Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 4 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 12 января 2002 года

МИАССКИЙ УЧЕНИК: В ШКОЛЕ И ДОМА

   — Людмила Акиндиновна, что вас интересовало в первую очередь?

   — Первый блок вопросов касался самочувствия детей в школе и их отношения к учебе. Нам хотелось выяснить, какие чувства испытывают юные горожане, отправляясь за знаниями. Оказалось, что чем старше класс, тем меньше радости проявляет ребенок, идя в школу. Среди пятиклассников, довольных учебой 70 процентов, среди шестиклассников — 60 процентов, только половина учащихся 7-х классов испытывают положительные эмоции, собираясь на занятия. Выяснилась и еще одна особенность, связанная со школьной успеваемостью: в среднем с удовольствием идут в школу более 70 процентов отличников, чуть меньше 60 процентов хорошистов и менее 40 процентов троечников. Кроме того, опрос подтвердил, что желание или нежелание ребят учиться напрямую зависит от их отношений с учителями. Так, хорошие отношения с педагогами у 80 процентов тех, кто ходит в школу с удовольствием.

   — Интересно, а что мешает учиться лучше?

   — Самая распространенная причина — перегруженность домашними заданиями. И действительно, среди ответов на вопрос «что бы ты сделал на месте директора?» подавляющее большинство из серии: задавал бы меньше домашних заданий, укоротил бы уроки и т. д. Кстати сказать, у старшеклассников эта причина оказалась на втором месте. У учащихся же средних классов на втором месте стоит запущенность предметов в предыдущих классах, и только потом — лень (у старшеклассников это причина № 1). Чрезмерной строгостью учителей объясняет свои невысокие оценки каждый седьмой (15 процентов) юный миасец, каждый восьмой указывает на плохое или непонятное преподавание. Каждый десятый опрошенный школьник не учит отдельные предметы, потому что считает, что эти знания ему не пригодятся. Менее всего юные горожане объясняют свои неудовлетворительные оценки безразличием родителей к их учебным делам (3 процента) или нетребовательностью учителей (5 процентов). 20 процентов ребят отметили, что учиться лучше им ничто не мешает.

   Лбопытно, что согласно результатам опроса 1999 года, 40 процентов родителей на вопрос «что мешает вашему ребенку учиться лучше?» ответили, что серьезных трудностей их ребенок в учебе не испытывает. Главные же причины неважной успеваемости своих чад родители видят в материальном затруднении семьи, в слабом оснащении необходимыми пособиями. А на нежелание ребенка учиться указали лишь 7 процентов родителей, на запущенность знаний — 8 процентов. Вот как по-разному видят, чувствуют родители проблемы своих детей.

   — Как видим, для родителей на первом месте то, как учится их ребенок...

   — Да, но для самих ребят, особенно подросткового возраста, очень важны взаимоотношения со сверстниками. Поэтому нас интересовало, хорошо ли ребенку в школе, как складываются у него отношения с одноклассниками, ребятами постарше, педагогами. Оказалось, здесь не все благополучно: 22 процента считают свой класс недружным. Причем, чем старше класс, тем выше этот процент. Каждый четвертый признался, что у него плохие или совсем не складываются отношения с одноклассниками, а 7 процентов отметили, что их часто обижают старшеклассники. Причем, если в 8-9 классах это каждый 20-й, то в 5-6 класах — каждый 8-й.

   Оношения учеников с учителями мы выясняли с помощью вопроса «как чаще всего к тебе относятся учителя?». Оказалось, что к 40 процентам опрошенных учителя относятся, по их мнению, как к равному, уважительно, к каждому четвертому — по-доброму. Нас настораживает другая цифра: 23 процента (или каждый 4-5-й опрошенный школьник) дали негативную оценку отношения к себе со стороны педагогов. Так, 11 процентов детей считают, что учителя относятся к ним безразлично, равнодушно, 3 процента школьников назвали отношения с педагогами раздражительными и оскорбительными, еще 7 процентов полагают, что к ним учителя постоянно придираются. Причем, по мнению самих ребят, отношение учителей напрямую зависит от успеваемости. Оказалось, что 75 процентов ребят редко или почти никогда не слышат от педагогов слов похвалы, причем, среди троечников таких в 6 раз больше, чем среди тех, кто учится на «4» и «5». Ответы на вопрос «как складываются у тебя отношения с одноклассниками?» показали, что сверстники также встречают по уму. Мы вырастаем и ценим себя не как интересную личность, а в зависимости от того, какую оценку ты получил. Именно поэтому у большинства тяжелые вспоминания о школе. Как правило, такие люди расправляют крылья, став постарше.

   — В школе много проблем психологического характера, но дома, наверное, ребенка чаще хвалят?

   — Увы. По результатам нашего исследования выявилась четкая тенденция: чем хуже учится в школе ребенок, тем реже его хвалят, поощряют, ласкают дома. Хотя подавляющее большинство ребят свои отношения с родителями оценивают как отличные и хорошие, и только у 5 процентов миасских подростков неблагоприятные отношения с мамой и у 9 — с папой. Таким образом, по мнению самого ребенка, его ценность для родителей как личности напрямую связана со школьными успехами. Очевидно, что родители, оценивая ребенка, дают ему понять, что полюбят его сильнее, если он будет лучше учиться. И не говорят о том, что он дорог им любым. А именно безусловная любовь важна и нужна, и демонстрировать ее надо независимо от того, как учится сын или дочь.

   — А какова социально-психологическая атмосфера в семьях?

   — Эту информацию мы получили с помощью вопроса о предметах разговоров с родителями. Оказалось, что такая жизненно важная для подростков тема, как взаимоотношения с друзьями, сверстниками, учителями, к сожалению, всплывает в разговорах только в одной из каждых трех миасских семей. Очевидно, что родители явно недооценивают степень неблагополучия отношений своего ребенка с ближайшим окружением. В семьях говорят о чем угодно, но редко действительно о том, что волнует сына или дочь. Только в каждой пятой семье родители по-настоящему интересуются тем, что ребенок читает, смотрит, чем живет. А ведь именно увиденное и прочитанное и формирует мировоззрение подростка. Опрос показал, что сами дети объясняют эту ситуацию чрезмерной занятостью родителей.

   — А как воспитывают в современных семьях?

   — Мы установили, что большинство миасских родителей применяют демократические методы воспитания, а 42 процента на стороне карательно-запретительных мер воздействия. Каждый 11-й родитель применяет своеобразный подкуп, обещая что-нибудь купить, отпустить куда-то и т. д. Характерно, что демократизм миасских родителей уменьшается с севера на юг: убеждают разговорами большая часть мам и пап, проживающих в машгородке, чуть меньше — в центральной части города, еще меньше — в старгороде. И надо отдать должное детям: фактически половина из них признали, что родители их наказывают справедливо. Каждый третий ответил, что с родителями почти не бывает ссор и разногласий.

   Иак, многое из полученных результатов можно взять родителям на заметку, принять к сведению, нужно посмотреть свежим взглядом на внутренний мир своих детей. Поговорите с ними, протяните им руку помощи пока не поздно. Если ваши дети не будут слышать слов признания, они вырастут неуверенными в себе и, как следствие, неудачниками в жизни. Вобщем, не забывайте хвалить своих детей, а самое главное, не забывайте их любить.

   


Результатами исследования интересовалась Людмила ЗАНЬКО.



назад


Яндекс.Метрика