свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
188 | ||||
Суббота, 6 октября 2007 года | ||||
Стиль жизни у нас такой! Педагог Дамир Байбурин работает по принципу: «Делай свое дело честно, и награда тебя найдет» Физик, астроном, физрук, преподаватель информатики, тренер по туризму и баскетболу, бард, фотограф… Это не описание педагогического коллектива. Это все про одного человека — преподавателя школы № 11 Дамира БАЙБУРИНА, единственного мужчину в списке миасских педагогов, получивших нынче президентский грант. — Дамир Фридович, как вы стали учителем? — Мне было на кого равняться: учился в школе № 44 у народного учителя СССР Геннадия Грицая. За компанию с друзьями поехал в ЧПИ. Поступил только я. Учеба не прельстила — железки, тракторы, танки, а потому после армии отправился в педагогический институт. Это было мое, жизнь закрутилась — и общественная, и спортивная. Пришел в школу № 11 в 1991 году, так что учительский стаж у меня ни много ни мало — 16 лет. Преподавал физику, начальную военную подготовку, информатику, астрономию. А так как я еще и спортсмен (кандидат в мастера спорта по спортивному туризму, разрядник по легкой атлетике), то начал вести физкультуру, секцию баскетбола…. Вт я и говорю: в школе не соскучишься. Это особый образ жизни, особая энергетика. — В городе вас больше знают как туриста… — Года через три после начала моей работы в городе появился детско-юношеский центр туризма и краеведения, меня пригласили работать туда. Кружок туризма поначалу был просто для общения, потому что в походах возникают совсем другие отношения, более раскрепощенные. Со временем перешли на спортивный туризм. Сейчас готовятся неплохие спортсмены, есть шесть кандидатов в мастера спорта. Ездили на чемпионаты России, на российские слеты. В 2001 году в Кемерово стали вторыми среди 44 команд. Девять раз выигрывали городской туристический слет, 11 раз становились победителями Кубка туристских кружков. Нынче ездили в Псков в составе сборной, заняли 6 место среди 29 команд. — Какими преимуществами обладает учитель-мужчина? Будь их в школе побольше, может, сама собой решилась бы проблема трудных подростков… — А что, разве мало трудных родителей? Ребенок становится проблемным, если у него родители проблемные. Если родители нормальные, то и ребенок будет нормальным. А вообще мужчина и женщина — это два разных существа. По крайней мере, мужчина не так отягощен проблемами своей семьи, а потому больше увлечен работой, больше открыт для общения. Не боится технических трудностей. Ремонт сделать в классе — самая мужская работа: летом за две недели положил линолеум, покрасил двери, вместе с женой обтянули 42 стула… — Кстати, как живется семье, в которой оба супруга школьные учителя? — Судите сами: я ухожу в школу в 8 утра, возвращаюсь в 7 вечера, посмотрю футбол, в 12 ночи сажусь готовить уроки, а к восьми опять на работу. Жена примерно так же живет. Для нас такой образ жизни привычный, нормальный. Работаем в разных школах, и дети, кстати, тоже учатся в другой школе. Думаю, что так и должно быть. Жена — это не коллега по работе. И если я вижу ее дома, в походе, на слете и еще в школе будем постоянно общаться — это уже перебор! Дети учатся на общих принципах, как обычные, не учительские дети. Они никогда не побегут к папе-маме жаловаться. Им не будут завышать оценки. …Все стремятся отнести нас к категории «крутых туристов». Это не так. Просто стиль жизни у нас такой! На Ильменку младшего сына взяли, когда ему еще и года не было. А с ночевкой всей семьей пошли, когда Руслану два года исполнилось. В этом году вместе в Псков ездили на российские соревнования. Жна, кстати, очень много мне помогает. Грант — это на 80 процентов ее работа. По крайней мере, все документы готовила она. Я просто работал и добился неплохих результатов: есть призеры областных соревнований по физике, по астрономии, есть многократные чемпионы области по туризму. — Каким должен быть современный учитель? — Мобильным — в том смысле, что должен много успевать, отказываться от устаревших канонов обучения, быстро перестраиваться. — На ваш взгляд, что важнее в учителе — высокий профессионализм или человеческие качества? — Тут надо уточнить, какое слово мы берем за основу — «учитель» или «преподаватель». Преподаватель спросил домашнее задание, выдал материал, провел опыты, закрепил новые знания и ушел. Учитель — понятие более широкое. Он работает и над культурным развитием ребенка, и за воспитание отвечает. Если у учителя состоявшееся мировоззрение, то его ученикам повезло, потому что дети скопируют его отношение к жизни, к делу. Любой ребенок реагирует в первую очередь на человеческое отношение к себе. А что касается знаний… В 10-11 классе встречаются дети, которым нужны только хорошие знания. Понятно, что если учитель незаметно для них учит еще чему-то, тем лучше для них. — За те 16 лет, что вы преподаете, ученики заметно изменились? — Никак они не меняются, такие же хорошие, как и раньше. Из них можно слепить что угодно. Правда, наше поколение было скромнее. Спрашиваю ребенка в классе: «Скромность — это положительное или отрицательное качество?» Он отвечает: «Отрицательное. Человек не должен быть скромным, потому что тогда он ничего не добьется в жизни». Я же считаю, что скромность у человека должна быть обязательно, а презентуют его результаты конкретных дел. — Решили уже, как потратите президентские деньги? — Купим гараж. Вообще я о деньгах думаю в последнюю очередь. Когда они нужны, тогда думаю. Сегодня многие учителя нуждаются в грантах. Спрашиваю как-то бывшего выпускника: «Сколько отпускных получил?» — «69 тысяч!» Не завидую, но когда видишь житье-бытье учительское... Сам я живу по принципу: «Делай свое дело честно, и все к тебе придет: награды, почет и уважение». Хорошо, что сейчас грамоты еще и деньгами подкрепляют. Спасибо за это!
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |