свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
159 | ||||
Вторник, 28 августа 2007 года | ||||
Современное образование: эффективность, доступность, качество Август для педагогов — традиционное время подведения итогов. В канун нового учебного года о достижениях, актуальных задачах и этапах развития образования в Миасском городском округе рассказывает начальник управления образования Михаил ЭНГЕЛЬМАН. — Михаил Александрович, сформулируйте, пожалуйста, главную задачу, которую должна обеспечить образовательная система. — Она заключается в создании необходимых и достаточных условий повышения доступности, качества и эффективности образования. Иными словами, наша образовательная система должна иметь возможности принять воспитанника, ученика и предоставить ему комфортное, здоровьесберегающее рабочее место, иметь качественно подготовленных, высокопрофессиональных педагогов для организации и проведения качественных учебных, воспитательных мероприятий, располагать качественной материальной базой, которая обеспечивает обучение, воспитание и развитие воспитанника, школьника, предоставить возможности для дополнительного образования. — Насколько эти цели подкреплены финансово? — Необходимо отметить, что наши проблемы находят понимание и поддержку городских властей. Меры, проводимые Собранием депутатов, администрацией, направлены на создание условий, требуемых законодательством об образовании. В качестве примера приведу показатели финансирования программы реализации национального проекта «Образование». Если в 2006 году освоено 100% выделенной на реализацию муниципальной программы суммы — 9979268 руб., то в 2007 году на реализацию программы утверждено 18479347 руб., что почти в 2 раза больше. Большим шагом вперед считаю решение Собрания депутатов Миасского городского округа от 6 июля 2007 г. № 6, согласно которому вводится оплата выслуги лет — 17810,9 тыс. руб. в год (для воспитателей и младших воспитателей дошкольных образовательных учреждений); увеличение надтарифного фонда дошкольных образовательных учреждений до 25% — 15087,2 тыс. руб. в год. — Сейчас во главу угла ставится индивидуальный подход к ученику. Какая работа ведется в школах по удовлетворению потребностей личностного развития школьников? — В основе происходящих в образовательной системе процессов обновления содержания образования лежат потребности обучающихся. Данные показывают, что примерно 58% учащихся получают занятия по своему выбору. В 10-11 классах учащимся в каждой школе предлагаются от 1 до 7 элективных курсов. Для удовлетворения спроса учащихся в 2007 году постановлением главы администрации Миасского городского округа в 10 общеобразовательных школах открыто 17 профильных классов. — А что можно сказать о качестве подготовки выпускников дошкольных образовательных учреждений? — Показатели обновления содержания образования на уровне дошкольной подготовки иллюстрируются рядом прогрессивных образовательных программ, по которым идет воспитание и развитие детей, подготовка их к обучению в школе. В 80,3% дошкольных образовательных учреждений осуществлялась реализация программ нового поколения; полностью перешли на программы нового поколения 65,2% учреждений. — Основная школа — наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной школы. Именно этой ступени присущи наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение учебной мотивации учащихся… — Да, анализ возможных путей выхода в школах привел педагогические коллективы к пониманию необходимости постановки адекватных образовательных задач, задач развития, формированию такой образовательной социально-культурной среды, которая отвечает интересам, влечениям и потребностям подростка, предлагая ему культурные формы реализации этих влечений и «возвышения» его потребностей. Основой этих интересов и потребностей является ориентация подростка на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. 21 общеобразовательное учреждение (56,8%) реализовывало курс «Краеведение», предусмотренный областным базисным планом. Воспитанием интереса к истории и культуре родного края охвачено все большее число учащихся, что не может не радовать. В всех общеобразовательных учреждениях велась предпрофильная подготовка обучающихся в 9-х классах за счет часов вариативной части ОБУП, включающая профориентационную, консультационную работу с учащимися и элективные курсы, целью которой является определение дальнейшей образовательной траектории развития личности на старшей ступени общего образования. В 18 (48,6%) общеобразовательных учреждениях внедряется Всероссийская образовательная программа «Мой выбор», позволяющая наиболее эффективно осуществлять помощь учащимся в профильном самоопределении (см. таблицу). — Говоря об итогах прошлого учебного года, нельзя не спросить и об успехах миасских школьников в различных интеллектуальных соревнованиях. — Да, их действительно немало. Примером может служить участие школьников 5-9 классов во всероссийской олимпиаде в 2006-2007 учебном году. На муниципальном этапе олимпиады приняли участие 604 учащихся. Призерами этапа стало 19% участников. Из 33 участников областного этапа олимпиады призовые места завоевали 39,4% участников. И 64 участников муниципального этапа уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы XXI века» призовые места у одной трети школьников основной школы. На региональный уровень были представлены работы 6 участников, из которых 4 награждены дипломами третьей степени. — Какие условия созданы в школах для развития личностно значимой деятельности учащихся? — Межличностные отношения формируются воспитательной средой школы, которая рассматривается как средство активизации жизнедеятельности школьного сообщества и формирование ученика — лидера, гражданина, труженика. Во всех школах созданы структуры ученического самоуправления. Большое количество и разнообразие городских массовых мероприятий предоставляют возможность выбора личностно значимых видов культуротворческой и спортивной деятельности, позитивно сказываются на общем развитии личности ребенка, результатах социального воспитания. Свременная педагогическая стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию, самоорганизации, самореализации. Сои личностные качества дети имеют возможность раскрыть, занимаясь как в школьных клубах, кружках и секциях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Здесь на выбор предлагается богатое содержание