Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 158 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Понедельник, 27 августа 2007 года

Секреты Татьяны Сибиряковой

   Инструктор «Дельфиненка» мечтает о новой спортивной площадке для своих воспитанников

   Педагог-новатор, участник областных, всероссийских и международных научно-практических конференций по инновациям в педагогике, автор более 20 статей о физическом благополучии детей, председатель экспертной комиссии по аттестации инструкторов физкультуры...Думаете, это все о каком-то заезжем профессоре? Ошибаетесь! Речь пойдет об инструкторе по физкультуре и плаванию детского сада № 25 «Дельфиненок» Татьяне Сибиряковой, которая, как уже сообщалось, на днях получила губернаторский грант за заслуги в области дошкольного воспитания.

   Физкультура — это не просто

   ...Милая, очень домашняя, приветливая женщина с мягким голосом и лучистым взглядом — так светятся глаза у всех, кто работает с маленькими детьми. На полке в кабинете Сибиряковой — изрядная стопка сборников научно-методических материалов, в каждом из которых есть и ее статья. Казалось бы, зачем все это нужно физруку, роль которого сводится исключительно к развитию детских мышц?

   Н из разговора с Татьяной Викторовной выяснилось, что физическое развитие детей — сфера отнюдь не простая. И чтобы выпустить из дошкольного учреждения ребенка с хорошим здоровьем, надо как следует потрудиться не только инструктору по физкультуре, но и всем, кто работает в одной связке с ним: воспитателям, врачу-педиатру, специалисту по лечебной физкультуре, психологу, заведующей.

   Д сих пор встречаются родители, которые понятие «готовность к школе» понимают как умение читать и считать, решать логарифмы и цитировать Британскую энциклопедию. Но ведь школа — это прежде всего тяжелая физическая нагрузка, а потому важны крепость мышц и связок, прочность костей, закалка. Только тот малыш выдержит нагрузку, который умеет хорошо двигаться, координировать свои действия и не простужается от дуновения ветерка. Как воспитать именно такого ребенка? У Татьяны Сибиряковой есть свои секреты...

   Увлечь и не давить

   Првый из них — работа по авторским технологиям: «Обучение прыжкам через короткую скакалку», «Круговая тренировка», «Школа мяча» и другие. Для чего понадобилось создавать авторские разработки? По словам Татьяны, к этому ее подвигла специфика дошкольного учреждения, полное название которого «детский сад комбинированного вида». То есть вместе с абсолютно здоровыми детьми в группах есть малыши с проблемами по здоровью (сколиотическая осанка, сутулость, плоскостопие). К сожалению, типовая программа физического развития, утвержденная Министерством образования, не учитывала особенности детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а потому пришлось инструктору взяться за дело.

   — Статистика утверждает: 80 процентов дошкольников имеют подобные нарушения, — с тревогой говорит Татьяна Викторовна. — И с каждым годом таких детей становится все больше. Так как я педагог-исследователь, то темой будущей кандидатской диссертации выбрала формирование готовности ребенка к школе средствами физического воспитания. Что тут важно? Повышать общую физическую работоспособность детей, укреплять мышцы брюшного пресса, спины, ног, тренировать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

   ...А вот тут скрывается следующий секрет педагога-новатора — индивидуальный подход к малышам. Детям со значительной патологией физические нагрузки расписываются отдельно и корректируются врачом-педиатром. Проследить, чтобы рекомендации медика ребенком выполнялись в точности, помогает воспитатель.

   — В нашем дошкольном учреждении физкультуру любят все, — признается Татьяна Викторовна. — Почему? Думаю, потому что успеваем вовремя что-то подсказать, увлечь и не давить на ребенка. Надо сделать так, чтобы он сам захотел заниматься — и проблема решена.

   Молодец, так держать!

   Тт, видимо, пора открыть еще один Татьянин секрет: никогда не сравнивать успехи одного ребенка с успехами другого. Все малыши разные, а значит, и возможности у них тоже неодинаковы. То, что для одного — раз плюнуть, другому дается ценой значительных усилий. Поэтому мудрый инструктор может тихонько подойти и похвалить запыхавшегося толстячка, шепнув ему на ушко: «А ты сегодня на целую секунду быстрее пробежал, чем вчера. Молодец, так держать!» И ребенок тут же расцветет и снова помчится по беговой дорожке, чтобы услышать похвалу из уст любимого учителя.

   — Ребенок должен взрослому доверять полностью, — убежденно говорит Сибирякова. — Только тогда складывается какой-то особенный микроклимат в группе, дети начинают тебя слышать, видеть, понимать...

   Иенно это и поражает воспитателей, которые время от времени посещают открытые занятия Татьяны Викторовны, ведь «Дельфиненок» является базовым дошкольным учреждением и ежегодно приглашает педагогов на свои семинары-практикумы. «Как хорошо дети умеют слышать и понимать вас!» — эти восторженные слова произносятся здесь часто. Отмечают коллеги целостность и продуманность физкультурных занятий, которые идут как по маслу с плавным перетеканием одного этапа в другой. При этом инструктор всегда зорко следит за состоянием детей и в зависимости от этого варьирует ход занятия.

   — Иногда прихожу в группу и чувствую: не тот настрой в группе, слишком оживлены, раскованны. Если дам сейчас бег или прыжки, как планировала, дети перевозбудятся. Тут же на ходу перестраиваюсь и провожу совершенно другой урок.

   Возьми, дружок, скакалочку

   Больше всего дети любят занятие, которое Татьяна Викторовна называет самостоятельным. Проводится оно раз в месяц и отличается от всех остальных тем, что физрук разрешает ребятам заниматься теми видами деятельности, которые им нравятся. Вот и берет кто-то мячик и начинает кидать в баскетбольную сетку. А другой шустрик мчится к канату и, словно маленькая обезьянка, отважно карабкается вверх. Воспитатель и инструктор внимательно наблюдают за ребятами, отмечают самых старательных, награда для которых — назвать свою любимую игру, в которую с удовольствием играет вся группа.

   Чо касается игры, то и здесь не обошлось без Татьяниных придумок. Ведь как обычно бывает? Тот, кого быстро догнали, садится на скамеечку и мается от безделья в ожидании, когда игра закончится. Татьяна Викторовна таким ребятам скучать не дает: возьми-ка, дружок, скакалочку да пропрыгай на ней двумя ногами трижды по десять раз. А другому шепнет на ушко, чтобы потренировался держать равновесие на гимнастической скамейке. Третьего пошлет метать мяч в цель. Вот все и при деле!

   Все на тропу здоровья

   УТатьяны Сибиряковой занимаются дети 8 групп. Физкультура — трижды в неделю, а когда начинается отопительный сезон, то добавляются еще и два занятия в бассейне. Частенько на занятия приглашаются родители, да не просто посмотреть, а и поучаствовать.

   — На совместные занятия приходят в основном мамы, хотя мне бы хотелось видеть побольше пап, — делится инструктор по физвоспитанию. — Переодеваются в спортивную форму, вместе с детишками ложатся на ковер и выполняют упражнения, способствующие формированию осанки. Что делает ребенок, то и мама повторяет. Ох, и стараются все!..

   — Татьяна Викторовна, о чем мечтаете?

   — О хорошей спортивной площадке, — отвечает не задумываясь. — А еще хочется оборудовать тропу здоровья на территории детского сада, то есть сделать своего рода «станции», где дети могли бы лазать, прыгать, ходить босиком, преодолевать какие-то препятствия...

   А свой главный секретик Татьяна Сибирякова приберегла напоследок:

   — Не скажу ничего оригинального, но все же самое главное в нашей работе — любить детей. Жить их жизнью. И тогда они сделают все что ни попросишь.

   


Наталья КОРЧАГИНА.



назад


Яндекс.Метрика