Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 144 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 7 августа 2007 года

Не просто спорить с высотой

   7 тысяч прыжков совершили за четыре года миасские парашютисты

   Помните, как вопрошала Катерина из «Грозы»: «...отчего люди не летают так, как птицы?»

   Вчем-то она, конечно же, была права — человек к полетам не приспособлен, крыльев не имеет и летать, соответственно, не может. Но, слава Богу, есть у него голова, способная думать,и воля, помогающая воплотить в жизнь задуманное. А раз есть желание и возможности, то от мечты до ее воплощения путь не так уж и долог. Парашют — вот что вам нужно, если желание парить в небе, наслаждаясь красотой стремительно надвигающейся земли, становится нестерпимым.

   Впоследнее воскресенье июля на аэродроме миасского аэроклуба было многолюдно. А как же иначе! Миасцы, а вместе с ними гости из Кустаная, Златоуста, Челябинска, Кусы, отмечали четырехлетие с момента первого прыжка с парашютом, совершенного в районе села Устиново.

   Жзнерадостные молодые (и не очень молодые) люди после медкомиссии проходили инструктаж, учились правильно выпрыгивать из самолета, глядя на горизонт и соединив вместе ноги, чуточку согнутые в коленях, а потом сдавали зачеты. Усаживались на тренажер, застегивались на все замки и четко, быстро выполняли задания инструктора. Даже тут волноваться и нервничать было нельзя, а уж в воздухе тем более: лучший помощник парашютиста — хладнокровие и полное спокойствие.

   Врочем, это только произнести легко — «спокойствие». Но разве можно успокоить бешено бьющееся сердце, особенно сердце «перворазника», который, возможно, уже и сам не рад, что попал сюда. Однако отступать некуда, а потому надо взять себя в руки и... не показать, что боишься. Они, кстати, и не показывают. Весело переговариваются, подшучивают друг над другом, деловито надевают парашюты, проходят две линии контроля и гуськом бодро шагают к самолету. Взревел двигатель, завертелся винт — и прощай, земля-матушка, уходим в открытое небо!

   Отавшиеся на летном поле внимательно следят, как самолет набирает высоту, как делает первый выброс... Несколько неясных точек в хмуром небе спустя мгновение превращаются в подобие светлых медуз (да простят меня парашютисты за такое сравнение) и плавно опускаются на землю... Кто-то дальше, кто-то ближе — место приземления зависит от габаритов воздухоплавателя. Для безопасного раскрытия парашюта нужно весить не менее 50 килограммов — тогда есть шанс опуститься в заданном районе, а не улететь, скажем, в соседнюю Башкирию. Шучу, конечно, но вот больше сотни «кэгэ» иметь тоже не желательно, иначе достигнешь земли быстрее собственного парашюта.

   Чтобы жизнь медом не казалась

   ...Первые минуты после приземления — самые яркие. Впечатлений у новичков — море, эмоции перехлестывают через край, они счастливы уже от того, что решились на этот шаг, преодолели себя, свой страх, свою неуверенность.

   — Это невозможно описать, — возбужденно рассказывает молодой слесарь-сборщик с автозавода Роман. — Что я почувствовал? Свободу!

   — Решили прыгнуть, чтобы жизнь медом не казалась, — смеются супруги Миша и Лена. — А вообще-то мы раньше по-хорошему завидовали своему приятелю-парашютисту: стрессов в его жизни не меньше нашего, а он почему-то ходит и радуется. Хотим и мы так же!.. Потому сюда и пришли. Самое сложное — заставить себя шагнуть из самолета в никуда, а потом уже все делаешь на автомате, как инструкторы учили.

   ...Возможно, кто-то из новичков больше не захочет прыгать, такое тоже случается, а кто-то наоборот, влюбится в небо и уже не сможет без него жить. Как, например, директор аэроклуба (точнее, некоммерческого партнерства «УралСпецАвиа») Алексей Таисов, по совместительству — летчик и тандем-инструктор.

   «Крыльев» полет неземной

   Ссамого детства небо было мечтой его жизни. Занятия в планерной школе машгородка. В 15 лет первые прыжки с парашютом. Служба в морфлоте. После армии — внезапное осознание того, что жизнь проходит, а мечта не становится ближе. Учеба в Бугурусланском училище гражданской авиации. Встреча в Миассе с бывшим начальником планерной школы Валентином Насекиным, который «болел» идеей построить в городе аэродром и сумел заразить ею молодого коллегу. Два года работы по оформлению необходимой документации, поиск желающих сдать землю в аренду. Покупка самолета, работа на опрыскивании и пориобретение на заработанные деньги первых парашютов. Сегодня в арсенале клуба их около пятидесяти, причем большую часть составляют так называемые Д-6.

   — Прыжки с парашютом Д-6 имеют мало общего с реальным парашютным спортом, — объясняет Алексей. — Спорт — это, в первую очередь, свободное падение. Именно ради него люди прыгают. А с Д-6 вышел из самолета, купол открылся, и всей прелести полета понять не успеваешь. Настоящее удовольствие начинается тогда, когда человек переходит на прыжки с парашютом «крыло» или «скоростное крыло». Вот там ты уже не просто снижаешься, а пилотируешь парашют...

   ...И в самом деле: наблюдать за «крылистами» можно бесконечно долго. Их плавное скольжение по небу, вправо-влево, по диагонали, закручивание «в штопор», кувыркания, сопровождаемые приятным шелестом, по-настоящему завораживают. Смотришь — и не можешь наглядеться на эти кульбиты.

   — За четыре года мы совершили семь тысяч прыжков. Для клуба такого уровня, как наш, это немало, — продолжает Таисов. — Зачем, спрашиваете, я этим занимаюсь? Вспоминаю свое детство: мне хотелось прыгать с парашютом, но не было возможности сделать это. Теперь в Миассе такое место есть. Хотя, конечно, проблем у нас по-прежнему много. Надо переходить на новое воздушное судно, на новые программы подготовки инструкторов. То, чем мы занимаемся сегодня, является ДОСААФовской системой подготовки, которая себя уже изжила. Работать с ней можно только при условии спонсорской помощи в размере 70 процентов.

   Прыгнуть можно и в 90

   ...Миасские спортсмены-парашютисты время от времени демонстрируют свое искусство родному городу. Так было на празднике машгородка, а до этого — на мероприятиях, проводимых военкоматом для юношей призывного возраста. У Алексея Таисова есть задумка наладить связь с комитетом по делам молодежи, принимать участие в акциях военно-патриотической тематики и даже награждать молодых людей возможностью совершить прыжок с парашютом.

   — Алексей, зачем людям нужен парашютный спорт?

   — Несколько дней назад приезжали к нам школьники из саткинского военно-патриотического клуба, около сорока человек. Для 15-16-летних это важно — проверить себя, понять, что ты из себя представляешь, что можешь. То есть идет воспитание характера, самодисциплины. Да и само понимание того, что хватило сил побороть страх и шагнуть в бездну, дает основание для перехода на очередную жизненную ступень. Вы осознаете, как дорога жизнь, начинаете верить в свои силы, учитесь находить решение самых трудных вопросов и бороться за себя. А в общем-то, чем больше в городе клубов разных направлений, тем больше у людей, особенно у молодых, возможностей выбрать себе увлечение по душе. Кстати, прыжки с парашютом доступны каждому, начиная с девяти лет (в тандеме с инструктором) и до бесконечности. Слышал, что в Америке прыгнула 90-летняя бабушка...

   — Нужна ли психологическая подготовка к прыжку или это уже лишнее?

   — Пока человек ходит в клуб на учебу, он уже мысленно готовится к прыжку. Когда ему показывают парашют, объясняют что к чему, у него появляется информация, которая дает чувство защищенности. Когда рассказывают об организации прыжка, об особых случаях, человек понимает: нет таких ситуаций, из которых нельзя найти выход. Поэтому в самолет он садится спокойно, уверенно.

   Каждому свое

   ...И все-таки очень хочется узнать, страшно ли человеку, поднимающемуся в небо с парашютом за спиной. Один из достаточно опытных парашютистов отвечает так:

   — Когда мне перестанет быть страшно, я перестану прыгать.

   Ипоясняет:

   — Если тебе не страшно, ты можешь сделать глупость, начнешь лихачить. Страх защищает от ненужного риска.

   — Страшно бывает до 40-го прыжка, — высказывает свое мнение Сергей Шестаков, златоустовский парашютист с 30-летним стажем, за плечами которого 647 прыжков. — Потом уже привыкаешь и чувствуешь себя нормально. Почему люди прыгают? Это невозможно объяснить. Одни становятся наркоманами, другие идут в парашютный спорт. Каждому свое.

   Иснова, в который раз, задаю себе вопрос: почему людей так тянет в небо, если и на земле можно найти немало способов пощекотать себе нервы? Но ведь неизвестно, откуда появляется в нас иногда непреодолимое желание прикоснуться ладонью к облакам и ощутить ни с чем не сравнимое чувство свободы...

   


Наталья Корчагина



назад


Яндекс.Метрика