дополнительного образования, отражающееся более чем в 240 образовательных программах. — В прошлом учебном году 9-классники сдавали экзамены в новой форме. Что показала независимая экспертиза? — Начну с того, что в 2007 году 99,7% выпускников 9-х классов были допущены к государственной итоговой аттестации, 100% допущенных к аттестации получили положительные отметки, из них 3,5% получили документ особого образца. В новых формах выпускники 9-х классов сдавали не только обязательные экзамены (алгебра и русский язык), но и те предметы по выбору, которые были включены в программу эксперимента (литература, физика, история, биология, химия, география, обществознание). Анализ статистических данных показывает, что экзамен по алгебре в новой форме в 2007 году успешно сдали 99,6% (99,8% в 2006 году) девятиклассников, 56,8% (53,1%) подтвердили повышенный и высокий уровень сформированности предметных компетенций. По результатам экзамена 64,2% (70% в 2006 году) выпускников подтвердили свои годовые отметки и 27% (18,6% в 2006 году) получили отметки выше годовых. Уровень выполнения экзаменационной работы по русскому языку достаточно высок: справились с заданиями 99,9% (100% в 2006 году) выпускников общеобразовательных учреждений. На качественно высоком уровне выполнили работу 70,1% (74,24% в 2006 году) школьников. — А на чем базируется современное обучение старшеклассников? — Основная идея обновления содержания образования в старшей школе состоит в существенном расширении возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Обучение старшеклассников должно быть построено с учетом их интересов и дальнейших, послешкольных, жизненных планов. Магистральный путь исполнения этой идеи — введение профильных образовательных программ. В нашей образовательной системе есть опыт организации профильного образования в старшей школе, так как эта работа проводилась еще до принятия федеральной концепции профильного образования. Сначала 2007 года в целях обеспечения потребностей в лицейском и гимназическом образовании в центральной части нашего города (в рамках реализации национального проекта «Образование») совет по управлению муниципальными образовательными экспериментальными площадками утвердил две экспериментальные площадки, которые в результате внесения коренных изменений в содержание образования к завершению эксперимента должны соответствовать требованиям по реализации образовательных программ уровня лицея — МОУ «СОШ № 4» и гимназии — МОУ «СОШ № 26». Вобразовательной системе среднего (полного) общего образования с 2006-2007 учебного года начато изучение образовательных программ профильного уровня на основе дистанционных образовательных технологий. 4 общеобразовательных учреждения — МОУ «Лицей № 6», МОУ «СОШ № 18», МОУ «Гимназия № 19», МОУ «СОШ № 22» — в 2006 году включились в эксперимент «Обучение с использованием Интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне». Лидерами эксперимента являются координатор эксперимента в МОУ «Лицей № 6» Тарусова Софья Шиковна, сетевой педагог по информатике этого же учебного заведения Сушкова Ольга Егоровна, куратор эксперимента в МОУ «СОШ № 22» Бронфина Ольга Анатольевна. Масские педагоги ведут активную работу по разработке и реализации элективных курсов. В прошедшем учебном году в общеобразовательных учреждениях велось 234 элективных курса. — Каковы итоги аттестации выпускников 11-х классов? — К государственной итоговой аттестации в 2007 году допущено 99,9% выпускников старшей школы. Все они прошли ее успешно. 29 выпускников были награждены золотой медалью «За особые успехи в учении», 58 — серебряной медалью, что составило 7,8% от общего числа выпускников средней школы. Необходимо отметить, что медалисты 2007 года подтвердили свой уровень подготовки. Средний балл единых государственных экзаменов 2007 по сравнению с результатами ЕГЭ 2006 вырос по большинству предметов. В2007 году трое выпускников по результатам ЕГЭ имеют наивысший балл — 100. Это две выпускницы школы № 10 Юлия Гординова и Ирина Чубалина (русский язык), выпускник школы № 11 Виктор Смирнов (физика). Рзультативность работы по обновлению содержания образования подтверждается и итогами областного этапа всероссийской предметной олимпиады. И 87 участников областных олимпиад в 2006-2007 учебном году победителями и призерами стали 30 учеников (31,2%) против 19 (25%) в 2006 году. Наши показатели сопоставимы с результатом Магнитогорска. — Как обстоят дела с реализацией программы информатизации системы образования? — Благодаря этой программе и, конечно, реализации национального проекта «Образование» сделаны серьезные шаги в обновлении материально-технической базы и внедрения информационно-коммуникативных технологий. Если по состоянию на 1 сентября 2005 года в общеобразовательных школах Миасского городского округа на 1 компьютер приходилось 46,8 учащегося, то уже на 1 января 2007 года — 29 учащихся. За счет средств бюджета округа в школы поставлено 12 компьютерных классов, столько же поставлено за счет средств области. Во всех средних школах имеются автоматизированные места учителя, автоматизированные места библиотекаря. В текущем году в общеобразовательные учреждения будет поставлено еще 27 компьютерных классов, 60 автоматизированных мест учителя. Поставки будут выполнены за счет средств областного и местного бюджетов. Процесс информатизации, а также проводимая отделом методики образования, межшкольным методическим центром работа по повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов способствует не только их профессиональному росту, но и побуждает учителей к использованию новых возможностей на уроке. На сегодняшний день использованию ИКТ обучено 55,61% учителей. — Основные критерии современного образования: эффективность, доступность, качество. Как их добиться? — На этот вопрос ответил Президент РФ Владимир Путин, говоря о переходе на новый стандарт образования — «второго поколения»: «Известно, что существующие сегодня стандарты, это набор требований прежде всего к ученику: какие предметы и в каком объеме он должен изучать. Такой подход к образованию не решает задачу утверждения ценностных ориентиров и формирования личности. Суть же новых стандартов в том, что они должны поставить во главу угла не предметный, а общий, личностный результат работы с учеником, со студентом. И здесь на первый план, конечно, выходит содержание образования, его соответствие запросам времени». |
назад |