свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
181 | ||||
Четверг, 27 сентября 2007 года | ||||
Солнце на спицах За 25 дней воспитанники Василия Соломатина добрались на велосипедах до старшего брата Тургояка — Знаете, как бы я начал рассказ о нашем велопробеге? — спрашивает Василий Дмитриевич и, не дожидаясь ответа, начинает: «В наше беспутное время есть еще люди, которым скучно сидеть дома и которых можно назвать романтиками. Наш герой не только сохранил романтическое отношение к жизни, но и сумел воплотить в жизнь мечту 30-летней давности». — Хорошо, — легко соглашаюсь я, — усть будет по-вашему! И, как видите, данного обещания не нарушила. Дйствительно, только истинный романтик решится отправиться на Байкал на велосипеде, если до него гораздо быстрее, легче и приятнее добраться на машине. Или еще лучше — самолетом. 4100 километров — таково расстояние, преодоленное тренером автозавода Василием Соломатиным и тремя его воспитанниками от Миасса до знаменитого озера за 25 дней. При этом учтите: ребята — Игорь Зайцев, Дима Соломатин и Олеся Лисак — катили на двух колесах, тренер — на шести (автомобиль с прицепом). Но обо всем по порядку. Объеду Союз! — Наверное, зов крови позвал меня в дорогу, — рассуждает путешественник. — Мои родители строили железную дорогу из Комсомольска-на-Амуре, там я родился, там и в школу пошел. И на всю жизнь запомнил, как мы ехали на Урал вдоль Байкала. С тех пор где-то внутри подспудно жила мечта вернуться туда. Кгда служил в армии, составлял велосипедные маршруты по Советскому Союзу. Садился перед картой в кабинете военно-политической подготовки и скрупулезно записывал в блокнотик населенные пункты на будущих маршрутах. А маршрутов было пять: к Черному морю, по Прибалтике, по Западной Украине, по Военно-Грузинской дороге и по Крыму. Твердо решил: весь Союз объеду на велосипеде! Н третьем курсе института съездили с одним парнем на юг, и на том мои велопробеги закончились: я же тренер, как лето — у меня заботы, надо ребят тренировать. Но мысль все эти годы в голове сидела прочно. Искал тех, кто способен на поступок Пть лет назад прочитал в газете, что миасец в одиночку объехал весь Байкал на байдарке. Прикинул: хочу ли я так же? Нет, один не хочу, возьму воспитанников, большую гребную лодку и пойдем на веслах. Однако со временем пришло другое желание: добраться до Байкала на велосипедах. Хотелось показать ребятам страну такой, какая она есть, без всяких прикрас. На Запад они, даст Бог, и так попадут, а вот на Восток я их точно свожу. Обор кандидатов на поездку был строгий. Некоторые сами дрогнули, других я забраковал по человеческим качествам. Понимаете, есть люди-бойцы, люди-лидеры. А есть другие — те, кто способен на поступок. Именно таких я и искал. Те трое, которых посчитал достойными, много лет занимаются спортом, а значит, приучены к дисциплине, умеют подчинить свое «я» коллективу. Кк мы тренировались? Да в общем-то как обычно, но стали больше ездить на велосипедах, километров по 30-40, до Златоуста и обратно. Ножиданно встала проблема с запчастями для велосипедов. Узнал, что в области осталось всего 2 тренера по велоспорту и, по сути дела, этот вид у нас исчез. Пришлось купить «бэушный» итальянский велосипед для одного парня, для другого одолжить у директора ДС «Заря» Александра Белянина его немецкий гоночный, а для Олеси приобрели новенькую машину на деньги, которые в качестве спонсорской помощи предложил бывший мой воспитанник, предприниматель из Юрюзани Женя Калиничев. Т есть подготовка шла точно по плану. Взяли с собой по ящику тушенки и сгущенки, растительное масло, гречку, рис, пшено, макароны, сухофрукты, целый мешок сухарей. Вшло все так, как я и рассчитывал: 25 ходовых дней до Байкала, из них четыре дня отдыха в Омске, Новосибирске и Красноярске, а домой добирались уже на машине. От сухарей