Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 153 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 18 августа 2007 года

Плыви, кораблик...

   Домашней флотилией из 300 кораблей руководит моделист Константин Дудников

   Корабли, корабли, корабли везде... На сдвинутых рядышком стульях, на полу, у батареи, под кроватью... А самые красивые — те, что под гордыми парусами, — стоят на шкафу. Рукотворная эскадра в количестве 120 штук сделана руками Константина Дудникова. Но 120 — это только те, что сохранились в семейной коллекции до сегодняшнего дня. На самом же деле их гораздо больше, по словам автора, около трехсот.

   Ко из нас не пускал весной кораблики по торопливо бегущим с гор ручейкам? Озябшими руками сворачивали из тетрадного листка пароходик и со всех ног мчались вслед за ним по растаявшему снегу. А бывало и по-другому: украдкой утащив у отца молоток, наскоро вбивали в найденную на дворе щепку ржавый гвоздь, привязывали на него обрывок цветной тряпочки — и вот уже самодельный «парусник» мчался по морям, по волнам, кувыркаясь и опрокидываясь на перекатах...

   От «Цусимы» до модели

   Н для всех любимая детская забава становится началом серьезного увлечения, но в жизни Константина Дудникова случилось именно так. Кораблик из сосновой коры сначала привел к морским рассказам и приключениям, в 10 лет мальчуган залпом проглотил знаменитую «Цусиму», а позже, лет в 14-15, принялся моделировать корабли, описанные в романе А. Новикова-Прибоя. Серия военных кораблей времен русско-японской войны в его коллекции — самая обширная: флагман японского флота броненосец «Микаса», тяжелый крейсер «Кассуга», броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», крейсер «Аскольд», броненосец «Орел» — всего около 30 кораблей.

   Из книги А. Новикова-Прибоя «Цусима»: «Броненосец «Орел» стоял в гавани, пришвартованный к внутренней стенке... Весь он был черный, закован в броню крупповской стали, с массой надстроек. На баке укрепилась грузно вращающаяся башня, из амбразур которой выглядывали два длинных дула 12-дюймовых орудий, другая такая же башня угрожала с кормы. Кроме того, еще 6 башен расположились по бортам, с парой 6-дюймовых орудий каждая. Главная разрушительная мощь заключалась именно в этой батарее...»

   Н столе — с десяток участников цусимского сражения. Броненосцы, крейсеры — звучит страшно, угрожающе, но сами модели выглядят легкими и изящными.

   — В натуральную величину они такого впечатления не производили. Возможно, ощущение воздушности, изящности создает пенопласт, из которого сделаны корабли. Но раньше пенопласт был не таким. Видите, японская подводная лодка второй мировой войны? Постучите по днищу, — предлагает мастер. — Тверже дерева. Художники-оформители из него делали буквы для больших стендов, а когда эти стенды меняли, мой дед, сторож в «Горняке», буквы подбирал и отдавал мне. Я снимал с них слой столярного клея и только потом начинал вырезать...

   Паруса из галстука

   Могие из Костиных моделей появились на свет после его знакомства с любопытной информацией.

   — В свое время было много публикаций об эксперименте «Филадельфия», американцы даже фильм сняли на эту тему. Эксперимент проводился в 1943 году в Америке под личным контролем Эйнштейна. Смысл его — обеспечить невидимость судна для радара. С помощью генераторов чудовищной мощности, которые работали от корабельных турбин, создали гигантское магнитное поле — и корабль исчез из виду, только след на воде остался... Случившееся породило массу слухов о том, что судно якобы телепортировалось в иные миры, но что произошло на самом деле, до сих пор неизвестно. Я нашел чертежи эсминца «Элдридж», который участвовал в эксперименте, остальное — дело техники...

   — А какие модели имеют литературных прототипов? Есть ли в коллекции классические «Алые паруса»?

   — В книге Грина указана просто яхта, то есть прогулочный корабль, а он может быть любым. Каждый хозяин яхту строит по-своему. Допустим, яхта племянника Николая II — боевой крейсер «Светлана».

   Из книги А. Новикова-Прибоя «Цусима»: «Среди кораблей 2-й эскадры один особенно отличался красивой осанкой корпуса, роскошной отделкой внутренних помещений и чистотой. Это был крейсер 1-го ранга «Светлана». Она строилась на французской верфи и предназначалась исполнять роль вооруженной яхты для великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича. Строители ее мало обращали внимание на то, чтобы она была сильной в боевом отношении. Им и в голову не приходило, что когда-нибудь ей придется участвовать в сражении...»

   — Однажды я построил по чертежам барк «Крузенштерн», — продолжает Константин. — Слышали, что такое винджамеры? Это корабли, построенные в начале XX века после чайных клиперов, так называемые выжиматели ветра. По сравнению с клиперами, эти 4-мачтовые парусники полностью изготавливались из металла и были менее быстроходны. Барк сделал сразу в нескольких экземплярах — в подарок друзьям. Паруса навесил из пионерских галстуков. Позже мать принесла портьерный шелк необыкновенного оттенка. Как у Грина — «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет». Получилось очень красиво...

   Из книги А. Грина «Алые паруса»: «Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов...»

   Одна зима — два линкора

   — Могут ли ваши модели плавать?

   — Плавают только масштабные модели. Первую настоящую масштабную модель сделал в 17 лет, это был немецкий линкор «Бисмарк» — длиной более метра. Корпус корабля смастерил из толстого картона, пропитал олифой, на 6-7 раз покрыл шпаклевкой из талька с лаком, зашкурил и раскрасил. Перед тем как полностью сделать обшивку, рассчитал, сколько нужно металлической дроби, чтобы подводная часть погрузилась в воду. На «Бисмарка», который я делал в двух экземплярах (один — в подарок другу), пришлось потратить целую зиму. Единственный корабль, над которым работал еще дольше, почти полгода, — манильский галион. Это были крупные испанские парусники, которые перевозили ценности в Америку и находились в плавании годами. Взялся за него, потому что, во-первых, такого в моей коллекции еще не было, а во-вторых, в детском саду, куда ходит дочка, объявили конкурс на лучшую родительскую поделку, захотелось поучаствовать. В результате на конкурс отвез... огромный паровоз, который вылепил из пластилина, а парусник остался дома.

   — Получается, что вы не только корабли делаете?

   — Да, есть у меня и космические ракеты, созданные по мотивам фантастических романов, и подводные лодки. С детства очень люблю произведения Вячеслава Крапивина, романтизм которого близок гриновскому. Пробовал делать фрегат «Рафаил» из книги «Бронзовый мальчик». Смастерил речной броненосец (из повести «Выстрел с монитора») — корабль, похожий на блин, плоский, раскатанный...

   Из книги В. Крапивина «Выстрел с монитора»: «Теперь пора сказать о мониторах. Они появились в начале семилетней кампании у берегов Рога. Их начали строить обе воюющие стороны. Строили быстро, однако не очень умело и без единого образца. Вот и стали появляться в прибрежных водах разномастные бронированные черепахи с тупыми носами и уходящей в воду палубой. Их общим признаком были приземистые стальные башни с орудиями колоссального калибра и очень мелкая осадка. Она давала возможность проходить над отмелями, забираться в небольшие речки и заливы...»

   Интеллект на пальцах

   — Одна из последних книг Крапивина, «Фрегат «Звенящий», подтолкнула меня привлечь к занятиям моделированием детей. Книга эта — фактически учебник по теории корабля: в первой части боцман учит детишек делать фрегат, а вторая часть посвящена правилам судовождения. Кстати, сам писатель создал в Свердловске детскую парусную флотилию «Каравелла». Так получилось, что ребятишки, живущие по соседству со мной, заинтересовались моделями и в течение двух летних месяцев исправно мастерили собственные яхты с парусами. С того времени прошло шесть лет, но я знаю, что одна из моих учениц (да-да, учились у меня в основном девочки) до сих пор не бросила полюбившееся занятие. И это здорово: не зря говорят, что интеллект находится на кончиках наших пальцев — если бы я не возился с детства со своими моделями, не имел бы сегодня такой прекрасной памяти.

   Из книги В. Крапивина: «Той весной я впервые построил парусный кораблик. Это стало моим любимым делом. И тогда, и через год, и через два я выпускал на синие разливы луж свои бриги и фрегаты с парусами из тетрадных листов...»

   Это интересно

   Смый известный эксперимент со временем был проведен осенью 1943 года Альбертом Эйнштейном совместно с Министерством обороны США. Секретные испытания на эсминце «Элдридж» именовали «Филадельфия» (по названию военно-морской базы). Они закончились трагично, и потрясенный Эйнштейн немедленно уничтожил все записи, которые сделал в процессе подготовки.

   «Элдридж» был оснащен устройством под названием «генератор обнуления времени» и четырьмя электромагнитными генераторами, которые должны были сделать корабль невидимым для вражеского радара. По сведениям из сохранившихся секретных записей, корабль в ходе эксперимента окутался зеленоватым облаком — и исчез. Через 20 минут он появился, но был сильно поврежден, а многие моряки сошли с ума. Позже те, кто пришел в себя, рассказывали, что все они очутились в кромешной тьме и не понимали, что происходит вокруг. Каждую клеточку тела пронзала страшная боль. В какой-то момент тьма рассеялась, и матросы увидели гавань Ньюпорта в Вирджинии, которая находится за 600 миль от базы «Филадельфия».

   Нкоторые источники утверждают, что американские военные не оставили своих попыток овладеть тайной пространства и времени. Два года назад до нас дошли отголоски этих опытов. Появилось сообщение, что команда исландского рыболовного судна видела у берегов Гренландии большой военный корабль, окутанный зеленым туманом. Судно подало в эфир сигнал «SOS», а затем бесследно исчезло.

   П материалам журнала «Собеседник».

   


Наталья КОРЧАГИНА.



назад


Яндекс.Метрика