свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
167 | ||||
Пятница, 7 сентября 2007 года | ||||
И проигрыш тоже ступенька вверх «Что? Где? Когда?» помогает учителям воспитать личность, уверенную в своей ценности Внимание, вопрос: «По мнению японцев, этим лучше всего заниматься на коне, в постели и в туалете». Минута пошла… Затрудняетесь с ответом? Тогда прочтите интервью с Лидией ТАРШИНОЙ, заместителем директора лицея № 6 и президентом школьного интеллектуального клуба «Совенок». — Лидия Ивановна, какую роль играет интеллектуальная игра в вашей жизни? И кто был инициатором движения «Что? Где? Когда?» в лицее? — Интеллектуальные игры моей молодости — это КВН. Это было не игрой, а образом жизни. Другой стиль жизни, другой круг общения, другой образ мыслей. Давно не играю в КВН, но осталось умение посмеяться над собой, услышать шутку коллег, не быть занудой, оставаться легкой на подъем в любом начинании детей. И жажда как можно больше узнать и познать! Она неистребима. Вшколе интеллектуальная игра существовала, по-моему, всегда. В самом начале игра ЧГК проводилась только в классе как одна из форм внеклассной работы. Затем, с созданием широкого движения ЧГК в России, стали играть клубом и мы. П роду своей деятельности инициатором этой игры была я, но единомышленников нашла тут же. Стали играть, создавать банк вопросов, нарабатывать правила, находить друзей среди игроков других школ из разных городов России и не только. Ти года назад в лицее был создан клуб «Совенок» со своим уставом, правлением. Сегодня в школе 17 играющих команд. Что всегда радовало и удивляло, так это участие полностью юношеских команд. Среди игроков нашего клуба «Совенок» в основном юноши. Мечтаю провести школьный турнир семейных команд. — В чем основной смысл интеллектуальных игр в школе? Зачем они нужны? — Это коллективное интеллектуальное творчество. Точно знаю, что те, кто играет в интеллектуальные игры, намного успешнее в жизни. Убеждена, что такие игры положительно влияют на личность ребенка. Это занятие для детей и взрослых, которые, участвуя в игре или наблюдая за ней, учатся мыслить, принимать самостоятельные и ответственные решения. Могие знатоки в процессе игры значительно повышают свою самооценку, раскрепощаются и учатся выступать, проявлять инициативу. Другие, наоборот, борются со своими чрезмерными амбициями или завышенной самооценкой. Зесь учатся не только выигрывать, но и проигрывать, быстро ориентироваться в ситуации — где-то участнику приходится занять место лидера, а где-то сыграть роль аутсайдера. Ителлектуальная игра — это и спортивная игра, когда возникает ощущение полета, кайфа. После игры команда не может сразу разойтись: обсуждают удачные ответы, анализируют ошибки. Но ощущение — «Эврика!», «Я это знал!», «Мы дали верный ответ!» — как наркотик, требует новых игр, новых побед. Ира предполагает и еженедельные тренировки. Чтобы быть командой, необходимо научиться говорить, не опасаясь сказать что-то не то, научиться доверять друг другу, научиться в победе видеть заслугу всех, а в неудаче — прежде себя. Ира учит слышать вопрос, в котором, как я не устаю повторять, уже есть вся информация для ответа или почти вся. Ведь для этой игры нужны не столько знания, сколько логика и интуиция. Ира предполагает стремление получить новые знания. После фестиваля в Перми, где наша команда показала неплохой для новичков результат, ребята с горечью сказали, что вопросы по астрономии для них — это непознанная вселенная, что они очень плохо знают зарубежное кино… И уже на следующий день сообщили мне, что читают книги по астрономии, взяли напрокат фильмы Феллини… — Как игра воздействует на ребят? — Коллектив лицея не первый год работает над реализацией программы «Одаренный ребенок». Любая программа — это не слова на бумаге, а результат коллективного видения путей развития лицея, современной школы. Кков сейчас социальный заказ, какого ученика мы должны вырастить? Человека, уверенного в себе, в своей ценности. Личность, знающую, что учиться — это интересно, что процесс познания будет длиться столько, сколько дней нам отпущено на этой земле. Мы, учителя, даем детям уверенность, что знания — это и способ состояться в этой жизни. Даже через игру даю понять, что любая ошибка, проигрыш — это все равно ступеньки, которые ведут вверх, хотя ты, возможно, шагнул вниз. — Существует ли городской клуб знатоков? Ваше мнение о перспективах развития интеллектуальных игр в городе? — Городской клуб просто необходим! Знаю, что он есть, играют школьники в онлайновскую версию. Но хотелось бы живой игры! Я с детьми ездила и в Одессу, и в Пермь на детские игры. Приятно было видеть, как одержимые игрой взрослые люди не за деньги, а по убеждению тянут этот трудный воз — детское интеллектуальное движение. Поражает, что и на Украине, и в Пермском крае играют в ЧГК все. В маленьком селе, где и учеников-то не больше 300, есть команды, которые участвуют в турнирах Прикамья или Украины. Это уже государственный подход. Ксожалению, Челябинская область этим похвастаться не может. в июне на фестивале интеллектуальных игр в Челябинске, куда мы ездили с детьми, я увидела ребят только из Челябинска, миасцев там не было, хотя руководитель миасского городского клуба присутствовал на игре, правда, со студенческой командой. А у нас в школах есть команды, готовые играть каждый день. Замечательный клуб знатоков в школе № 26, очень интересные команды в школах № 7 и № 9. Мы встречаемся на открытых школьных турнирах. Но у нас нет больших помещений, нет денег для награждения победителей. Уерена: если бы мы в июне развернули это дело в городе, то могли бы на базе любого пансионата открыть смену, куда пригласили бы команды из Сатки, Озерска, Снежинска, Челябинска. Это и активный отдых, и интеллектуальное развитие подростков — реальное решение задач национального проекта «Образование». Детям такие встречи очень нужны! Но организовать это возможно только при поддержке городских властей, комитета по делам молодежи. Всем надо думать! «Думать» — вот ответ на вопрос, заданный в самом начале, а также начало решения многих проблем интеллектуального движения среди школьников г. Миасса. Иорь Биткин, ученик 11 класса школы № 7, член клуба «Что? Где? Когда?»: — Движение интеллектуальных игр в городе развивается достаточно быстро, у нас много школьных, студенческих, юношеских команд, которые принимают участие не только в городских состязаниях, но и выезжают за пределы города — в Уфу, Челябинск, Пермь, Одессу. Но хотелось бы играть побольше, в том числе с командами взрослых, так как у них вопросы более сложные, более интересные, требуют большей эрудиции, большего объема знаний.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |