Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 217 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 17 ноября 2007 года

Это наша с тобой биография...

   Дни рождения есть у всех: у звезд и планет, у космических кораблей и подводных лодок, у газет и журналов, у предприятий и организаций. И у городов, конечно, тоже.О чем мы думаем, о чем вспоминаем в этот день? О том, что было. О событиях, которые произошли на наших глазах. О людях, с которыми довелось повстречаться. Только каждый вспоминает что-то свое. То, что оставило в памяти яркий след — радостный или горестный… В день рождения Миасса горожане рассказывают о любимом городе.

   Виктор Усольцев, пенсионер:

   — Что лично я помню о Миассе? Танцплощадку на воде в городском саду. Клуб МНЗ, где часто выступали приезжие артисты, например сестры Шмелевы, которые в фильме «Карнавальная ночь» пели песню «Ах, Таня, Таня, Танечка». Первый автобус — синего цвета «гармошка» — в старый город пошел в начале 50-х годов, до этого до автозавода добирались на мотовозе. Вернее, он уже был паровозом, но его называли так по привычке с военных времен. Вообще транспорта было мало. Чтобы добраться до станицы Уйской, где у меня жила бабушка, приходилось ловить попутку: ЗИС-5 возили зерно из Уйска на элеватор, обратно шли порожняком, вот их-то мы и останавливали. Ехали долго, часов пять, не меньше: уж очень дорога была плохая, яма на яме.

   Пмню, что на площади в старом городе стояла деревянная трибуна прямо перед памятником Ленину. Здесь проходили все праздничные шествия, так как именно старая часть считалась в то время центром Миасса, и все руководство находилось тут. Рабочие с автозавода и машгородка приезжали на автобусах, чтобы участвовать в демонстрациях.

   Вера СКРЯБИНА, специалист Миасского отдела управления Федеральной регистрационной службы:

   — В год 40-летия Победы в ночь с 8 на 9 мая миасские бегуны несли в город факел, зажженный от Вечного огня на Комсомольской площади в Челябинске. Среди них была и я. Факел был один, нас — более тридцати в возрасте от 20 до 70 с лишним лет. Начали эстафету ровно в полночь из областного центра, бежали по очереди пятерками — женщины по пять километров, мужчины по 10. Все остальные ехали в это время в автобусе. Ночь была теплая, ясная, сухая. Пробег сопровождали машина «Скорой помощи», ГАИ и бронетранспортер. Так как факел был достаточно тяжелым, его везли на бронетранспортере, и только перед поворотом с трассы на Миасс мы стали передавать его из рук в руки. К памятнику Скорбящей матери прибыли как раз к началу митинга. Народу было очень много, как всегда на 9 Мая. Перед нашей командой (а тут мы уже бежали всем составом) люди расступились, образовав широкий коридор. Один из наших мужчин, не помню точно, кто именно, поднес факел к трубке, и в тот же миг вспыхнул в Миассе Вечный огонь.

   Анна Ластовецкая, жительница поселка Тургояк:

   — Мне не было и 17-ти, когда началась война. Нас, школьников, отправили на уборочную в село Темир складывать снопы на телегу. В конце августа вернулись в Тургояк, пришли в школу, а там все парты заняты эвакуированными ребятами из Москвы. Мы пошли работать на автомобильный завод, которого еще и не было, он только строился. Трудились по 12 часов в день, четыре часа занимала дорога до села и обратно. Потом стали работать через сутки. 24 часа на работе, полчасика на обед. Если отключали энергию, то можно было отдохнуть подольше. Молодые были, хоть и уставали, но несильно. Только вот есть всегда хотелось. По талонам, которые выдавали на работе, ходили в столовую, ели перловку, суп. Из дома приносили картошку, мне мама иногда лепешки пекла, а бабушка наливала чекушечку молока. Я делала на станке коробки скоростей, очень старалась. Так как оба моих дяди ушли на фронт водителями, я боялась, что, если сделаю что-то не так, с ними может что-нибудь случиться.

   Вцехах было очень холодно. Чтобы согреться, наливали в тазы масло, поджигали его и грелись, как будто у костра. Часто пели. Отключат ток — собьемся в кучку, головы соединим и поем. В машину сядем — снова поем. Пойдем зарплату получать, а денег мало дают, больше облигации. Понимали: стране надо помогать воевать и отстраиваться.

