Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 181 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 27 сентября 2007 года

Солнце на спицах

   За 25 дней воспитанники Василия Соломатина добрались на велосипедах до старшего брата Тургояка

   — Знаете, как бы я начал рассказ о нашем велопробеге? — спрашивает Василий Дмитриевич и, не дожидаясь ответа, начинает: «В наше беспутное время есть еще люди, которым скучно сидеть дома и которых можно назвать романтиками. Наш герой не только сохранил романтическое отношение к жизни, но и сумел воплотить в жизнь мечту 30-летней давности». — Хорошо, — легко соглашаюсь я, — усть будет по-вашему! И, как видите, данного обещания не нарушила.

   Дйствительно, только истинный романтик решится отправиться на Байкал на велосипеде, если до него гораздо быстрее, легче и приятнее добраться на машине. Или еще лучше — самолетом.

   4100 километров — таково расстояние, преодоленное тренером автозавода Василием Соломатиным и тремя его воспитанниками от Миасса до знаменитого озера за 25 дней. При этом учтите: ребята — Игорь Зайцев, Дима Соломатин и Олеся Лисак — катили на двух колесах, тренер — на шести (автомобиль с прицепом). Но обо всем по порядку.

   Объеду Союз!

   — Наверное, зов крови позвал меня в дорогу, — рассуждает путешественник. — Мои родители строили железную дорогу из Комсомольска-на-Амуре, там я родился, там и в школу пошел. И на всю жизнь запомнил, как мы ехали на Урал вдоль Байкала. С тех пор где-то внутри подспудно жила мечта вернуться туда.

   Кгда служил в армии, составлял велосипедные маршруты по Советскому Союзу. Садился перед картой в кабинете военно-политической подготовки и скрупулезно записывал в блокнотик населенные пункты на будущих маршрутах. А маршрутов было пять: к Черному морю, по Прибалтике, по Западной Украине, по Военно-Грузинской дороге и по Крыму. Твердо решил: весь Союз объеду на велосипеде!

   Н третьем курсе института съездили с одним парнем на юг, и на том мои велопробеги закончились: я же тренер, как лето — у меня заботы, надо ребят тренировать. Но мысль все эти годы в голове сидела прочно.

   Искал тех, кто способен на поступок

   Пть лет назад прочитал в газете, что миасец в одиночку объехал весь Байкал на байдарке. Прикинул: хочу ли я так же? Нет, один не хочу, возьму воспитанников, большую гребную лодку и пойдем на веслах. Однако со временем пришло другое желание: добраться до Байкала на велосипедах. Хотелось показать ребятам страну такой, какая она есть, без всяких прикрас. На Запад они, даст Бог, и так попадут, а вот на Восток я их точно свожу.

   Обор кандидатов на поездку был строгий. Некоторые сами дрогнули, других я забраковал по человеческим качествам. Понимаете, есть люди-бойцы, люди-лидеры. А есть другие — те, кто способен на поступок. Именно таких я и искал. Те трое, которых посчитал достойными, много лет занимаются спортом, а значит, приучены к дисциплине, умеют подчинить свое «я» коллективу.

   Кк мы тренировались? Да в общем-то как обычно, но стали больше ездить на велосипедах, километров по 30-40, до Златоуста и обратно.

   Ножиданно встала проблема с запчастями для велосипедов. Узнал, что в области осталось всего 2 тренера по велоспорту и, по сути дела, этот вид у нас исчез. Пришлось купить «бэушный» итальянский велосипед для одного парня, для другого одолжить у директора ДС «Заря» Александра Белянина его немецкий гоночный, а для Олеси приобрели новенькую машину на деньги, которые в качестве спонсорской помощи предложил бывший мой воспитанник, предприниматель из Юрюзани Женя Калиничев.

   Т есть подготовка шла точно по плану. Взяли с собой по ящику тушенки и сгущенки, растительное масло, гречку, рис, пшено, макароны, сухофрукты, целый мешок сухарей.

   Вшло все так, как я и рассчитывал: 25 ходовых дней до Байкала, из них четыре дня отдыха в Омске, Новосибирске и Красноярске, а домой добирались уже на машине.

