свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
155 | ||||
Среда, 22 августа 2007 года | ||||
Первый пошел! Помочь малышу сориентироваться в новой обстановке — главная задача родителей первоклассников Чем ближе учебный год, тем больше забот у родителей: во что одеть школьника, какие учебники купить, сколько денег отложить на нужды школы… В этой суматохе многие папы и мамы совсем забывают о том, что кроме экипировки ребенку требуется еще и повышенное внимание. Особенно если он идет в школу впервые. На некоторые вопросы «первоклассных» родителей отвечает заместитель директора по воспитательной работе лицея № 6 Лидия ТАРШИНА. «До школы полторы недели. Чем мы, родители, можем сейчас помочь будущему школьнику? Рассказывать о школе? Да вроде бы уже все сказано-пересказано. Говорить, чтобы не боялся? Но не будет ли хуже: он подумает, что раз мама говорит «не бойся!», то, значит, есть причины для страха». Т. Баркова.
«Замечаю, что чем ближе первое сентября, тем больше волнуется сынишка: то плачет без причины, то начинает драться с нами, то хохочет и обнимает меня, то швыряет на пол все, что попадется под руки». И. Андреева.
Кнечно, вашему ребенку сейчас нелегко. При мысли о том, что скоро идти в школу, он испытывает страх, беспокойство, волнение, как, например, нормальный, взрослый человек перед незнакомой ситуацией. Тк как сама стрессовая ситуация остается и от нее никуда не денешься, можно, во-первых, уменьшить ее воздействие, во-вторых, помочь ребенку осознать, что с ним происходит. Здесь многое зависит от вас, родителей. Чо можно посоветовать? Првый прием назовем «сопричастность». Попробуйте рассказать о себе, когда вы пошли в школу, описать свои ощущения, тревоги. Можно вспомнить, как вы провели свой первый рабочий день. Пусть ребенок поймет, что его чувства, страхи, волнения и ожидания понимают, что они естественные, более того, кто-то был уже в подобном положении (в данном случае его мама, папа), и эта ситуация разрешилась благополучно. Ворой прием назовем «обобщение». Нужно опираться на опыт ребенка. Вспомните вместе случаи, когда приходилось преодолевать страхи, волнения. Если ребенок хорошо плавает — как ему страшно было входить в воду, но постепенно он преодолел себя, и теперь его из воды не вытащить. Или страх упасть при катании на роликах, его неуклюжесть и сегодняшнее уверенное катание. Говорите своему ребенку, что многое в жизни приходится делать в первый раз, что все люди, дети и взрослые, испытывают страх перед неизвестной ситуацией, но потом, когда шаг сделан, ты узнаешь правила поведения в этом коллективе, новых людей — страх проходит. Тетий прием назовем «знакомство». Попробуйте познакомить своего ребенка со школой до первого сентября. Пройдите с ним по школьным коридорам, покажите ему его будущий класс, туалетную комнату, столовую, спортзал. Тогда в первые школьные дни он не будет чувствовать себя потерянным в новом здании и новом коллективе.
«Говорят, в сентябре все первоклассники болеют. Почему? Мой ребенок и так-то слабенький. Может, ему витамины какие надо давать?» С. Лагунова.
«Решили с мужем, что с первых же дней учебного года запишем сына в спортивную секцию, возможно, не в одну. Должен же он учиться распределять свое время. Тем более, что энергии у ребенка хоть отбавляй, девать некуда... Или мы не правы, и надо немножко подождать?» А. Протопопова.
«Любимая игрушка дочери — компьютер, просиживает около него все вечера. С ужасом думаю, что с 1-го сентября придется запретить им «общаться». Или можно этого не делать?» Д. Морозова.
В6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно быть самим собой. Но серьезных срывов и болезней нервной системы можно избежать, если соблюдать несколько простых правил. Првое: школа — это та же работа. Если ваш малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, начаться невроз. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Попробуйте уже сейчас построить его режим дня так, чтобы к 8 часам утра он был бодр и готов начать трудиться (1 урок). Обязательно запишите ребенка на завтраки в школьную столовую. Положите в портфель бутылочку с питьевой водой. Если он раньше спал днем, пусть спит хоть час после школы. Это восстановит его силы. Ребенок в начальной школе должен спать не меньше 10-11 часов. А в выходные совершайте пешие прогулки с ребенком. Ворое: ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Тетье: лучше не отдавать ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Перегрузки будут в любом случае, и их результат скажется на самочувствии ребенка, иногда и не сразу. Чтвертое: компьютеры, телевизоры и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. Птое: оборудуйте рабочее место ребенка. Он должен правильно сидеть за столом: прямо, не подгибая под себя ногу, не наклоняясь вбок, не свешивая одну ногу с другой стороны стула. Стол должен подходить по росту: столешница — на 2-3 см выше опущенной руки стоящего возле стола ребенка. Расстояние от груди сидящего ребенка до стола должно быть 10 см или хотя бы размером с его кулак. Хорошо, если парта будет немного наклонная. При чтении и письме расстояние от глаз до стола должно быть 30-35 см (для проверки можно ставить вертикальную руку на стол: локоть — на столе, ладонь — на уровне глаз). Если дома ребенок сидит за обычным, «взрослым» столом, который не подходит ему по росту, положите на стул доску или твердую подушку. Передний край стула должен быть задвинут под стол на 3-4 см. Каждые 20-25 минут надо вставать из-за стола и делать упражнения (поприседать, потянуться, покрутиться, потанцевать и т. д.).
«Дочка по характеру неусидчивая, неуправляемая. Как она будет в школе за партой сидеть, не знаю. Боюсь, что станет еще хуже. И что тогда — наказывать? Беседовать? Не замечать плохого поведения? Все прощать? Соседка сказала, что первоклассников ни в коем случае наказывать нельзя...» Г. Денисова.
Зесь трудно дать однозначный совет. Вам необходимо обратиться к школьному психологу, который, познакомившись с ребенком, составит индивидуальную карту занятий, даст рекомендации взрослым. Советую внимательно выслушать учителя вашего ребенка и следовать его советам. Уверена, что энергию девочки при таком сотрудничестве сможете направить в «мирное» русло. Влюбом случае в течение первого года обучения ваш малыш нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за ошибки и грязь в тетради, за непоседливость. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка — хотя бы на уровне «молодец!» или «ты хорошо справился!» — способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. У вас замечательный ребенок!
Если у вас возникли вопросы, пишите, постараюсь на них ответить. |
назад |