   Валентина Ладушкина, директор ДЮЦ «Надежда»:

   — Наша семья прибыла в Миасс с Алтая. Я окончила школу № 28, поступила в педучилище, которое располагалось в Симоновском особняке. Любимым местом отдыха молодежи был парк на берегу пруда. Огромные, пышные кроны деревьев, а под ними — деревянные скамеечки. Здесь же в парке была танцплощадка, куда мы тоже с удовольствием бегали.

   Чсто ходили в Городской Дом культуры то на танцы, то на концерт. Летом брали лодки на лодочной станции, что на улице Свердлова, и катались по пруду. Он в то время был гладкий-гладкий, с чистой поверхностью. Зимой на пруду заливали каток, играла музыка, горели фонари, и мы с подружками в спортивных костюмах «зажигали» на льду.

   ... Жили мы на улице Световой. Все ребята крепко дружили между собой, никто никого не обижал. Вместе расчистили себе площадку на остановке «Техучилище», где-то раздобыли волейбольную сетку и играли летом до полуночи.

   Оень любила и люблю свой город. Многое, конечно, изменилось, но, невзирая на трудности, он живет и развивается. Лучше его нет. Когда сын служил в армии, посылала ему фотографии Миасса и его окрестностей, чтобы не забывал родину...

   Наталья Белоусова, руководитель театра кукол «Вместе»:

   — Я училась в школе № 6, а 25-ую тогда только начали строить и строили очень долго. Нам, детям, этот долгострой очень нравился, потому что мы играли там в казаки-разбойники. В магазине по проспекту Чернышевского, 1 («Первый гастроном») тогда продавалось абсолютно все: пуговицы, куклы, тряпки и всякая мелочь. По пути из школы мы с подружками обязательно заходили в магазин, пристраивались в конец большой очереди и вместе с ней медленно и неуклонно двигались к прилавку, внимательно разглядывая витрины с товаром. Доходили до продавца, разворачивались и снова вставали в очередь... Стадион в те годы был на месте школы № 9. Я ходила на каток, но так как туго завязать шнурки не могла, мне их затягивал папа, после чего я гордо шествовала в них до стадиона, держа в руках валенки. Однажды вернулась с катка без шубы — забыла ее на бордюре. Самое интересное, что мама ничего не заметила, и только утром, когда пришла пора собираться в школу, пропажа обнаружилась. На меня натянули папину летную куртку, рукава которой свисали аж до самого пола, и отправили на занятия. Мама же пошла на стадион, где и обнаружила мою шубку в целости и сохранности.

   ...Помню огромную ледяную горку, которую каждый год строили на месте нынешнего электромеханического техникума. Сама я не каталась, маленькая была, но с каким удовольствием съезжали с горы взрослые на коровьих шкурах!..

   ...Любила День пионерии: вся дружина красивыми колоннами шла и кричала речевки. Куда мы шли, теперь и не помню, но было здорово. В школе пропадали до позднего вечера — ставили литературные композиции, рисовали, занимались в секциях. Помню, как в историческом кружке делали кирпичики из папье-маше, потом терли на терке старые газеты, смешивали с клейстером и мазали этой массой кирпичики. Получалось очень красиво, как мрамор!

   Навились факельные шествия по машгородку. Один такой факел у меня до сих пор дома хранится.

   ...Вспоминаются витрины в продовольственных магазинах: конфеты были уложены горками, кончики фантиков пышно расправлены. Горы из пачек масла и маргарина продавцы украшали бумажными цветочками. А мы скупали брикеты сухого киселя и с таким аппетитом его жевали!..

   Юлия ВАВУЛИНА, преподаватель:

   — Мое детство прошло в машгородке. Помню, как по утрам во двор приходили молочники и громко кричали: «Мо-ло-ко-о-о-о!», а позже подъезжала мусорная машина. Она останавливалась прямо у специально сваренной железной стойки. Каждый житель поднимался на стойку и вытряхивал мусор в кузов. Очереди из желающих выкинуть мусор были огромные.

   В дворах стояли оцинкованные столы, за которыми мужчины резались в домино. А мы, ребята, занимаясь своими делами, внимательно следили, когда они уйдут, чтобы быстро занять освободившиеся места и начать играть в «камушки».

   ...Очень долго ждали с подружками, когда же пойдет первый троллейбус, а его пуск все откладывали и откладывали. И вот этот день настал. Мы специально ушли на целую остановку дальше той, где жили, прокатились до Лепешковой, а обратно шли пешком.

   


Страницу подготовила Наталья КОРЧАГИНА.

   Фто Петра ИВАНОВА, из архива ГРЦ и семейного архива Марины БЕЗРУЧЕНКО



назад


Яндекс.Метрика