   От сухарей цыгане отказались

   Кк добирались? Выезжали поутру в 8.30, часа через три-четыре — отдых, перекусывали шоколадом, орехами, курагой. Олеся садилась ко мне в машину, а парни ехали на велосипедах еще 40-50 километров, после чего вставали на обеденный перерыв, который продолжался часа три. Готовили еду, чаще щи, очень хорошие, наваристые, две банки тушенки на котелок. Ребята ложились подремать, мы с Олесей мыли посуду, а часов в шесть вечера снова отправлялись в путь и уже ехали дотемна. Парни мои все время старались пройти за день 200 километров, хотя я планировал 150-170. Иногда это получалось, иногда нет, все зависело от дороги и от погоды. Если шел дождь — останавливались и пережидали, чтобы шоссе немного подсохло, иначе ехать опасно.

   Онажды дождь разгулялся не на шутку, пришлось стоять целые сутки. Из-за того что дрова были сырые, не смогли разжечь костер, разогревали консервы на сухом спирте. В тот вечер цыгане предложили нам купить золотой перстень, чтобы на вырученные от продажи деньги достать где-нибудь хлеба. Но лишних денег у нас не было, предложили свои сухари, однако они презрительно хмыкнули и уехали.

   Ближе к ночи рядом остановилась машина, вышли четверо молодых парней и прямиком к нам: «Откуда?» Я сразу стал рассказывать, что едем из Челябинска, что у нас велопробег. Вытаскивают бутылку: «Выпьем, отец?» — «Нет, спасибо!» А сам заволновался: кто ж знает, что у них на уме? «Олеся, — говорю, — марш в машину!» Но ничего страшного, к счастью, не случилось.

   Страна как она есть

   Н Байкале мы отметили день рождения сына моего Димки, я таки сумел заразить его идеей искупаться в озере. Вода в нашем Тургояке похожа на байкальскую, но все остальное там гораздо мощнее, красивее. Много белого песка, огромные белые скалы на десятки километров тянутся вдоль берегов... Думаете, почему говорят «седой Байкал»? А потому и седой, что все кругом белое.

   Чо нас удивило в дороге? Страна пустая. Деревень — считанные единицы. Найти питьевую воду — проблема. В деревнях вода привозная. Поля кругом брошенные, запустелые. Где засеяно, там хлеба хорошие, но в основном — лес сорняков. А дороги? В наших краях отличные дороги по сравнению с теми, где нам пришлось проезжать. Самый лучший вариант — когда она засыпана гравием: пылища страшная, машина впереди пройдет — на 200 метров ничего не видно, но все равно ехать по ней можно. И ребята ехали.

   Вобще от Москвы до Владивостока одна-единственная дорога, объездных нет. Поэтому приходилось добираться через все крупные города, а там такие пробки!..

   «Итальянец» не выдержал

   Пред Омском начал ломаться итальянский велосипед — не выдержал нагрузки русских дорог, рама-то у него из алюминия сделана. А случилось так, что именно в этот день в Омске проходил Всероссийский марафон, и все тренеры были заняты на соревнованиях. К счастью, наш разговор с продавцом в магазине спорттоваров услышал стоящий рядом мужчина. «Что, велосипеды сломались? Помогу!» Позвонил своему племяннику, тот проводил нас в спортшколу к своему тренеру. По его рекомендации купили необходимые запчасти, переночевали у бабушки этого парня, днем отдохнули, искупались в Иртыше и рано утром уехали.

   Вечатлений, конечно, много: это и знаменитая плотина на Енисее, которая на десятке изображена, и не менее знаменитые красноярские столбы, и сам Байкал, который хранит пятую часть всей пресной воды на земном шаре и имеет длину 700 километров, а глубину 1650 метров.

   А самое главное: я утвердился в своем проекте, который одним только нынешним велопробегом не закончится, а непременно будет иметь продолжение. На следующий год поеду на Байкал искать большую гребную лодку, а еще через год пойду на ней по Байкалу вместе со своими ребятами. Думаю, за 30 дней пройдем намеченный маршрут — полторы тысячи километров туда и обратно.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика