Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 200 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 24 октября 2007 года

День учителя в заповеднике

   Де недели в Миассе стоят ясные, без единого облачка, солнечные дни. Ох, Пушкин! И не надо бы повторять (затаскано!), а не удержаться — так метко, на века: «…очей очарованье». Очень сухо: чуть поблекло золото осени, но «прощальная краса» волнует, манит. Соблазнился, поднялся на Ильменские горы, на перевал, на тот, что напротив машгородка.

   Вдывал здесь разное: отдельных любителей высоты, небольшие группы и побольше… В этот раз, 6 октября, на вершине царило какое-то нашествие. Три группы школьников человек по двадцать под руководством учителей захватили территорию заповедника. Крики, визг, удары топора и костры. Это неприятно поразило меня. Когда-то, лет сорок назад, я снимал кино (любительское) об этих местах, проникся уважением к геологам, к их романтике и вере в необходимость заповедника.

   Пмять прошлого толкнула к действию, и я, набравшись нахальства, подошел к первому костру: «Вы знаете, что здесь заповедник?» — «Это же граница…» — неловко попытался оправдаться один из учителей и умолк. «Почему же такой шум?» — «Так дети же!» — «А костер-то зачем! Кругом сушь, трава как порох…» Не приняли упрека. Более того, самоуверенный любитель костра съязвил: «Вы никогда не разжигали костра?» — «В заповеднике никогда».

   Иу второго костра меня приняли без удовольствия. В третьей группе учителей оказалось больше, чем школьников. Издавна используемые кострища были заняты, и они развели огонь среди кустов, высокой травы. Я опять за свое: «Знаете, что здесь заповедник?» Смутились: «Да вот решили отметить День учителя…» Оправдались! Отошел и почти явно слышу: «Откуда он, чудик, свалился?»

   Кутой спуск отвлек от огорчений, спустился — горькие размышления разгорелись с новой силой. Что, собственно, случилось? Идет необратимый процесс освоения заповедника горожанами. Привычно уже, а не успокаивает. Ладно бы это были подростки или ярые любители экзотики, что с них взять? Учителя (!) специально организованно привели учеников — нет, не приобщиться к Природе, не понаблюдать заповедное! — отдохнуть, поиграть, позабавиться у костра. Влечет нестандартная обстановка? В школе, должно быть, они рассказывают о мировой сокровищнице… и тут же забывают. Невелик грех посещения, а людям — радость? Устали от серости будней? А учителя ведь тоже люди, и им хочется прикоснуться к земному. Как ни крути, есть, надеюсь, у любого учителя заветная цель: научить ученика верно чувствовать и понимать нравственную границу между должным и недопустимым на конкретных примерах поведения. Сложно понять и объяснить суть заповедного, как и святого, но хотя бы элементарно-то все же надо хотеть и уметь.

   Яне против посещения заповедника. Художник В. Зотеев рассказывал, что в 50-е годы был туристский маршрут по Ильменским горам. И он сам водил группы как на экскурсию. Он любил, умел и учил наблюдать Природу. Шли, не отклоняясь от тропы, тихо. Знак рукой: «Чу! Здесь может быть лось…» И не надо унимать шибко шумливых, тем более после десятка километров пути по горам.

   …Костры. Было у меня немало походов и костров, но не припомню костра без нужды, только ради забавы, созерцания пламени. Всегда находились дела поважнее, попривлекательнее. Опасен огонь. Сегодня учитель научил ученика чиркать спичкой, а завтра он идет в лес разжигать свои костры. Без огня в самом широком смысле жизнь будничная, серая. Научиться бы обладать огнем без утери чувства меры, нравственности.

   Чо же царапнуло по душе, разуму более всего? Бездумное разрушение общественного, народного достояния. Все по-своему разрушают, воруют — не оправдание. Чем больше людей воруют, поступают безнравственно, уступая совести, пусть по пустякам, тем необратимее деградация народа.

   Тудно, неприятно оценивать свои промахи, а надо. Надо думать.

   


А. УШКОВ.



назад


Яндекс.Метрика