свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
158 | ||||
Понедельник, 27 августа 2007 года | ||||
Секреты Татьяны Сибиряковой Инструктор «Дельфиненка» мечтает о новой спортивной площадке для своих воспитанников Педагог-новатор, участник областных, всероссийских и международных научно-практических конференций по инновациям в педагогике, автор более 20 статей о физическом благополучии детей, председатель экспертной комиссии по аттестации инструкторов физкультуры...Думаете, это все о каком-то заезжем профессоре? Ошибаетесь! Речь пойдет об инструкторе по физкультуре и плаванию детского сада № 25 «Дельфиненок» Татьяне Сибиряковой, которая, как уже сообщалось, на днях получила губернаторский грант за заслуги в области дошкольного воспитания. Физкультура — это не просто ...Милая, очень домашняя, приветливая женщина с мягким голосом и лучистым взглядом — так светятся глаза у всех, кто работает с маленькими детьми. На полке в кабинете Сибиряковой — изрядная стопка сборников научно-методических материалов, в каждом из которых есть и ее статья. Казалось бы, зачем все это нужно физруку, роль которого сводится исключительно к развитию детских мышц? Н из разговора с Татьяной Викторовной выяснилось, что физическое развитие детей — сфера отнюдь не простая. И чтобы выпустить из дошкольного учреждения ребенка с хорошим здоровьем, надо как следует потрудиться не только инструктору по физкультуре, но и всем, кто работает в одной связке с ним: воспитателям, врачу-педиатру, специалисту по лечебной физкультуре, психологу, заведующей. Д сих пор встречаются родители, которые понятие «готовность к школе» понимают как умение читать и считать, решать логарифмы и цитировать Британскую энциклопедию. Но ведь школа — это прежде всего тяжелая физическая нагрузка, а потому важны крепость мышц и связок, прочность костей, закалка. Только тот малыш выдержит нагрузку, который умеет хорошо двигаться, координировать свои действия и не простужается от дуновения ветерка. Как воспитать именно такого ребенка? У Татьяны Сибиряковой есть свои секреты... Увлечь и не давить Првый из них — работа по авторским технологиям: «Обучение прыжкам через короткую скакалку», «Круговая тренировка», «Школа мяча» и другие. Для чего понадобилось создавать авторские разработки? По словам Татьяны, к этому ее подвигла специфика дошкольного учреждения, полное название которого «детский сад комбинированного вида». То есть вместе с абсолютно здоровыми детьми в группах есть малыши с проблемами по здоровью (сколиотическая осанка, сутулость, плоскостопие). К сожалению, типовая программа физического развития, утвержденная Министерством образования, не учитывала особенности детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а потому пришлось инструктору взяться за дело. — Статистика утверждает: 80 процентов дошкольников имеют подобные нарушения, — с тревогой говорит Татьяна Викторовна. — И с каждым годом таких детей становится все больше. Так как я педагог-исследователь, то темой будущей кандидатской диссертации выбрала формирование готовности ребенка к школе средствами физического воспитания. Что тут важно? Повышать общую физическую работоспособность детей, укреплять мышцы брюшного пресса, спины, ног, тренировать дыхательную и сердечно-сосудистую системы. ...А вот тут скрывается следующий секрет педагога-новатора — индивидуальный подход к малышам. Детям со значительной патологией физические нагрузки расписываются отдельно и корректируются врачом-педиатром. Проследить, чтобы рекомендации медика ребенком выполнялись в точности, помогает воспитатель. — В нашем дошкольном учреждении физкультуру любят все, — признается Татьяна Викторовна. — Почему? Думаю, потому что успеваем вовремя что-то подсказать, увлечь и не давить на ребенка. Надо сделать так, чтобы он сам захотел заниматься — и проблема решена. Молодец, так держать! Тт, видимо, пора открыть еще один Татьянин секрет: никогда не сравнивать успехи одного ребенка с успехами другого. Все малыши разные, а значит, и возможности у них тоже неодинаковы. То, что для одного — раз плюнуть, другому дается ценой значительных усилий. Поэтому мудрый инструктор может тихонько подойти и похвалить запыхавшегося толстячка, шепнув ему на ушко: «А ты сегодня на целую секунду быстрее пробежал, чем вчера. Молодец, так держать!» И ребенок тут же расцветет и снова помчится по беговой дорожке, чтобы услышать похвалу из уст любимого учителя. — Ребенок должен взрослому доверять полностью, — убежденно говорит Сибирякова. — Только тогда складывается какой-то особенный микроклимат в группе, дети начинают тебя слышать, видеть, понимать... Иенно это и поражает воспитателей, которые время от времени посещают открытые занятия Татьяны Викторовны, ведь «Дельфиненок» является базовым дошкольным учреждением и ежегодно приглашает педагогов на свои семинары-практикумы. «Как хорошо дети умеют слышать и понимать вас!» — эти восторженные слова произносятся здесь часто. Отмечают коллеги целостность и продуманность физкультурных занятий, которые идут как по маслу с плавным перетеканием одного этапа в другой. При этом инструктор всегда зорко следит за состоянием детей и в зависимости от этого варьирует ход занятия. — Иногда прихожу в группу и чувствую: не тот настрой в группе, слишком оживлены, раскованны. Если дам сейчас бег или прыжки, как планировала, дети перевозбудятся. Тут же на ходу перестраиваюсь и провожу совершенно другой урок. Возьми, дружок, скакалочку Больше всего дети любят занятие, которое Татьяна Викторовна называет самостоятельным. Проводится оно раз в месяц и отличается от всех остальных тем, что физрук разрешает ребятам заниматься теми видами деятельности, которые им нравятся. Вот и берет кто-то мячик и начинает кидать в баскетбольную сетку. А другой шустрик мчится к канату и, словно маленькая обезьянка, отважно карабкается вверх. Воспитатель и инструктор внимательно наблюдают за ребятами, отмечают самых старательных, награда для которых — назвать свою любимую игру, в которую с удовольствием играет вся группа. Чо касается игры, то и здесь не обошлось без Татьяниных придумок. Ведь как обычно бывает? Тот, кого быстро догнали, садится на скамеечку и мается от безделья в ожидании, когда игра закончится. Татьяна Викторовна таким ребятам скучать не дает: возьми-ка, дружок, скакалочку да пропрыгай на ней двумя ногами трижды по десять раз. А другому шепнет на ушко, чтобы потренировался держать равновесие на гимнастической скамейке. Третьего пошлет метать мяч в цель. Вот все и при деле! Все на тропу здоровья УТатьяны Сибиряковой занимаются дети 8 групп. Физкультура — трижды в неделю, а когда начинается отопительный сезон, то добавляются еще и два занятия в бассейне. Частенько на занятия приглашаются родители, да не просто посмотреть, а и поучаствовать. — На совместные занятия приходят в основном мамы, хотя мне бы хотелось видеть побольше пап, — делится инструктор по физвоспитанию. — Переодеваются в спортивную форму, вместе с детишками ложатся на ковер и выполняют упражнения, способствующие формированию осанки. Что делает ребенок, то и мама повторяет. Ох, и стараются все!.. — Татьяна Викторовна, о чем мечтаете? — О хорошей спортивной площадке, — отвечает не задумываясь. — А еще хочется оборудовать тропу здоровья на территории детского сада, то есть сделать своего рода «станции», где дети могли бы лазать, прыгать, ходить босиком, преодолевать какие-то препятствия... А свой главный секретик Татьяна Сибирякова приберегла напоследок: — Не скажу ничего оригинального, но все же самое главное в нашей работе — любить детей. Жить их жизнью. И тогда они сделают все что ни попросишь.
Наталья КОРЧАГИНА.
|
назад |