цыгане отказались Кк добирались? Выезжали поутру в 8.30, часа через три-четыре — отдых, перекусывали шоколадом, орехами, курагой. Олеся садилась ко мне в машину, а парни ехали на велосипедах еще 40-50 километров, после чего вставали на обеденный перерыв, который продолжался часа три. Готовили еду, чаще щи, очень хорошие, наваристые, две банки тушенки на котелок. Ребята ложились подремать, мы с Олесей мыли посуду, а часов в шесть вечера снова отправлялись в путь и уже ехали дотемна. Парни мои все время старались пройти за день 200 километров, хотя я планировал 150-170. Иногда это получалось, иногда нет, все зависело от дороги и от погоды. Если шел дождь — останавливались и пережидали, чтобы шоссе немного подсохло, иначе ехать опасно. Онажды дождь разгулялся не на шутку, пришлось стоять целые сутки. Из-за того что дрова были сырые, не смогли разжечь костер, разогревали консервы на сухом спирте. В тот вечер цыгане предложили нам купить золотой перстень, чтобы на вырученные от продажи деньги достать где-нибудь хлеба. Но лишних денег у нас не было, предложили свои сухари, однако они презрительно хмыкнули и уехали. Ближе к ночи рядом остановилась машина, вышли четверо молодых парней и прямиком к нам: «Откуда?» Я сразу стал рассказывать, что едем из Челябинска, что у нас велопробег. Вытаскивают бутылку: «Выпьем, отец?» — «Нет, спасибо!» А сам заволновался: кто ж знает, что у них на уме? «Олеся, — говорю, — марш в машину!» Но ничего страшного, к счастью, не случилось. Страна как она есть Н Байкале мы отметили день рождения сына моего Димки, я таки сумел заразить его идеей искупаться в озере. Вода в нашем Тургояке похожа на байкальскую, но все остальное там гораздо мощнее, красивее. Много белого песка, огромные белые скалы на десятки километров тянутся вдоль берегов... Думаете, почему говорят «седой Байкал»? А потому и седой, что все кругом белое. Чо нас удивило в дороге? Страна пустая. Деревень — считанные единицы. Найти питьевую воду — проблема. В деревнях вода привозная. Поля кругом брошенные, запустелые. Где засеяно, там хлеба хорошие, но в основном — лес сорняков. А дороги? В наших краях отличные дороги по сравнению с теми, где нам пришлось проезжать. Самый лучший вариант — когда она засыпана гравием: пылища страшная, машина впереди пройдет — на 200 метров ничего не видно, но все равно ехать по ней можно. И ребята ехали. Вобще от Москвы до Владивостока одна-единственная дорога, объездных нет. Поэтому приходилось добираться через все крупные города, а там такие пробки!.. «Итальянец» не выдержал Пред Омском начал ломаться итальянский велосипед — не выдержал нагрузки русских дорог, рама-то у него из алюминия сделана. А случилось так, что именно в этот день в Омске проходил Всероссийский марафон, и все тренеры были заняты на соревнованиях. К счастью, наш разговор с продавцом в магазине спорттоваров услышал стоящий рядом мужчина. «Что, велосипеды сломались? Помогу!» Позвонил своему племяннику, тот проводил нас в спортшколу к своему тренеру. По его рекомендации купили необходимые запчасти, переночевали у бабушки этого парня, днем отдохнули, искупались в Иртыше и рано утром уехали. Вечатлений, конечно, много: это и знаменитая плотина на Енисее, которая на десятке изображена, и не менее знаменитые красноярские столбы, и сам Байкал, который хранит пятую часть всей пресной воды на земном шаре и имеет длину 700 километров, а глубину 1650 метров. А самое главное: я утвердился в своем проекте, который одним только нынешним велопробегом не закончится, а непременно будет иметь продолжение. На следующий год поеду на Байкал искать большую гребную лодку, а еще через год пойду на ней по Байкалу вместе со своими ребятами. Думаю, за 30 дней пройдем намеченный маршрут — полторы тысячи километров туда и обратно.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |