомый ручей в переулке, а в стороне от него на одной из улиц свой дом. Вдруг резкий паровозный гудок. Мы разом вздрогнули. Так близко оказался звук. Там, внизу, у церкви, появился мотовоз с вагончиками. Он медленно въезжал в улицу. Протащив небольшой состав вдоль домов, мотовоз остановился и запыхтел у дощатого навеса конечной остановки. — Рабочих после смены с новостройки привез, с автозавода, — пояснил отец изумившее меня появление в улице поезда. Пзднее с друзьями мы не раз прибегали на этот каменистый выступ посмотреть, не ползет ли по улице пассажирский состав. Но он больше не появлялся. Зато свысока можно было часами наблюдать за работой башенного крана возле этажей первой школы. Вернувшись из армии, я долго стоял на этом месте, удивляясь, как за два года изменился мой старый город. Спустя годы мы приводили сюда своих детей, чтобы показать им, где наш дом, где детский сад, где их будущая школа. Нш старый город, до боли родной и знакомый, два с лишним века стоишь ты на берегах некогда полноводной, а сегодня жалкой, с мусорными берегами реки, разделившей с тобой свое имя. Оседлые поселенцы Зесь, на горе, откуда город как на ладони, вдруг приходит осознание того, что место это у реки было облюбовано людьми издревле. И в миг этот неудержимо хочется заглянуть в прошлое не на сто, двести лет, а гораздо глубже. Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа — чуди белоглазой, представители которого, по преданиям, обитали когда-то на Урале. После таинственного его исчезновения до сих пор в Пермской, Свердловской, Челябинской и Курганской областях живы легенды о курганах и городищах, подземных пещерах, ходах, оставленных чудью. Но все это не подтвержденные сказы и предания. Смые же древние следы жизни первобытных людей при археологических раскопках были обнаружены вблизи озер Чертаныш и Миассово (V-III тысячелетие до нашей эры). Сдревних времен племена кочевников на протяжении веков бродили со своими стадами вдоль горных хребтов. Так было до начала русской колонизации Южного Урала. Основными оседлыми поселенцами нашего края историки считают исетских казаков, защищавших веру, царя и Отечество. От Исети они пробирались к нижнему течению рек Синары, Течи, Миасса. На берегах появлялись селения, остроги, монастыри. Во второй половине ХVII века в нижнем течении нашей реки строятся Усть-Миасская слобода, затем Средне-Миасская и у впадения реки Чумляк в Миасс — Верхне-Миасская. И только больше полувека спустя вблизи нынешнего Миасса возникли первые русские укрепления: Чебаркульская, Кундравинская и Уйская слободы. Нш город ведет свой отсчет с 1773 года. Назывался он Петропавловско-Миасский завод. Строительство церкви Петра и Павла началось в 1808 году на площади недалеко от заводской плотины на месте деревянной часовни. Болото топонимики Рка и город носят одно имя. Откуда взялось загадочное слово «Миасс»? Ивестный наш краевед Василий Владимирович Морозов в книге «Город в Золотой долине» пишет: «...Река начинается в топких болотистых местах в районе Учалов (абсолютно неверное утверждение — авт.). Старотюркские словари и современная киргизская и башкирская грамматики подтверждают древнее толкование слова: «мий» — топь, топкое место, «асс» — указатель малой степени, т. е. «малая топь». В киргизском языке «мий» также означает вязкое, глинистое место. Институт языкознания Академии наук СССР считает, что название реки мансийского происхождения — от слова «мил-ясс», означающего «глубоководное русло реки». Некоторые ученые выводят это слово из башкирского предлога «ми» — «возьми» и мансийского «ас» — «вода» и дают такое толкование топонима: «на, возьми, пей воду». Н как увязать эти гидронимы с тем, что есть горы Большой Миасс и Малый Миасс к северу от поселка Магнитка вблизи Златоуста? Вместе они образуют группу Миасских гор. Очевидно, что названия гор и реки не могли возникнуть независимо друг от друга, даже при том, что Миасские горы находятся очень далеко от истока реки, в 80 километрах. Тут надлежит уточнить, что наша река начинается не в Миасских горах и не в топких болотистых местах в районе Учалов, а сбегает непересыхающим хрустальным ручейком с юго-западного склона Нурали. Духовный фундамент Н Урале есть еще одна река с точно таким же названием — Миасс. Но это уже в Свердловской области, в бассейне реки Сылвы. А на юге, в Тюменской области, в Нижнетавдинском районе, протекает речка Мияссы. Автор книги «Вершины Каменного пояса» А. Матвеев утверждает: «Миасс» — распространенный термин, обозначающий нечто важное». У С. Стрельникова: «Миасс — слово древнее, оно отмечено уже в источнике 1610 года». Версия краеведа Н. Шувалова гласит: «Очень древнее, дотюркское, оно осталось от некогда живших в наших краях народов. Сходные названия встречаются в бассейне Оби и Иртыша у древнейшего народа — кетов». Очень древнее, дотюркское… Выходит, этот распространенный в топонимии термин, по сути своей, отмечает нечто особо значимое, важное. Лди, приходя на новые места, попадают в своего рода невесомость — отсутствие ориентиров в жизненном пространстве. С переселенцами на Урал такого не случилось. Кто-то дал горам, рекам, озерам, урочищам, курганам поразительно точные названия. В них словно был заложен потаенный духовный фундамент, который еще пока не материализовался. Но что же в имени твоем, Миасс? Миасинская долина Н будем опровергать предположения и выводы ученых Академии наук СССР про малую топь или глубоководное русло реки. Просто есть желание поделиться с тобой, читатель, тем, что однажды удалось прочесть, что взволновало и что требует немалых поисков для подтверждения еще одной догадки о названиях реки и нашего города. Вот эти строки: «Месяц сентябрь. 1 день. Мiасинская. Сiя св. икона при императоре Льве Исаврянине взята была иконоборцами изъ Мiасинской обители и ввержена в глубину озера, въ которомъ по возстановленiи иконопочитанiя, по прошествии многихъ лет, въ 856 г., в царствованiе Михаила и Федоры, обретена была невредимою на поверхности воды. В память сего явленiя и обретенiя установлено церковью торжество». Напечатаны эти строки в сборнике изображений явленных и чудотворных икон Пресвятой Богородицы, в православной церкви прославляемых. Книга была оттиснута в Москве в 1866 году, издание книгопродавца Манухина. По сей день ежегодно 14 сентября православная церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители в память обретения Ее иконы. Слово «Миас» уже в то время, в начале первого тысячелетия, звучало в прекрасной Миасинской долине, окруженной высокими холмами, защищавшими ее от сильных ветров. Красоту этой долины довершала небольшая, но чистая и быстрая река Азорос, или иначе Азур. Масинская обитель, Миасинская долина, река Азур — где это? Где это было? После поисков выяснилось: в Малой Азии. Здесь в первые века христианства существовало великое государство Армения. Миасинская обитель получила свое название по местечку Миасины, расположенному вблизи нынешнего турецкого города Малатьи, в прошлом Мелетина. Историки утверждают, что там издревле находился культовый центр, который почитался еще у легендарных хеттов. ВIV веке здесь, на месте языческого капища, построил епископ мелетинский святой Акакий церковь во имя Пречистой Богородицы. Главной святыней ее была чудотворная икона. Вот как далеко во времени и в пространстве земном увело нас название «Миасс»! Оно и привело к встрече с чудотворной иконой Божьей Матери Миасинской. Когда и кем написана икона и где находится сейчас? Дошла до нас весть, что на святой горе Афон старцы хранят копию чудотворной. И по сей день она чтима в народе как икона покаяния. Понимания мира Рсшифровывая географические названия, люди нередко современное им миропонимание переносят и на далеких предков. Историки же утверждают, что в прежние времена именование рек, гор было составной частью духовного творчества, духовного понимания мира. Топонимия теснейшим образом связана с религией, с историей народов. Н если учесть, как в нашей стране велась борьба с религиозными убеждениями, как крушили церкви и притесняли верующих, как напрочь в литературе и языкознании отвергалось все связанное с православием, то можно понять ученых Академии наук СССР, нашедших в слове «Миасс» тюркский предлог «ми» — «возьми» (пей) и почему-то мансийское «ас» — «вода». Пей, россиянин, все что угодно, хоть из болота, «из малой топи», и забудь о религиозных предрассудках. Кого же не убедит этот фактический материал о причастности наименования «Миасс» к всеобъемлющему и важному в прошлом понятию, то, может быть, появление подобного названия во Франции он не посчитает случайным? Там, в Пиренеях, существует двойник — населенный пункт Мийас. А наш город вслед за рекой рванул дорогами, кварталами жилых домов на север, расстраивается, хорошеет. Живет своими буднями, не задумываясь, что в имени его. По-прежнему остается загадкой происхождение названия «Миасс». Только домыслы и предположения. Но сегодня уже известно, что имени его созвучны древнейшие духовные ценности многих народов. Вдетской книжке про капитана Врунгеля есть хорошие слова: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет… «Победа» или «Беда». А нам, горожанам, что душе ближе: «Тина» или «Чистота»?
Страницу подготовили Ольга и Виктор СУРОДИНЫ
|
назад |