Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 186 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 4 октября 2007 года

Воспитание лесом

   26 лет в школе № 53 учат не только любить, но и защищать природу

   — В наших краях трудно не стать другом и защитником леса, — такими словами преподаватель Флюра Ветлина открыла празднование Дня леса. Не во всех учебных заведениях отмечают этот день, а в новоандреевской школе его заслуженно считают своим. Почему? Да потому что пока только здесь есть школьное лесничество.

   Солько людей — столько у них и разных интересов. 25 ребят из школы № 53 нашли свой интерес... в лесу. Именно лес научил их зарабатывать деньги, дал возможность почувствовать вкус победы, ощутить радость освоения новых знаний и умений.

   Пть лет назад школьное лесничество после долгого перерыва возобновило свою работу. Юные лесоводы помогали новоандреевскому лесничеству в посадке леса и уходе за ним, проводили экологические акции по очистке побережий Тургояка и Инышко, собирали шишки и лекарственные травы, занимались научно-исследовательской работой.

   Кедровые розы

   Н одно дело — трудиться втихомолку, для себя, и совсем другое — показать все, что умеешь, за пределами села. Начиная с 2005 года «Кедр» (так называется школьное лесничество) трижды оказывался победителем областного слета юных лесоводов на Крутиках, а нынче заслужил право представлять Челябинскую область в Ханты-Мансийске.

   Рководитель школьного лесничества Флюра Ветлина:

   — Это открытый окружной конкурс, в котором участвуют победители школьных лесничеств ХМАО и приглашенные из других областей — Омской, Курганской, Свердловской, Челябинской. Многие наши ребята впервые выехали за пределы села. В поезде усиленно штудировали справочники и энциклопедии, искали ответы на возможные вопросы, репетировали визитку, пели. Ханты-Мансийск встретил неприветливо — дождями, ветрами. Но сам город удивительный! Современный, с оригинальной архитектурой, расположен на семи холмах. До места дислокации добирались по деревянной лестнице длиной в... 206 ступенек.

   ...Палаточный лагерь расположился в национальном парке «Самарский Чугас», сплошь состоящем из кедров. В мобильниках ребят остались на память фотографии целых беличьих стаек. А кедровые шишки вмиг пристроили в дело — вставили в них прутики и смастерили кедровые розы на конкурс поделок из природного материала.

   Масцы заняли четвертое место. Что запомнилось им на конкурсе?

   Зур Нифталиев, капитан команды:

   — Больше всего понравилось многоборье. Участвовала вся команда, потому что там есть задания для ботаников, дендрологов, лесоводов... Выполнить их надо было за 3-4 минуты. Мы стали пятыми.

   Мша Балакина:

   — Мне тоже понравилось многоборье. Я дендролог, определяла названия деревьев по листьям гербария и заняла шестое место. В конкурсе визиток, где выступления оценивали не только жюри, но и все команды, мы стали третьими. Не уверена, что в дальнейшем мое увлечение станет профессией, но заниматься в лесничестве нравится. Раньше про лес не знала ничего, теперь могу много рассказать про растения, про животных...

   Нкита Липин:

   — У меня третье место в конкурсе эрудитов. Вопросы задавали из любых областей, и отвечать надо было быстро. Из 19 человек на третий этап перешли только четверо.

   Мша Ершов:

   — Я энтомолог. за пять минут надо было определить 15 насекомых. Я сумел узнать 14 и занял первое место.

   Юя Шарафутдинова:

   — Я ботаник, а потому определяла растения — сначала по гербарию, а на этапах в многоборье вживую. Так, конечно, легче, потому что можно понюхать, рассмотреть, какие листья. Вечерами собирались у костра, пели песни...

   Ключ к будущему

   Ушкольного лесничества два руководителя: бывший выпускник школы, главный специалист управления по экологии и природопользованию Евгений Кудряков, который ведет специальные дисциплины, и преподаватель русского языка Флюра Ветлина. В ее обязанности входят организация теоретических и практических занятий, подготовка к конкурсам, курирование научно-исследовательских работ учащихся.

   Ннешней весной работа Жени Симоновой «Перспективы развития экотуризма в окрестностях села Новоандреевка» вышла в финал Всероссийского конкурса «Подрост». И хотя призового места талантливая девочка не заняла, Флюра Ашрафовна уверена: участие в конкурсах такого ранга — ключ к будущему, ведь победители получили гранты и право поступления на бюджет. Но Женя Симонова и без льгот сумела поступить в Свердловскую академию.

   — Работа в лесничестве открывает для детей другие горизонты, — считает педагог. — К формированию команды я никогда не подхожу с точки зрения успеваемости. Любому ребенку надо дать шанс хотя бы в чем-то почувствовать себя успешным, и тогда он сохранит в себе ощущение этой успешности.

   Дать ребенку дело жизни

   ...Проблемы у школьного лесничества есть. Как завлечь к себе ребят? Ведь заработки в лесничестве невелики: в прошлом году весной они получали по 50 рублей в день. Нет своего помещения, а снаряжения, которое вручают ребятам на конкурсах, накопилось достаточно много. Где хранить палатки, спальники, пенки?..

   Рководители надеются решить эти проблемы с помощью своих друзей.

   Дректор управления по экологии и природопользованию Алексей Лепешков:

   — Второй год в бюджет управления по экологии закладываются средства на поддержание школьных лесничеств. Сейчас у нас только одно лесничество в сельской школе, но планируем создать еще и городское. А пока помогаем ребятам с посадочным материалом, наш специалист Евгений Кудряков занимается с ребятами, ведет факультатив «Лес и человек».

   Дректор Миасского лесхоза Игорь Лушников:

   — Провожая ребят в Ханты-Мансийск, мы обеспечили их билетами, закупили спальные мешки и туристические коврики. Почему мы поддерживаем детей? Человек, который связан с лесом, никогда не будет мусорить, не сломает дерево, то есть у него формируется определенный склад характера. Это, по сути, то же самое патриотическое воспитание, которое складывается не из громких слов, а из конкретных дел. Сейчас они высаживают деревья, пропалывают тяпкой траву вокруг них, результата работы пока не видно, а лет через пять в тех местах такие рощи поднимутся!.. Детям надо дать дело, которое, возможно, станет делом их жизни.

   Подарим к юбилею... рощу

   Гд назад в честь 25-летия детского лесничества у школы был разбит дендрарий, в котором ребята высадили 25 голубых елей, кедров и дубов. Теперь у юных лесоводов новая идея: отметить наступающий юбилей учебного заведения проведением операции «К 125-летию школы — 125 деревьев».

   Нчало операции уже положено: в День работников леса в дендрарии появились 12 остролистных кленов.

   Дректор школы № 53 Виктор Зулкарнеев:

   — За пять лет ребята сделали немало хорошего. Зарабатывая в новоандреевском лесничестве на посадках лесных культур, они дарят школе подарки: половина стульев в актовом зале куплена на их деньги. Есть их доля и в оплате нового линолеума в учительской, микрофонных стоек, железной двери в компьютерном классе. Что дает лесничество детям? Они многому научились, бережнее относятся к школе, к природе. Ну, и в профессиональной ориентации лесничество здорово помогает: нынче две девочки, а годом раньше одна поступили в Свердловскую академию на бюджет. Два наших выпускника — студенты Чебаркульского агролесохозяйственного колледжа. Пятеро школьников учатся в очно-заочной школе при Челябинском центре дополнительного образования.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика